Банки ощутили оттепель

А приставам предстоит взыскать 6 млрд рублей с их заемщиков

В Байкальском банке Сбербанка России зафиксировали снижение темпов роста просроченной задолженности по кредитам физических лиц. Если за первый квартал прошлого года она прибавила 60%, то с начала 2010 года – только 12%. Сокращение темпов – в пять раз.

О том, что «плохие долги» банков стали расти медленнее, подтвердили и в Управлении Центробанка России по Иркутской области, но констатировать стабилизацию ситуации в регулирующем ведомстве не спешат – общая сумма «просрочки» по региону оценивается в 7,6 млрд рублей. Тем временем в производстве у судебных приставов находится около 30 тыс. исполнительных листов по взысканию долгов в пользу кредитных учреждений почти на 6 млрд рублей.

Встряска для системы

– В начале прошлого года темпы роста просроченной задолженности действительно пугали, – признает начальник сектора по работе с проблемной задолженностью физических лиц на поздних сроках Байкальского банка Сбербанка России Олег Жаргалон. – За первый квартал она прибавила 60%. И это серьезная встряска для всей системы. Все структуры банка работали над выработкой мер, чтобы эту ситуацию обуздать, взять под контроль и локализовать.

По его словам, 2009 год для филиала Сбербанка начинался с долей просроченной задолженности в кредитном портфеле физлиц в 0,72%. Самый пик ее роста пришелся на конец первого полугодия, когда данный показатель практически сравнялся с 3%. Затем темпы роста пошли вниз, и прошлый год кредитно-финансовое учреждение заканчивало с уровнем «плохих долгов» по физлицам в 1,8%. Количество судебных решений, по словам Олега Жаргалона, исчислялись тысячами. На основе данных о том, что сейчас темпы роста задолженности по банку снизились в пять раз, с начала года она прибавила в весе 10–12%, он делает вывод, что проблема локализована, обвала нет, и банк управляет процессом.

– Сейчас в структуре кредитного портфеля физических лиц просроченные долги не превышают 2%. Считается, что менее 3% – это управляемый уровень задолженности, – подтвердил свои выводы Олег Жаргалон.

Основной акцент в решении проблемы невозврата долгов в банке сделали на реструктуризации кредитов. За весь прошлый год были пересмотрены условия займов на 290 млн рублей. Еще на 150 млн – в 2010 году. Кроме того, банк активно начал отстаивать свои права в суде. Так, в ходе судебных разбирательств в прошлом году удалось заключить мировые соглашения с клиентами по кредитам на общую сумму в 173 млн рублей, и 90 млн – с начала этого года. По мнению начальника сектора банка, косвенно на решение проблемы долгов повлиял и материнский капитал. По этой схеме в прошлом году в банк поступило 1,3 млрд рублей.

– Конечно, нельзя утверждать, что все эти средства пошли на погашение именно просроченной задолженности, тем не менее эта сумма существенно повлияла на ситуацию по платежам, – отметил он.

Радоваться рано

Заместитель начальника Управления Центробанка России по Иркутской области Татьяна Иванова не спешит делать оптимистичных выводов по поводу уровня просроченной задолженности банков. Она подтвердила, что долги стали расти меньшими темпами, тем не менее, серьезных снижений пока нет.

В целом по банковской системе региона, по данным регулятора на 1 марта, задолженность по кредитам физических и юридических лиц составляет 7,6 млрд рублей. От размера кредитного портфеля банков – 5,6%.

– Пусть и меньшими темпами, чем в прошлом году, но задолженность по физическим лицам продолжает расти, – говорит Татьяна Иванова. – Так, на 1 марта – это уже 2,9 млрд рублей. Рост есть, но он ниже среднероссийского показателя.

Судебные приставы вспоминают 2009-й, как год резкого увеличения поступлений исполнительных листов по взысканию долгов в пользу кредитных организаций. Они получили 32 тыс. документов, по которым предстояло взыскать более 6 млрд рублей просроченных банковских кредитов. Количество постепенно росло с начала года, показав небольшое снижение в мае. Пик поступлений пришелся на июнь, когда в ведомство было передано 4 тыс. исполнительных листов с общей суммой долга в 200 млн рублей. Для сравнения, в среднем по году ежемесячно судебные приставы брали в производство 2,7 тыс. листов на сумму 520 млн рублей. После прохождения пика статистика медленно пошла вниз. В январе 2010 года судебные приставы получили на исполнение 1,3 тыс. документов, в феврале – 1,7 тыс. 

– Похоже на то, что динамика поступлений исполнительных листов на взыскание долгов в пользу банков пошла вниз, – предполагает начальник отдела организации исполнительного производства Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области Дмитрий Желудков. – Причем заметно снижение и по сумме долгов, по январским исполнительным листам нам предстоит взыскать 200 млн рублей, февральским – 300 млн. Очевидно, что банки завершают работу с просроченной задолженностью, по основной ее части судебные решения уже вынесены. Так что основной упор сделаем на взыскание долгов, перешедших с 2008–2009 годов.

За решетку вслед за долгом

По данным на 1 марта, в работе у приставов находится почти 30 тыс. исполнительных производств по взысканию долгов с заемщиков банков. Львиная доля из них – в отношении физических лиц, по которым предстоит взыскать 3,8 млрд рублей. Долг по юридическим лицам составляет 2 млрд рублей.

– Если исходить из данных по количеству находившихся в работе производств, то по итогам прошлого года взыскано 41%, по сумме около 30%, – уточняет Дмитрий Желудков. – Примерно по 6% общего количества дел производство прекращено в связи с невозможностью исполнить. В данном случае речь идет об отмене судебного акта, смерти должника и ряду других оснований. По сумме это 15,5% в общей структуре производств в отношении банковских заемщиков. Еще примерно по 20% дел мы не установили имущество, соответственно, не можем взыскать долги. Работа по ним продолжается. Мы занимаемся розыском имущества, а самих граждан ищет милиция. Но, как правило, имущество скрывается вместе с гражданином.

Недавно судебным приставам переданы полномочия проводить дознания по преступлению, предусмотренному статьей 177 Уголовного кодекса РФ – «Злостное уклонение от уплаты кредиторской задолженности по вступившему в силу решению суда». Речь идет о случаях, когда лицо может погасить долг, но не делает этого.

– Данная статья, в основном, применяется именно в отношении должников банковских организаций, – поясняет Дмитрий Желудков. – Ведь санкция, а в данном случае речь идет о лишении свободы, предусматривается при размере долга, превышающего 250 тыс. рублей. У нас были случаи, когда по этой статье привлекали к уголовной ответственности и поручителя.

В 2009 году Управление ФССП по Иркутской области возбудило 22 уголовных дела. Шесть из них рассмотрены в суде, по всем вынесены обвинительные приговоры. Еще семь дел в отношении банковских должников возбуждено уже в этом году.