Деревня на Киренге

Небольшое, затерявшееся в бескрайних снежных полях Казачинско-Ленского района село Карнаухово – «глухомань», «глубинка». Нарисованная акварелью деревенская пастораль; срубленные на века из кедрача и лиственницы крепкие пятистенные избы; старушки, сидящие на заваленках, наперечет знающие всю поднаготную каждого жителя; непуганые коровы и лошади, задумчивым взглядом провожающие гостей; березы в кружеве инея; пахучий печной дым; заледенелая река; дрожащий от первых весенних лучей пьяняще чистый воздух…

Таких деревушек в России тысячи – когда-то звенящих детскими голосами, а ныне сиротливо и покорно доживающих свой век. И Карнаухово, наверное, могло бы также покорно и тихо сгинуть, раствориться еще два десятка лет тому назад, если бы не нашелся человек, увековечивший свою малую родину не просто в песне или рассказе – в трилогии, в гимне, гербе, музее, памятнике и сказе.

Наше знакомство с Карнаухово началось, как водится в Доме культуры. Ожидающая гостей, управляющая деревней Наталья Швецова с любовью разложила на столе книги, фотографии, альбомы, а еще яркую вышивку, на вафельном полотне которой была изображена необыкновенно веселая большущая… рыба. Небесно-голубой бок рыбины украшала не менее веселая и смешная корова с легкомысленным колокольчиком, на хвосте рыбы поместились топор и пила в обрамлении хвойных деревьев. На вопрос, что обозначает эта фантасмагория, пояснила гордо и значимо: «Герб».

Оказалось, что и герб, и гимн, и сказ о деревне Карнаухово, и трилогия «Деревня на Киренге», дом-музей, а еще памятник односельчанам, погибшим в Великую Отечественную войну, – все это наследство одного человека, имя которого Тарас Ильич Швецов.

Название свое Карнаухово, согласно летописи Тараса Швецова, получило от эвенкийского племени «кача-уры». «Первый русский – Петр Арбатский – пришел в нашу деревню в 1840 году, – читаем мы историю на пожелтевших страничках. – В 1841 году пришел Василий Рупосов из Киренска, кличка его была Лебедь. Говорили, что он на лебедином озере подстрелил черного лебедя – и тогда очень редкого, а сейчас и вовсе невиданного. В 1842-м пришел Тимофей Швецов из деревни Потапова и в том же году застолбил родовое гнездо. В 1890-м Иван Попов получил у сына Тимофея Швецова – Василия разрешение поселиться на территории деревни и получил согласие по причине наличия у Швецова двух дочерей-невест. Позже Иван Попов родил еще четырех невест, и началась деревня….».

До 1917 года в Карнаухово были только единоличные хозяйства. Потом деревню ждало раскулачивание и коммуна, позже – товарищества по совместной обработке земли. В 1928 году организовали здесь колхоз, просуществовавший до 1970 года. По летописи Швецова, в 1938 году в колхозе «Заветы Ленина» собрали самый высокий урожай. За один трудодень колхозники получили по 7 кг зерна, или по 1 рублю 50 копеек деньгами. Корова, например, тогда стоила 25 рублей. Кроме того, за трудодень тогда колхозникам давали мясо, масло, сено и другой фураж для личного скота. В 1940 году колхоз имел посевной площади 350 га, покосов 530 га, 280 голов скота, 100 овец и столько же лошадей.

Сегодня в Карнаухово от былого изобилия почти ничего не осталось. На 17 дворов приходится 45 жителей. По причине отсутствия первоклашек закрыли в этом году начальную школу. Фельдшерско-акушерский пункт из-за неимения специалиста тоже давно и прочно красуется закрытыми ставнями. О прежнем процветании напоминают лишь многочисленные стада домашней скотины, которой в каждом подворье, как и в старые времена, держат много, да большой просторный сельский клуб, как и раньше, собирающий в своих стенах всех жителей деревни по любому поводу.

Оторванность от цивилизации ничуть не повлияла на веселый характер карнауховцев. Масленицу, Рождество, Троицу здесь отмечают всем селом. В Новый год устраивают для собственного развлечения «Поле чудес», на День Победы дружно палят из охотничьих двустволок у памятника, установленного Тарасом Швецовым.

Уроженец Карнаухово Тарас Ильич прожил в деревне до 1949 года. После была служба в армии и успешная карьера военного. Вернуться на родину ему довелось незадолго до смерти – в середине восьмидесятых. Решил Тарас Швецов на собственные деньги установить в деревне памятник погибшим в Отечественную односельчанам, а заодно и своему отцу, похоронку на которого семья получила сразу после начала войны – в 1941-м. Защищать страну от фашистов ушли в начале войны более шестидесяти его односельчан, вернулись меньше половины.

Уже тогда, в восьмидесятых, Карнаухово, успев попасть в разряд «деревень неперспективных», из богатого самостоятельного хозяйства превратилось в откормочный пункт для коров Казачинского колхоза, став его подсобным подразделением.

Оскорбленный исторической несправедливостью по отношению к малой деревне – бывшей кормилице России, обиженный за несбывшиеся мечты предков, Тарас Швецов решил увековечить свою родину и написал трилогию «Деревня на Киренге». Первая часть «Карнауховский смутьян» посвящена его далекому предку Василию Тимофеевичу, вторая – «Отцы» – рассказывает о военных годах, заключительная – «Мы» – о днях «развитого социализма», окончательно разоривших сибирскую глубинку. Не смиряясь с действительностью, построил Тарас Ильич в деревне крепкий дом-музей, в котором собрал по крупицам историю родного села, придумал герб, гимн, сочинил стихотворный сказ…

Как показало время, зря печалился Тарас Ильич о незавидной судьбе деревни. Крепкая сибирская порода взяла все же свое. Не смогли ее сломить никакие политические и экономические нововведения. Сегодня здесь, как и встарь, живут потомки первопроходцев. К 60-летию Победы методом народной стройки построили карнауховцы добротный мост. Сами, ни к кому не обращаясь за помощью, не кланяясь в поисках денег, – вручную. Мощные лиственничные кряжи установили в своенравную реку Талицу способом «ласточкин хвост» – благо сохранились еще в деревне старики, помнящие что это такое. На лошадях возили гравий, укрепляли берега, скатывали вековые деревья…

– Теперь думаем, как сельское хозяйство поднять, – рассказывает Наталья Швецова, – поля, сами видите, у нас бескрайние, земля хорошая, сенокос – каких поискать! А там, глядишь, и народ начнет к нам съезжаться. Оживет школа, расцветет деревня…

О том, что недалек час воскрешения, говорит и Тамара Акимовна Добрынина – мать-героиня, вырастившая 11 детей, воспитавшая 11 внуков, а сегодня прабабушка трех праправнучек:

– А чего уезжать? Кому мы нужны? Я, к примеру, как помогла внучат поднять, взялась на воспитание племянников. Они в райцентре от пьянки едва не померли, а у меня уже третий год капли в рот не берут, работают, хозяйство сами видите – большое, едва управляться успеваем!

Возле Тамары Акимовны крутятся две девчушки – праправнучки – Олечка и Иришка. Им интересно, как весело прыгает в натруженных руках бабули юркое веретено.

– Покажи, пусть еще пожужжит, – просят девчонки.

«Может, это и есть счастье?» – думается, глядя на Тамару Акимовну и облепивших ее девчушек. Незатейливое, простое, настоящее…