Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

26 февраля 2010

Перспективы развития ГУЭП «Облкоммун-энерго»

Автор текста: Наталья Камаева

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

В последние дни уходящего года служба по тарифам Иркутской области лишила три компании, работающие на региональном рынке сбыта электроэнергии, статуса гарантирующего поставщика.

Как сообщил в интервью корреспонденту «Областной» заместитель генерального директора по энергосбытовой деятельности ГУЭП «Облкоммунэнерго» Сергей Тюрюханов, в этом году компания намерена выйти на оптовый рынок электроэнергии. Выполнив это решающее требование правил работы в переходный период реформирования энергетики, областное предприятие сможет вернуть себе утраченный статус. При этом Сергей Тюрюханов подчеркнул, что «Облкоммунэнерго» по-прежнему занимается реализацией энергии и имеет конкурентоспособные тарифы, утвержденные РСТ.

– Сергей Фомич, предприятие лишилось статуса гарантирующего поставщика. Что это решение регулятора означает для ГУЭП «Облкоммунэнерго»?

– Законодательством предусмотрено два уровня статуса гарантирующего поставщика. К первому относятся те компании, которые присутствуют на оптовом рынке электроэнергии, ко второму – нет. Мы принадлежали ко второй категории. В силу того, что на оптовый рынок мы не вышли, а это решающее требование правил работы в переходный период реформирования энергетики, нас этого статуса лишили. Но при этом мы по-прежнему являемся сбытовой компанией. Этот статус за нами сохранен. Другое дело, что правила, по которым функционируют именно сбытовые компании, еще не прописаны. Но я думаю, что этот пробел в законодательстве восполнится в течение этого года, ведь организаций такого статуса в стране очень много.

– Как эти изменения коснулись ваших потребителей, отразились ли они на тарифной политике компании?

– Интересы наших клиентов от этого решения никоим образом не пострадали. Ведь если в правовом поле мы статус гарантирующего поставщика потеряли, то де-факто он у нас остается. Мы точно так же занимаемся реализацией электроэнергии, для нас установлен покупной тариф, сбытовая надбавка, причем наши цены вполне конкурентоспособны на рынке. Если говорить о населении, то для него в любом случае ничего не изменится, так как для этой категории тариф фиксированный. Юридические лица исходят из экономического интереса, для них, безусловно, важно, чтобы изменение нашего статуса не повлекло за собой увеличения затрат при ведении их деятельности. Так вот, этого не произойдет. Кстати, конкуренты предпринимали определенные шаги, чтобы переориентировать наших потребителей на смену поставщика, но успехом эти действия не увенчались. И мы уверены, что ситуация останется стабильной. Нашим клиентам нет смысла переходить на обслуживание в другие организации, потому что тарифы у нас одинаковые с другими участниками рынка сбыта энергии, да и процедура эта достаточно хлопотная. Мы приложим все усилия, чтобы в 2010 году выйти на оптовый рынок и стать гарантирующим поставщиком первого уровня.

– Что для этого предстоит выполнить?

– Во-первых, компания должна будет разделиться. Согласно ФЗ-36 мы не имеем права осуществлять деятельность как сетевая компания и сбытовая одновременно. А сейчас это именно так, ведь мы оказываем услуги по передаче энергии и у компании достаточно мощное сетевое хозяйство. В настоящее время мы находимся в процедуре разделения, она завершится к 1 июня. Так что наш первый шаг к выходу на оптовый рынок – разделение функций компании.

– В какой форме эта процедура будет происходить?

– В процессе реструктуризации из ГУЭП «Облкоммунэнерго» будет выделено подразделение ГУЭП «Облкоммунэнергосбыт». Такое название мы планируем оставить для того, чтобы быть узнаваемыми среди потребителей. Процедура выделения хороша тем, что при ней сохраняется правопреемственность, и нашим абонентам не придется перезаключать договоры, нужно будет только оформить дополнительные соглашения.

– Какие еще требования выдвигаются к компаниям, которые намереваются работать на оптовом рынке электроэнергии?

– Следующим шагом станет регистрация на рынке точек поставки и отпуска. Иными словами, обозначить те места, где мы будем покупать энергию и где – продавать. Далее последует оснащение этих точек системами коммерческого учета. Потом предстоит получить сертификаты, нанять трейдеров, которые будут работать на оптовом рынке.

– Эти мероприятия влекут за собой денежные вложения?

– Да, процедура достаточно дорогостоящая. Только на оснащение системами коммерческого учета точек поставки и отпуска энергии потребуется порядка 70 млн рублей. Эта сумма уже предусмотрена в нашей инвестиционной программе, которая нацелена на то, чтобы, с одной стороны, повысить качество и надежность энергоснабжения, а с другой – увеличить капитализацию областного предприятия. Вторая задача будет обеспечена именно путем выхода на оптовый рынок и получения статуса гарантирующего поставщика.

– Предъявляются ли требования к участникам оптового рынка относительно их капитализации? Каким уставным капиталом должна обладать компания, чтобы получить статус гарантирующего поставщика?

– Собственный капитал организации должен составлять не менее 5% среднемесячной стоимости электрической энергии (мощности), приобретаемой на розничном рынке у гарантирующего поставщика, но не менее размера собственного капитала, установленного в качестве требования (условия) для получения лицензии на осуществление деятельности по продаже электрической энергии гражданам. Либо должен быть заключен договор банковской гарантии или договор страхования предпринимательских рисков указанной организации на весь срок выполнения функций гарантирующего поставщика с суммой покрытия, аналогичной указанному размеру собственного капитала.

– ГУЭП «Облкоммунэнерго» сегодня соответствует этому критерию?

– Под данный стандарт наше предприятие, безусловно, подходит. И это, на мой взгляд, очень разумно, что регулятор выдвигает требования относительно капитализации компаний. Россия уже однажды наступила на грабли, осуществляя реформу в жилищно-коммунальном хозяйстве, когда на рынке появились управляющие компании с уставным капиталом в 10 тысяч рублей. Это однодневки, которые собрали денежные средства с населения и исчезли. Такого нельзя допустить в энергетике. Поэтому законодатель установил размер уставного капитала, ниже которого вход компаниям на рынок закрыт.

– Есть ли преграды, которые могут помешать предприятию получить статус гарантирующего поставщика?

– Эта задача вполне по силам такому крупному и ответственному предприятию, как «Облкоммунэнерго». Мы по-прежнему являемся энергоснабжающей компанией, и у нас есть год, чтобы вернуть статус гарантирующего поставщика энергии. При этом мы намерены остаться социально ориентированным предприятием. Ведь исходя из формы собственности компании наша миссия сопряжена как с коммерческой деятельностью, потому что мы унитарное предприятие, так и с интересами области. Мы всегда идем навстречу потребителю и собираемся и впредь оставаться лояльно настроенными в отношениях с нашим клиентом.

На правах рекламы.

Другие материалы
Реклама от YouDo