29.07.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
29.07.2009 12:00

Продолжается борьба за транспортный налог

По данным налоговых служб, автовладельцы должны казне 860 млн. рублей

В последнее время региональные и местные власти активизировали совместные действия по повышению собираемости местных и региональных налогов. Один из них – транспортный. Проводятся совместные рейды ГИБДД, службы судебных приставов и налоговиков. Находят должников с помощью информационных баз, имеющихся в их распоряжении. О поступлениях в региональную казну и мерах по ликвидации задолженности мы беседуем с заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Ириной Лизанец.#

– Ирина Анатольевна,  какова статистика по транспортному налогу?

– Растет парк автомобилей, соответственно, возрастают и суммы начисленных налогов. Несмотря на то что в прошлом году ставки налога были снижены на 30%,  прирост налоговой базы составил 13%. Если в 2007 году был начислен 561 миллион рублей транспортного налога, в 2008-м – уже 759 миллионов, в 2009-м – 862 миллиона.

Всего в области около семи тысяч организаций, владеющих автотранспортом. В прошлом году им было начислено налога на 50 миллионов рублей больше (всего 202 миллиона), чем в предыдущий год. Сумма начислений в 2009 году возросла за первое полугодие на 20 миллионов рублей (всего 110 миллионов). Организации, сдав расчеты, уплачивают налог равномерно в течение года – поквартально, авансами.

На 1 января прошлого года было зарегистрировано 358 тысяч граждан – плательщиков транспортного налога, на 1 января нынешнего – уже 445 тысяч. До 1 апреля граждане уплачивают налог, начисленный налоговым органом, исходя из данных, представленных ГИБДД. Поступления все время возрастают: в 2007 году собрали 412 миллионов, в 2008-м – 609 миллионов, за первое полугодие 2009-го – 582 миллиона рублей.

– Сколько у нас добросовестных налогоплательщиков?

– Собираемость налога с юридических лиц колеблется в пределах 98–99%, а с граждан в прошлом году – 74%, то есть в среднем четверть владельцев транспортных средств остается в должниках. В этом году от расчетной суммы транспортного налога с физических лиц поступило 63%, что на 3% больше аналогичного показателя прошлого года. Тем, кто уплатит налог после 1 апреля, будут начислены пени. 

– А еще ведь есть те, кому предоставлены льготы?

– В прошлом году их было почти 60 тысяч, а сумма представленных льгот составляла более 20 миллионов рублей.

– Можно ли рассчитывать на поступления от физических лиц до конца года?

– Конечно, мы всегда планомерно работали с должниками. Если вы не уплатили налог вовремя по налоговому уведомлению, налоговый орган пришлет вам  требование об оплате. Уже несколько лет мы проводим совместные профилактические мероприятия с ГИБДД. В последнее время к нам присоединяются судебные приставы. Так, на злостного должника можно сразу же воздействовать, например, налагая арест на его автомобиль. Подобные рейды действенны, имеют общественный резонанс, так как мы активно привлекаем к освещению мероприятий местные и региональные СМИ. Ведь иногда человеку нужно лишь напомнить об его обязанностях. А в цифрах это выглядит так: во втором полугодии 2008 года после предпринятых нами мер граждане уплатили еще 94 миллиона рублей.

– Какую поддержку вы получаете на уровне власти?

– В связи с тем, что транспортный налог полностью попадает сейчас в региональный бюджет, пополнением казны озаботилось областное правительство. Вот уже три месяца совместно со всеми, завязанными на этот процесс структурами (ГИБДД, судебными приставами, мировыми судьями, Сбербанком, почтой и другими), мы разрабатываем комплекс мер по повышению собираемости транспортного налога. Проблем много. Например, наша информационная база не всегда совместима с базой ГИБДД, которая к тому же требует многочисленных уточнений, исключения ошибок и таких недочетов, как указание «нулевой» мощности автомобиля. Эта работа ведется систематически, определенные сдвиги есть, количество недочетов в базе снижается. Недостаточно высокая собираемость налога определена не только неуплатой ввиду недобросовестности плательщиков, но и тем, что они не получили уведомления. Не всегда эффективно работает служба доставки.

Поэтому сейчас мы устанавливаем по всей области налоговые посты на пунктах техосмотра автомобилей, на которых вручаем гражданам платежные документы на уплату не только транспортного, но и имущественных налогов. Этим летом ГИБДД и судебные приставы проводят рейды на оживленных участках автодорог, ведущих к дачным кооперативам. Мы организовали адресное вручение налоговых уведомлений на транспортный и имущественный налоги работникам бюджетной сферы. Напоминаем, что их заработная плата выплачивается из соответствующих бюджетов, формирующихся за счет налогов, уплачиваемых ими как физическими лицами.

Несмотря на то что ставки транспортного налога снижены на треть, поступления в этом году (по сравнению с аналогичным периодом прошлого) возросли в 1,5 раза. Это стало возможным не только потому, что постоянно увеличивается парк автомобилей, но и благодаря усилиям, предпринимаемым налоговыми органами региона. Кроме того, обеспечено поступление «старой» задолженности в размере более двух миллионов рублей.

– Какова процедура взыскания задолженности?

– Сложная. И здесь возникает много трудностей. Ситуация уже не зависит только от налоговых органов. Сумма общей задолженности по транспортному налогу на 1 июля 2009 года составляет 860 миллионов рублей (170 миллионов – пени). Для принудительного взыскания необходимо представить  в службу судебных приставов судебные приказы. Начиная с 2007 года, мы передали их 53 тысячи, исполнено только 18.  Казна могла получить 150 миллионов рублей, а получила только 41. Девять тысяч приказов (15%) возвращено нам приставами в связи с невозможностью взыскания.

– На ваш взгляд, существуют ли меры, способные кардинально изменить положение?

– Есть вопросы, которые нужно решать на федеральном уровне, выходя с предложениями с мест. Ранее в нормативных документах была прописана обязанность уплаты налога при прохождении техосмотра. Если так было бы и сейчас, мы не имели бы задолженности по транспортному налогу. Кроме того, мы могли бы освободить суды от колоссальной нагрузки по вынесению судебных приказов, а службу судебных приставов – от их исполнения. В данном случае демократия сыграла злую шутку и с бюджетом, который недополучает миллионы рублей, и с самим налогоплательщиком, которому потом приходится платить из-за своей «забывчивости», учитывая пени и штрафы, вдвое-втрое больше изначально начисленного.

Если оснастить органы ГИБДД Иркутской области системой «Поток», то можно по номерам проезжающего мимо автомобиля устанавливать, является ли его владелец должником. К слову, эта система эффективна и при поиске угнанных автомобилей.

В условиях сложной экономической ситуации  нужно разработать систему единых мер для всех ведомств, занимающихся администрированием доходов. И реализовать это как временный вариант – до наступления стабилизации в экономике.

– В воздухе витает идея повышения ставок транспортного налога, особенно на мощные автомобили. Есть ли в этом смысл?

– Исходя из практики прошлых лет и других регионов, при повышении ставок резко снижается собираемость. По-моему, устанавливая налог в размере, который реально может уплатить любой владелец автомобиля, мы способствуем реальному его взысканию. При увеличении ставок в бюджет будут заложены соответствующие поступления, а на деле значительная часть этой суммы может оказаться в задолженности. И какие-то программы останутся невыполненными.

 

Экономический кризис серьезно урезал поступления в бюджет. Почти на 40% сократился налог на прибыль, возмещенные суммы НДС уже превышают поступления. Правда, практически на прежнем уровне остались поступления в территориальный бюджет налога на доходы физических лиц. Свою роль тут сыграли меры по легализации «серых» схем оплаты труда. Снижение зарплат и сокращение числа работающих компенсировано легализацией заработной платы (с ее уровнем – не ниже среднеотраслевой). На этом настаивают налоговики, и, надо сказать, большинство работодателей с ними в конце концов соглашаются. В противном случае их ждут проверки и, так как почти всегда вскрываются факты сокрытия доходов, штрафы и доначисления налогов.