04.02.2009 13:00
Рубрики
Культура
Теги
04.02.2009 13:00

Кинотеатр с «комедийной» репутацией

Почему «Художественный» получил имя Леонида Гайдая и другие киноистории

В конце января в «Художественном» отметили десятилетний юбилей. Хотя, конечно, день рождения праздновал не сам иркутский кинотеатр, история которого длиннее примерно на 90 лет, а Центр российской кинематографии им. Леонида Гайдая. Кстати, самому всемирно известному комедиографу в январе 2009 года исполнилось бы 86 лет. В честь праздника зрителям показали фильм режиссера Марины Цурцумия «Откуда берутся дети». А директор кинотеатра Тамара Толстова вместе с газетой «Областная» вспомнила основные вехи истории «Художественного».

 

 

Как известно, это не первый кинотеатр Иркутска. Его хозяина, турецкого подданного Ягджоглу, обрусевший итальянец Дон-Отелло со своим «Электро-Иллюзионом» опередил примерно на пару лет. Но потом долгое время почти во всем он был первым и главным. Ягджоглу выкупил деревянный театр «Фарс» и на его месте построил каменное здание, используя новую для того времени технологию – железобетонные конструкции. Назвали синематограф весьма драматично – «Декаданс». После гражданской войны он получил имя «Художественный».

 

 

А 1 января 1932 года здесь состоялась иркутская премьера первого советского звукового фильма «Златые горы» режиссера Сергея Юдкевича на музыку Дмитрия Шостаковича.

– За десять лет существования Центра российской кинематографии «Художественный» зарекомендовал себя как иркутский культурный центр.

– Конечно, у нас очень разные виды деятельности: демонстрация кино, как российского, так и зарубежного, выставки, культурные мероприятия. Большая часть нашей работы связана со студентами и школьниками. Ведь так совпало, что в январе 1999 года мы открыли свой Центр кинематографии, а в августе нас «под крыло» взял Байкальский государственный университет экономики и права. Силами вуза был сделан капитальный ремонт здания, закуплено кино- и звуковое оборудование, новые кресла. Университет выделил деньги на приобретение коллекции фильмов Леонида Гайдая и продолжает нас поддерживать.

Хочу заметить, что кроме областных и городских событий в «Художественном» проходят всероссийские и международные фестивали «Человек и природа» и «Сибиряки сибирякам». В 2004 году состоялся кинофорум «Золотой Витязь», на который приезжало более 200 гостей из 23 стран. В 2005 году – правовой фестиваль «Сталкер». Регулярно проводятся фестивали французского, индийского, японского, польского и британского кино.

– «Художественный» долгое время был едва ли не единственным кинотеатром в Иркутске, который показывал некоммерческое кино.

– Да, мы показывали и арт-хаус, и интересные российские фильмы, которые больше нигде нельзя было посмотреть. Ведь наш Центр создавался именно для популяризации и продвижения отечественного кинематографа. Сейчас все изменилось: если на экран выходит достойный российский фильм, то его крутят и в коммерческих кинотеатрах, потому что зрители идут на него не хуже, чем на зарубежный. Грани уже стерты. Но тогда, много лет назад, наш кинотеатр был важен и нужен именно в этом отношении.

– Как Центр получил имя Леонида Гайдая?

– В советское время у нас в городе было 16 кинотеатров, и «Художественный» имел негласную репутацию зала комедийного жанра. Если в «Гиганте» любили детектив и мелодраму, а в «России», «Родине», «Марате» и «Экране» могли крутить с успехом индийское кино, то к нам зрители шли за хорошим настроением. И в память об этом мы в год открытия Центра выступили с предложением назвать его именем Леонида Гайдая. Но главная причина, конечно, в том, что грех было бы забыть имя нашего великого режиссера, который много лет жил, учился и работал в Иркутске.

– Как к этой идее отнеслась супруга комедиографа Нина Гребешкова?

– Забавно сейчас вспоминать, что, когда мы у нее спрашивали разрешение назвать Центр именем Леонида Гайдая, она поначалу подумала, что это какой-то захолустный кинотеатр на окраине города. Мы ее убеждали: вы не переживайте, у нас очень красивое здание в центре Иркутска. Но когда она приехала, то вздохнула с облегчением, ей здесь очень понравилось. Тогда с Ниной Гребешковой приезжал режиссер Евгений Цимбал, который привез документальные фильмы о Гайдае. У нас ведь регулярно проходят интересные творческие встречи и премьеры. За это время в «Художественном» побывало очень много известных актеров и режиссеров: Георгий Жженов, Василий Лановой, Евгений Миронов, Наталья Варлей, Наталья Егорова, Марина Яковлева, Борис Токарев, Александр Михайлов, Александр Абдулов и другие.

Сейчас мы поддерживаем с Ниной Гребешковой постоянную связь, она была у нас на 80-летии со дня рождения Леонида Гайдая.

– Тамара Васильевна, а как давно вы работаете в «Художественном»?

– В апреле будет 20 лет. Хотя в кино я уже 28 лет. До «Художественного» два года была заместителем директора кинотеатра «Гигант», а ранее четыре года работала директором кинотеатра «Пионер». Вообще же в кино я попала случайно. В юности окончила лингвистический институт и уехала из Иркутска с мужем, который поступил в московский вуз. Но так как иностранный язык без практики быстро забывается, то, когда мы вернулись, пришлось искать другую специальность. Знакомая подсказала, что в городской киносети требуется методист.

– Не жалеете, что так сложилось?

– Что вы! Помню, директор, когда принимал меня на работу, сказал: тот, кто в кино хоть немного поработает, не сможет потом без него прожить. И действительно, не обманул. Наверное, секрет притяжения в том, что в кинотеатре какая-то необыкновенная атмосфера, постоянные творческие встречи, премьеры, и это затягивает.

– Но ведь были у кинотеатра и не очень хорошие времена, когда в кино никто не ходил?

– Да, это было очень тяжелое время, спад интереса к кинотеатрам длился около десяти лет. Нам было трудно выживать. Ведь тогда практически нечего было показывать, одни низкопробные американские фильмы, а российское кинопроизводство совсем остановилось. Кроме того, везде открывались видеосалоны, а дома у людей появились видеомагнитофоны. Достаточно сказать, что из 16 кинотеатров Иркутска через некоторое время осталось всего пять. Да и то, «Баргузин» и «Чайка» были переданы в частные руки, «Хроника-Стерео» вышла на убытки, «Россия» закрылась. Нам же повезло, мы благодаря университету остались государственным учреждением. 

– Какой момент можно назвать переломным для российского кинопроката?

– У людей вновь появился интерес к кино на большом экране с выходом фильма «Титаник». Кстати, прокатчики долго решали, кому его дать в Иркутске. Выбирали между нами и «Баргузином». Честно говоря, не знаю, почему решение было принято в нашу пользу. Может быть, сыграл роль тот факт, что «Художественный» находится в центре города? Но тогда мы наконец увидели, что люди готовы идти в кино на хорошие фильмы. Вот так, фильм о катастрофе предотвратил катастрофу российского кинопроката. Потом вышел «Сибирский цирюльник», и мы окончательно пошли в гору.