12.12.2008 13:00
Рубрики
Культура
Теги
12.12.2008 13:00

Новые стандарты управления

Виталий Барышников хочет привлечь ресурсы партии и Федерации

Виталий Барышников в среду дал первую пресс-конференцию в должности министра культуры и архивов Иркутской области. На встрече с журналистами он напомнил, что не является новичком в этой сфере, поскольку несколько лет работал в управлении культуры администрации Иркутска. Да и в бытность руководителем регионального агентства по молодежной политике постоянно сотрудничал с деятелями искусства.

– Думаю, что основная часть проблем в этой сфере связана с недостаточным финансированием и слабой нормативно-правовой базой, – отметил Виталий Барышников. – Почему-то наши люди привыкли жить не по закону, а по обычаям. Но следует различать творческий процесс, в который мы не собираемся вмешиваться, и управление. Поэтому одним из основных направлений работы министерства культуры и архивов Иркутской области в ближайшие годы будет насыщение нормативной базы. Это касается стандартов оказания услуг в сфере культуры, регламентов взаимодействия между государством и учреждениями культуры, в том числе автономными, между региональными властями и муниципальными учреждениями культуры. Мы должны работать по понятным каждому участнику правилам.

Журналистов на пресс-конференции интересовали материи отнюдь не высокие, а скорее низменные – насыщение бюджета культурной жизни региона в условиях финансовой нестабильности и дефицита средств. Виталий Барышников заверил представителей прессы в том, что основные мероприятия, являющиеся своеобразной визитной карточкой региона, будут сохранены. Речь идет о Днях русской духовности и культуры «Сияние России» и театральном фестивале им. Александра Вампилова.

Министр отметил, что финансирование будет несколько сокращено, но останется достаточным для поддержания культуры на достигнутом уровне.

– Нынешний бюджет – это бюджет не развития, а сохранения, – пояснил Виталий Барышников. – Наша главная задача сейчас – сберечь все то, чего удалось достичь за последние годы. Конечно, будут сокращены расходы на капитальный ремонт зданий, на проведение некоторых мероприятий. Но, уверяю, социальные выплаты и заработная плата сотрудников будут сохранены в полном объеме.

Мероприятия, по словам Виталия Барышникова, – одно из важнейших направлений сферы культуры, по которому зачастую и судят о ее состоянии:

– Однако в основе, на мой взгляд,  должна быть поддержка и защита интересов государственных учреждений культуры, сотрудничество с творческими союзами. Наравне с этим мы обязаны вести инвестиционную работу, привлекать средства федерального бюджета и внебюджетных источников, чтобы создавать новые учреждения, строить новые объекты.

По этому поводу были приведены в пример проекты строительства библиотеки им. Молчанова-Сибирского и реконструкции Театра юного зрителя им. А. Вампилова. И тот и другой уже давно на слуху, однако до сих пор ясности в их судьбе нет.

– Когда мы просили Москву передать здание ТЮЗа из федеральной в областную собственность, чтобы региональный бюджет мог вкладывать средства в его реконструкцию, то нам дали понять, что никто не собирается отказываться от прав на этот объект, – отметил Виталий Барышников. – Федерация заверила нас, что готова участвовать в обновлении здания театра. Но есть риск, что после завершения работ управляющая компания станет брать с области немалые средства за аренду зала ТЮЗа или пристроит к нему офисные помещения. Учитывая это, мы подготовили предложение в федеральные органы, в котором изложили наши чаяния, чтобы и реставрация здания ТЮЗа началась, и объект был сохранен в качестве учреждения культуры, и платить арендную плату нам за него не пришлось.

Что касается других, весьма амбициозных проектов – строительства концертного зала и галереи искусств в Иркутске, то Виталий Барышников вынужден был огорчить журналистов:

 – В нынешней ситуации никакого большого строительства не будет. Если выбирать между лекарствами или питанием школьников и возведением галереи искусств, то предпочтение будет отдано первому. И это вполне понятно. Но не все так плохо. Например, 24 декабря мы открываем после реставрации главный дом усадьбы Сукачева. Теперь дело за остальными объектами этого комплекса. Также можно с уверенностью сказать, что Харлампиевская церковь, восстановление которой пришлось приостановить, не будет разрушена. По единому решению губернатора Игоря Есиповского, регионального министерства культуры и подрядчиков храм законсервируют, чтобы он мог безболезненно перезимовать, а в будущем году возобновят работы.

Виталий Барышников считает, что необходимо активнее привлекать федеральные средства на восстанов-

ление культурных объектов Приангарья. При этом больше всего шансов получить финансирование у зданий и учреждений Иркутска. Имеется в виду предстоящий юбилей города, в рамках подготовки к которому можно было бы значительно обновить облик областного центра.

– Необходим специальный указ Президента РФ о подготовке к празднованию 350-летия Иркутска, – уверен Виталий Барышников. – Также нужно использовать ресурсы партии «Единая Россия». Объясню. Существует партийный проект «Историческая память». Его суть – в реставрации знаменитых храмов и объектов культуры. За счет лоббирования таких программ депутатами-«единороссами» сейчас уже идет финансирование восстановления церквей и монастырей в европейской части страны. Иркутск ничем не хуже.

Еще один из возможных путей решения проблемы с недостаточным финансированием Виталий Барышников видит в переходе некоторых учреждений культуры из государственных в автономные. Этот статус, по его словам, дает больше свободы творческим коллективам, что, однако, не означает вседозволенности.

– Сейчас у нас в области есть два автономных учреждения культуры – музыкальный и драматический теат-

ры. Между ними и государством в лице областного министерства культуры заключается соглашение, в котором оговаривается определенное количество премьер, спектак-

лей, гастрольной и просветительской деятельности. Помимо этого, учреждение может проводить и свои мероприятия, используя театральные площадки для привлечения инвестиций. Но я  убежден, что при этом нельзя забывать о высоком статусе театра.