19.11.2008 13:00
Рубрики
Культура
Теги
19.11.2008 13:00

«Четверо равных» выступили в Иркутске

Классические музыканты не доверяют хвалебным эпитетам

«Не четыре струнных инструмента, а один с 16-тью струнами», «четверо равных, четверо разных, четверо великих» – такие эпитеты могли бы стать высшей похвалой для любого камерного коллектива. В случае же с Государственным квартетом им. А.П. Бородина это всего лишь констатация факта. Его концерт 14 ноября в Иркутской областной филармонии собрал полный зал меломанов.

 

Государственный квартет им. А.П. Бородина считают уникальным культурным явлением. Однако иркутским любителям музыки он интересен не только потому, что снискал славу одного из лидеров мирового квартетного исполнительства и за феноменальное творческое долголетие был занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Дело в том, что один из музыкантов, который стоял у истоков создания квартета, – легендарный виолончелист Валентин Берлинский – родом из Иркутска. А традиции камерного исполнительства он, скорее всего, почерпнул еще в детстве, ведь на заре века в столице Приангарья существовал квартет братьев Берлинских, в котором играл его отец.

– Для нас концерт в Иркутске волнителен, потому что здесь родился любимый нами Валентин Берлинский, который ушел из квартета всего полтора года назад, – отметил на пресс-конференции виолончелист Игорь Найдин. – Его замену на виолончелиста Владимира Бальшинова можно сравнить со сложнейшей хирургической операцией, которая, к счастью, прошла успешно. Кстати, именно Владимир Берлинский – автор идеи, что квартет должен существовать настолько долго, насколько это будет возможно, независимо от ухода его членов. Так как музыканты меняются не слишком часто, преемственность традиций удается сохранить.

Квартет им. А.П. Бородина появился в 1944 году в классе камерного ансамбля Московской консерватории. Тогда в него вошли: первая скрипка Ростислав Дубинский, вторая скрипка Нина Баршай, альтист Рудольф Баршай и виолончелист Мстислав Ростропович. Интерес последнего к игре в квартете на самом деле был невелик. Вскоре он привел вместо себя другого музыканта – Валентина Берлинского. После этого состав ансамбля менялся еще трижды. На сегодняшний день в квартете играют: первая скрипка, народный артист Армении Рубен Агаронян, вторая скрипка, народный артист РФ Андрей Абраменков, альтист, заслуженный артист РФ Игорь Найдин, виолончелист, заслуженный артист РФ Владимир Бальшин. Все они – яркие величины в мире музыки, однако не ищут славы в одиночку, а оттачивают свое мастерство в камерном ансамбле и ставят под сомнение ценность эпитетов в превосходной степени.

– Мы против выдающихся эпитетов, – отметил Рубен Агаронян. – С недавних пор они абсолютно девальвировались. Сегодня, когда говорят: «Это выдающийся певец», – страшно его услышать. Вдруг разочаруешься? Артисты, которые один раз выступили на телевидении, уже звезды первой величины. Но так не бывает, это явное преувеличение. А кто мы в таком случае? Я буду стоять на том, что мы – профессионалы своего дела, играть – это наша работа, наше хобби и то, что занимает большую часть нашей жизни. Квартет для нас – святыня, наше общее дело.

Поэтому музыканты не огорчаются, когда, например, зал заполнен только наполовину, ведь они уверены, что послушать их пришли истинные ценители. Однако участники квартета отмечают, что интерес к их выступлениям в России и за рубежом достаточно высок. А среди публики много молодежи. В частности «бородинцы» очень довольны своими недавними гастролями в Хабаровске и Владивостоке, откуда они приехали в Иркутск.

– Для квартета написаны самые выдающиеся произведения в русской и зарубежной музыке, – отметил Игорь Найдин. – Почему-то именно в этом жанре композиторы рождали абсолютные шедевры. Такая музыка имеет самоценность, но требует от публики определенной работы души и сердца, в нее необходимо вслушиваться.

В Иркутске музыканты исполнили произведения основателя этого жанра – Йозефа Гайдна, его знаменитого ученика Людвига Бетховена и, конечно, Александра Бородина, имя которого они носят уже более полувека. И хотя композитор за всю свою жизнь написал всего два квартета, их без преувеличения можно назвать жемчужинами русской музыки.