Муниципальные образования
Иркутского района
Листвянское
Листвянское муниципальное образование расположено в 67 км от областного центра. В состав муниципального образования входят поселки Листвянка, Никола, Ангарские Хутора, Большие Коты.Именно с Листвянки для многочисленных гостей начинается знакомство с удивительным природным миром Прибайкалья.

В конце XVII века Роман Кислицин и сотоварищи перебрались на жительство ближе к Байкалу, к мысу Лиственничный, где уже в то время стояло зимовье братьев Натягановых и Шамшуриных. Постепенно берег заселялся пришедшими из российских краев «служивыми и охочими людьми». Первыми поселенцами, осваивающими побережье Байкала в районе нынешней Листвянки, кроме вышеупомянутых, были казаки Толмачевы, Фефеловы, Шешеловы, Шипуновы, позже Белозерцевы, Стрекаловские.

1645 год – основание Лиственничного. Село начинает разрастаться – по Крестовке и по берегу Байкала селятся люди. Жители его занимаются рыбной ловлей, охотой, торговлей, кедровым промыслом. В 1701 году в поселке Никола была поставлена первая часовня, а вокруг нее расселились люди. Сто лет простояла часовня, а рядом была построена новая Свято-Никольская церковь, в 1843 году ее перенесли в Лиственничное, на берег Байкала. По преданию, Свято-Никольская церковь была выстроена на средства купца, чудесным образом спасшегося на Ангаре. Говорят, не утонул он благодаря вознесенной молитве святому Николаю, особенно почитаемому среди мореходов и рыбаков. В последний момент гибнувшего купца словно взял кто-то за шиворот и поставил на землю. Потрясенный свершившимся чудом купец, не сходя с места, дал обет выстроить храм во имя святого Николая. Свое обещание он сдержал – церковь вскоре была заложена. Но до завершения ее строительства купец не дожил – храм достроила его вдова.

В 50-х годах ХХ века, когда строили Иркутскую ГЭС, церковь перенесли в падь Крестовка, где она стоит до сих пор. Это действующий храм, где проходят службы и различные церковные обряды. Именно в этой церкви снимались сцены известного фильма про декабристов «Звезда пленительного счастья».

В XVIII веке Листвянка становится перекрестком всех водных путей. На Байкале уже развита торговля и судоходство. Из Китая и Монголии везут чай, посуду, шелка, туда поставляют хлеб, железо, пушнину. Товары ввозились и вывозились, а пошлины никто не брал, поэтому было решено построить таможенный пункт.

Настоящая история судоходства и судостроительства началась в конце XIX века. Именно тогда приступили к строительству Кругобайкальской железной дороги, а Транссиб подошел вплотную к Байкалу. В настоящее время одной из достопримечательностей для туристических направлений является Кругобайкальская железная дорога, включенная в перечень федеральных архитектурных памятников. По ней курсирует паровоз из Иркутска в порт Байкал. С XVIII века Листвянка (Лиственничное) была главным морским портом, где ремонтировались и строились суда.

В 1957 году Листвянка вошла в состав Иркутского района. Здесь происходят яркие события российского и даже мирового масштаба (исследование Байкала – погружение батискафа, строительство Кругобайкальской железной дороги). Байкальский музей ИНЦ СО РАН: 1961 году экспозиция музея впервые была размещена на небольшой площади. Музей Байкала по праву считается сокровищницей Листвянки. Здесь собрана вся история – от образования Земли и до сегодняшнего дня. Конечно, рассказана полнейшая история озера Байкал. Байкальский музей принимает в год около 500 000 туристов из разных стран мира. Это одна из главных достопримечательностей Листвянки.
Большереческое
Село Большая Речка основано в XIX веке в устье Ангары и расположилось по берегам реки Большая. В 1937 году вошло в состав вновь образованного Иркутского района.
В Большой Речке в 30-40-е годы активно развивалась лесная промышленность. Здесь действовал леспромхоз с базой по заготовке леса и его сплаву в Иркутск по Ангаре. Также работала верфь по строительству и ремонту судов, курсирующих по Байкалу. Тогда же к Большой Речке присоединили окрестные Бурдугуз, Тальцы, Бутырки, в конце 70-х годов получившие статус отдельных населенных пунктов.

Вектор развития Большой Речки изменился с возведением Иркутской ГЭС и попаданием в заповедную территорию Прибайкальского национального парка. Судоверфь перенесли в Листвянку, леспромхоз со сплавной базой передислоцировали в Иркутск, а ремонтные мастерские в поселке ликвидировали. Это было связано с особыми экологическими условиями, а также необходимостью охраны акватории Байкала и Иркутского водохранилища.


В поселке действует зверохозяйство «Большереченское», где разводят норок, соболей и другие ценные пушные породы. Предприятие развивает и экскурсионные услуги. ЗАО «Большереченское» – единственное звероводческое хозяйство от Новосибирска до Дальнего Востока. За год предприятие поставляет на рынок в среднем до 60 тыс. шкурок норок.

Современное развитие может быть связано с развитием туристического бизнеса. Прекрасная природа, близость к Иркутску и Байкалу, удобное транспортное сообщение дают хороший задел для привлечения отдыхающих.
Голоустненское
Село Малое Голоустное основано более 300 лет назад. Первыми его поселенцами были эвенки, основным занятием которых было оленеводство, охота и рыбная ловля. Но эвенки – народ кочевой, и поэтому родоначальниками деревни Тарбеевка считаются Тарбеевы – Иван Егорович по прозвищу Большой, Иван Егорович по прозвищу Малыш и Василий Егорович. Занимались они скотоводством, сеяли хлеб, заготавливали ягоды и орехи.
Быстрый рост численности жителей начался в ХХ веке. По данным на 1926 год, в селе проживали уже 294 человека. В 30-е годы прошлого века началось освоение лесных ресурсов, однако масштабы его были невелики до конца 40-х годов, когда сюда перебазировалось крупное лесозаготовительное предприятие – Большереченский леспромхоз с установленным годовым отпуском леса в 500 тысяч кубометров. Центральным поселком стало Малое Голоустное.

В 1987 году было принято решение о прекращении рубок главного пользования в водоохранной зоне Байкала, к которой была отнесена вся прилегающая территория. После создания Прибайкальского национального парка в его ведение перешла природоохранная и лесохозяйственная деятельность в прибрежной зоне озера Байкал. На базе Большереченского ЛПХ в 1987 году было создано комплексное лесохозяйственное предприятие «Байкал». Помимо лесохозяйственных работ предприятие активно занялось сбором и заготовкой дикоросов, производством сборных садовых домиков из бруса, сувениров и другими промыслами, а также обслуживанием туристов.

Сейчас ведущими видами хозяйственной деятельности в бассейне реки Голоустная является лесное хозяйство, представленное Голоустненским лесхозом и лесничеством Прибайкальского национального парка. Действует также ремонтно-строительное предприятие. Важнейшим событием для жителей Малого и Большого Голоустного стало строительство автодороги до Иркутска.

Церковь святителя Николая Чудотворца была построена в 1863 году на средства ясачного иногородца из второго Ашегабатского рода В.С. Белозерцева. Освятил ее будущий Иркутский архиепископ Вениамин 5 февраля 1867 года. В день освящения по льду Байкала принесли из Посольского монастыря чудотворную икону Святителя Николая. Съехались представители дальних иногородческих ведомств, и прибыл главный тайша кудинских бурят. «Стечение богомольцев, христиан и язычников было чрезмерно». В этот день храму было принесено множество пожертвований от местных бурят. Первоначально церковь была приписана к Посольскому Спасо-Преображенскому монастырю, затем ее передали в ведение Иркутской Миссии. Открытие нового миссионерского стана в Большом Голоустном состоялось 4 марта 1896 года. В приходе церкви в начале XX века насчитывалось более 1200 человек, из них – 583 крестьян, 205 -крещеных бурят и тунгусов.

Архитектура церкви была типична для небольших православных храмов второй половины XIX века. Кубический храм под восьмискатной кровлей с фронтонами по четырем сторонам, увенчанный одной небольшой главой на восьмигранном барабане. Более низкая, узкая и короткая трапезная соединяла храм и двухъярусную четвериковую колокольню. В декоративном убранстве преобладали мотивы классицизма: антаблементы обшитых стен, рамочные наличники с сандриками. Алтарь трехгранный трапециевидный. В интерьере прикрытие храма имитировало полусогнутый свод. Церковь закрыли в 1938 году после отказа общины верующих произвести капитальный ремонт. В последующем здание использовали под зернохранилище, затем под клуб. Восстановительные работы были проведены в 90-х годах. Тогда на колокольне вместо утраченного возвели массивный восьмигранный купол. В 1998 году церковь сгорела. И вновь возведен храм Святому Николаю Угоднику в поселке Большое Голоустное. В селе Малое Голоустное возведен и освящен храм в честь Преподобного Серафима Саровского.

В 1862 году была построена часовня на берегу Байкала между Крестовым и Тальниковым устьями. Возведена часовня иногородцем Балю. В честь обретения иконы Николая Чудотворца, найденной язычником-бурятом, на том месте поставлен крест, а затем часовня. Так как Балю был богатым человеком, он на свои средства и построил часовню, которая стоит и поныне. Икона Николая Чудотворца составляла предмет особенного почитания местных бурят, каждый год в летнее время ее носили по Забайкалью, а в зимнее она возвращалась в Большое Голоустное, в часовню, затем после открытия церкви в 1867 году ее перенесли в церковь.
Гороховское
XVIII век – время освоения Сибири. По верховьям речек Балей и Кеть кочевал сайгутский род бурятов-шаманистов, насчитывающий пять улусов, выживший со времен кочевья тунгусов. С приходом в долину реки Балея русских от устья реки Балей (селение Зверевых), становлением небольших поселений, выселков и заимок, поиска удобной земли, территория кочевья представителей коренного населения сокращается. Это приводит к постоялому проживанию сайгутских бурят и частым контактам с русскими, что способствует в большей степени развитию мирного соседства. Согласно епархиальным ведомостям, к концу XIX века жителей в сайгутском роду насчитывалось 708 человек, из них 233 православных, остальные были некрещеными.
Улус Кетский сайгутского рода был приписан к приходу Китойской Христорождественской церкви. В улусе имелось 43 двора, 58 отдельных жилых изб. По спискам, составленным в 1874 году, проживало 98 мужчин и 94 женщины.

Деревня Баруй обжита русскими и бурятами в конце XIX века. В 1909 году в деревне было открыто министерское училище. Первые русские поселения в долине реки Балей появились в XVII – начале XVIII веков, некоторые подсказки об этом можно найти в «Чертежной книге Сибири», составленной тобольским сыном боярским Семеном Ульяновичем Ремезовым в 1701 году. В «Чертеже земли иркутского города» изображена река Балей и стоящие на ней поселения, не имеющие названий, но по расположению соответствующие нынешним деревням Быково и Степановка. Весьма вероятно, что эти селения образовались еще раньше, примерно в 1670–1700 годы, так как при составлении Атласа Сибири в 1700 году Ремезов пользовался более старыми картами и схемами, сделанными первопроходцами и снаряженными для этих целей экспедициями.

Селение Степановское приписывалось к Быковскому приходу. В селении имелись сельское управление, экономический магазин, часовня, один питейный дом. По спискам 1874 года проживало 209 мужчин и 224 женщины.

Деревня Гороховская или Горохово появилась приблизительно в 1800–1840 годах и стала основным местом для развития крупнейшего в Иркутской области винокуренного производства – благодаря наличию строительного леса, обилию ключей с чистой водой, пригодной для производства спирта высокого качества. Первое упоминание о деревне возникает в 1856 году, когда основывается «Ново-Александровский винокуренный завод в 67 верстах от Иркутска, вблизи деревни Гороховской, на реке Балее», работающий на английском оборудовании и принадлежащий иркутским почетным гражданам Юдину и Медовикову, владеющим также Александровским винокуренным заводом в селе Александровское. Для потребностей завода вблизи Горохово были выстроены заводская контора, больница, кирпичные склады, большое оптовое винное хранилище, налажено бондарное производство, построено 68 жилых строений, где проживало 98 мужчин и 94 женщины.

В 1871 году совладельцем, а позже хозяином Ново-Александровского винокуренного завода становится Михаил Дмитриевич Бутин, предприниматель, общественный деятель, меценат из купеческой семьи из Нерчинска.

В то время деревня Горохово была приписана к Быковскому приходу. В деревне имелись сельское управление, экономический магазин, одна торговая лавка с мануфактурными и две с мелочными товарами, четыре питейных дома, базар, 132 жилых двора. По семейным спискам 1874 года проживало 174 мужчины и 169 женщин.

В 1883 году в Горохово открыто Ново-Александровское министерское училище. В 1888 году на средства прихожан была заложена деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. С постройкой храма деревня Горохово становится селом. Именно с образованием Богородице-Казанского прихода село Горохово становится центром, объединяющим сразу несколько сел, приписанных в приход к 1909 году, в котором имелись Сайгутская церковно-приходская школа, два училища – Ново-Александровское в селе Горохово и Баруйское.

В 2009 году иерей Валерий Некрасов обратился к епископу Иркутскому и Ангарскому Вадиму за благословением: освятить место под строительство православного храма в селе Горохово под старым названием – Казанской иконы Божией Матери. Осенью 2010 года было начато возведение храма из бруса. А в октябре 2011 года закончена обрешетка на крыше храма. 15 апреля 2012 года, в день праздника Пасхи, в церкви состоялась первая пасхальная служба.
Дзержинское
В 1757 году в Иркутск приезжает первый губернатор Карл Львович фон Фрадендорф, до этого занимавший пост командующего войсками всех сибирских укрепленных линий в звании генерал-майора. Он много внимания уделял тренировкам военнослужащих сибирских войск. Красоты этого края, географическое положение привели к тому, что в летнее время на месте, где сейчас находится поселок Дзержинск, был организован постоянно действующий военный лагерь.
Следующее упоминание о поселке появляется только в 1928 году, когда ученый Писарев разбил первое опытное поле, расположенное вблизи Иркутска. Так началась летопись Дзержинска. Советское время для поселка было непростым. В 1930-е годы на территории образован поселок для раскулаченных из южных районов России – в основном, русских, украинцев, белорусов, а в военные годы – немцев, латышей, эстонцев. Раскулаченные жили в землянках по две-три семьи вместе.

В эти годы на опытном поле был заложен плодово-ягодный сад под руководством агронома Лемешева. Площадь сада была около 15 гектаров. Вокруг был лес, который заготавливали для строительства. В это время были возведены бараки, зернохранилище, склады, больница, роддом, школа, детский сад.

В советское время поселок развивался как сельскохозяйственная территория, в 1957 году была создана опытная станция, проводилась большая научная работа по исследованию почв, сортов пшеницы. Особое внимание уделялось племенной работе в животноводстве. В 1970 году на территории образован центр подготовки и повышения квалификации специалистов сельского хозяйства разных уровней, начиная от руководящего состава до кадров массовых профессий (трактористы, прорабы, комбайнеры, слесари). Центр был оснащен на высоком уровне: общежитие, столовая, гаражи с техникой.

На территории муниципалитета функционирует Центр агрохимической службы «Иркутский». Он был образован в 1964 году при главном управлении химизации министерства сельского хозяйства СССР. Приоритетной задачей ЦАС «Иркутский» является повышение урожайности сельскохозяйственных культур, обеспечение продовольственной безопасности.

За последние годы проведен капитальный ремонт центральной улицы поселка, проложен тротуар, что значительно облегчило дорожную обстановку. Также полным ходом идет обустройство детских площадок и замена уличных фонарей на современные и экономичные светодиодные светильники.

Непосредственная близость Дзержинска к областному центру вызвала интерес застройщиков. На территории Дзержинска возведен крупный жилой район «Современник», рассчитанный на пять тысяч человек.

Большим достижением стало и то, что вместе с многоквартирной жилой застройкой в поселок пришла централизованная канализация. Новостройки включены в сети иркутского Водоканала. А в перспективе предполагается подключить к централизованным сетям все дома и учреждения поселка. В планах на будущее – обеспечить поселок ангарской водой. Планируется возведение школы на 352 места, строительство детского сада на 145 мест.
Карлукское
Карлук расположен в 13 км от Иркутска. Когда-то небольшая деревня сегодня представляет собой развитый пригородный поселок с богатой и интересной историей.
Карлук был образован в 1776 году Агеем Федоровичем Граниным, сыновья которого основали деревню Грановщина. По одной из версий, название деревни произошло от бурятского «хараалаг» – черно-пегая гора, для которой характерна пестрота растительного покрова. Речь идет о Кудинской горе: действительно, когда смотришь издалека на нее, то она покрыта то черными, то пегими пятнами.

Уже в 1878 году деревня значительно разрослась: насчитывалось 46 дворов, в которых проживали 108 душ мужского пола и 114 – женского. Население в основном составляли приезжие крестьяне. В деревне была построена часовня, сельское управление, два питейных дома. В начале ХХ века рост населения продолжился. Количество дворов увеличилось до 77, население составляло около 450 человек. В 1910 году была открыта церковно-приходская школа от Уриковской церкви. Двое зажиточных братьев Беляевых пожертвовали под школу свой старый дом. В школе было всего три класса и одна учительница.

В 1929 году образовывается первый колхоз имени Чапаева. Начинает активно развиваться сельское хозяйство. Для обеспечения населения работой в конце 50-х годов на территории Карлука началось строительство птицефабрики «Иркутская». Стала активно развиваться социальная сфера. В 1956 году была построена новая добротная деревянная школа. В 1960 году открыт фельдшерско-акушерский пункт. В 1961 году заработала птицефабрика – гордость советских времен.

С этого времени началось активное развитие деревни. В 1970 году птицефабрика «Иркутская» вошла в десятку лучших предприятий СССР. Во всех продовольственных магазинах Иркутска на прилавках можно было найти карлукское яйцо и мясо кур. Продукция птицефабрики пользовалась спросом.

В 2004 году Карлукская птицефабрика была закрыта. В 2007 году история деревни получила новый виток. На пост главы избрали Александра Васильевича Марусова, который основной упор в своей работе делает на развитие массового спорта и решение вопросов благоустройства. Главным принципом в условиях развития местного самоуправления становится тесное взаимодействие с населением. Совместными усилиями за два года был построен центральный водопровод.

Большая работа проводится по вхождению поселения в государственные программы. В 2015 году состоялось открытие нового детского сада на 95 мест. В 2019 году начался капитальный ремонт здания средней школы.

Карлук – современная и перспективная деревня, которая активно застраивается. Горожане все чаще выбирают Карлук местом постоянного проживания. Местные жители также любят свою деревню и живут поколениями на родной земле. А это значит, что имеются все возможности для активного дальнейшего развития.
Максимовское
Село Максимовщина основано в 1540 году. Первые поселенцы давно ушли в прошлое, но есть в селе старожилы, которые помнят от своих отцов, дедов и прадедов рассказы о родной деревне, да и сами были очевидцами некоторых событий. Появилось село давно, и лет ему примерно столько же, сколько и Иркутску.

Рассказывают, что был такой мужчина по имени Максим, плыл он по реке Иркут, приглянулась ему земля около горы, и обосновалась тут деревня, а началом села считают место недалеко от церкви. Деревне дали название Максимовщина. Появились новые дома, строили их вдоль Иркута. Самое высокое место в селе называется «Кавказ», не зря строили дома на высокогорье – от наводнения, да и сверху видна вся деревня.

В 1870–1873 годах в течение Болгарской кампании Фарафоитий Малых командовал сотней казаков, охранял село. Жили за кладбищем на Увале. В сторону теперешней железной дороги, в 300 метрах от кладбища стояла маленькая часовенка, а около нее был вкопан Поклонный крест. Здесь служили молебен. Икон в часовне не было, селяне приносили их с собой. Приходили к часовне и люди из города, в большие церковные праздники, особенно в Троицу, устраивали шествие по деревне, просили «угодья», дождя, верили люди, что такое поклонение Богу отведет их от напасти и от неблагополучия. Часовню разрушили после революции, но крест долго стоял на том месте. Жители села до сих пор называют это поле «У креста».

В 20 годах учитель школы Евсей Константинович Петелин со своими учениками проводили раскопки в расположении «Креста». Ими были найдены кость мамонта, стрелы с наконечниками. Об этом рассказывали его ученики Алексей Степанович Долгих и Иван Васильевич Глазков.

В советское время за Максимовщиной, по дороге в Селиваниху, находилось подсобное хозяйство от авиазавода. Стояло двухэтажное здание, в нем были магазин, контора, два длинных барака, сюда приехали переселенцы. За домом Н.Д. Вацыка (улица Новая) стояла одноэтажная начальная школа, была организована сплавная контора.

Живописное расположение этих деревень сделало их любимым дачным местом зажиточных иркутян в XIX веке. В настоящее время около этих деревень прошла железная дорога, соединяющая Иркутск с Владивостоком.

Вновь образованное Максимовское муниципальное образование действует с 1 января 2006 года. На территории МО находятся средняя общеобразовательная школа (рассчитана на 200 учащихся с преподавательским составом 40 человек), детский сад, ФАП, Дом культуры.

В перспективе планируется построить новый детсад на 90 мест, благоустроить пляж и создать базу отдыха на живописном месте Иркута.
Мамонское
Село Мамоны зародилось в конце XIX века. Воскресенский Жилкинский монастырь подал прошение о выделении земельных угодий для хозяйственных нужд. Для лошадей монастыря необходимы были овес и сено, а березовый лес мог обеспечить дегтем и дровами нужды монастыря. Так на берегу ручья появилось зимовье. Смотрителем всех дел монастырь назначил монаха Мамонова. К 1914 году хозяйство монастыря имело несколько полей на склонах ручья, а вокруг зимовья возведены хозяйственные и жилые постройки. Смотритель Мамонов передал управление крепким крестьянам Чупрову и Борцову.

Советская власть национализировала «поповские земли» и организовала совхоз. Небольшую молочную ферму, свинарник, птичник разместили на берегу Иркута в двух километрах от зимовья и строений Чупрова.

К началу Великой Отечественной войны село состояло из двух деревушек: на берегу Иркута и на склоне горы у ручья. Расстояние между ними было два километра. Проживали в них чуть более 80 человек. Хозяйство села входило в состав совхоза «Максимовский». И было оно очень слабое: низкий уровень механизации, не хватало рабочих рук, часть жителей проживала в землянках, не было электричества, все дороги грунтовые, которые в дождливую погоду превращались в непроходимые. В селе не было постоянной торговли и фельдшера.

В самом начале войны село решением областной власти становится подсобным хозяйством оборонного предприятия - Иркутского авиационного завода. Иркутский завод №125 быстро перестраивается на военный лад. Рабочий день в 10–12 часов становится нормой, увеличиваются сменные задания, усиливается дисциплина, к работе в цехах привлечены 16-летние учащиеся ФЗУ.

Из Москвы эвакуируется авиационный завод №39 имени Менжинского. Было перевезено в течение декабря 1941 года 17000 рабочих и специалистов завода. Бюро Иркутского обкома ВКП(б) на своем заседании рассмотрело вопрос «О размещении эвакуированного завода № 39 имени Менжинского» и постановило «…обеспечить завод бесперебойным снабжением продуктами питания… и выделить районы для дополнительной заготовки картофеля и овощей». Таким образом, три хозяйства – «Труженик», «Ударник» и «Максимовское» – были переведены в подсобное хозяйство объединенного авиационного завода №39.
Директором хозяйства «Максимовское» был назначен Е.В. Паутов.

В Иркутск за годы войны эвакуировано 22 предприятия из западных районов страны. Город был не в состоянии всем помочь. Авиационный завод добился стабильного питания почти для всех рабочих. За суровый период Великой Отечественной войны село, состоящее перед войной из нескольких домов, бараков и землянок, где проживали всего 17 семей, превратилось в настоящую сибирскую деревню с постоянным населением около 250 человек. Хозяйство производило молочную продукцию, говядину, свинину, картофель, капусту. В небольших объемах производилось яйцо. Ежедневно на завод отправляли грузовую машину с продуктами. Тракторы и машины стали вытеснять лошадей на полевых работах.

После окончания Великой Отечественной войны продолжалось развитие подсобного хозяйства, что должно было повысить обеспеченность работников завода продуктами питания. В подсобное хозяйство отправлены автомашины и трактора, каждый цех закрепляется за полями по выращиванию картофеля и капусты. Завозится племенной скот и птица.

В конце 50-х годов проведена сельскохозяйственная реформа – подсобные хозяйства заводов упразднены. Хозяйство «Максимовское» преобразовано в учебно-производственное при сельскохозяйственном техникуме. Сотрудничество с авиационным заводом дало селу второе рождение и останется в памяти заводчан и жителей села. Благодаря этой совместной работе, учебное хозяйство «Максимовское» позже стало совхозом-миллионером.

Сегодня в состав входят село Мамоны, деревня Малая Еланка, заимка Вдовина, поселки Южный и Западный.
Марковское
Марковское муниципальное образование расположено на юго-западе Иркутского района в 16 км от областного центра. Территория поселения очень востребована для целей жилищного строительства как малоэтажного, так и многоэтажного. Наличие Иркутского водохранилища и выход к озеру Байкал являются предпосылкой развития различных видов отдыха на воде.
Марковское муниципальное образование – одно из экономически крупных поселений Иркутского района. На территории поселения идет активное жилищное строительство. За 2017-2018 годы введено более 160 тыс. кв. метров жилья. В 2018 году к микрорайонам Березовый, Луговое, Стрижи, Сокол, Изумрудный добавились микрорайоны Юго-Западный и Южный парк. Рост населения за год составил 3,5 тыс. человек, численность зарегистрированных жителей Марковского МО составляет более 33 тыс. человек.

В 2018 году на нужды жителей из бюджета направлено 136,2 млн рублей, включая дотации и субсидии из регионального и районного бюджетов. Основные средства были израсходованы на ремонт и строительство инженерных сетей. В 2018 году завершено строительство кольцевого водовода в поселке Маркова протяженностью 9,9 км.

Одна из самых важных задач - строительство, эксплуатация и содержание дорог поселения. В прошедшем году по пяти дорогам подготовлены проекты, которые сейчас проходят экспертизу. Это проекты автомобильной дороги по ул. Центральной микрорайона Ново-Мельниково, дороги между микрорайонами Березовый и Николов Посад, проезда Дачный, дорога по ул. Березовая в микрорайоне Сергиев Посад и дорога по ул. Магистральная в микрорайон Ново-Иркутский, проезда Подгорный в микрорайон Ново-Иркутский.

По проекту «Иркутская агломерация» запланировано проектирование дорог для оптимизации транспортных потоков через Маркова по улично-дорожной сети Иркутска. Подготовлен проект подъездной дороги к поселку Падь Мельничная, им предусмотрено устройство ливневой канализации по сбору всех сточных вод, строительство локальных очистных сооружений перед населенным пунктом.

Одна из приоритетных задач – социальное развитие. В 2018 году в микрорайон Юго-Западный за счет федерального, регионального и районного бюджетов построен детских сад на 140 мест. В 2018 году начато строительство школы на 1275 мест. В ближайших планах – строительство поликлиники в микрорайон Луговое. В Маркова идет капитальный ремонт школы – приведены в порядок бассейн, спортзал, классные комнаты, инженерные сети и кровля.
Молодежное
В 1952 году перед предстоящим затоплением Иркутской ГЭС археологу П.П. Хороших было поручено произвести раскопки в деревне Малая Разводная. Совсем немного времени оставалось до того момента, когда на дне Иркутского водохранилища скроются крестьянские огороды, избы, дороги. Надо было спасти прах декабристов Алексея Юшневского и Артамона Муравьева, погребенных в церковной ограде деревни Малая Разводная. А вот могилы декабристов Борисовых так и не удалось найти. Они навсегда остались на дне Иркутского моря.
В 1950–1954 годах на месте ангарских порогов стали строить Иркутскую ГЭС. Деревни Малая Разводная и Щукино попали под затопление. Еще в 1954 году можно было проехать по старому тракту, где в Тальцах работал стеклозавод (делали оконное стекло, посуду, бутылки). Местные жители, которые не хотели уезжать далеко от родных мест, в 1960-1965 годы перевезли свои дома и поселились в Ново-Разводной и Новой Лисихе. В это время началось строительство автомагистрали на Байкал до Листвянки. Вдоль дороги была оставлена защитная зона – 200 метров, которая предназначалась для строительства железной дороги на Листвянку.

Первоначально предполагалось перевести сельхозинститут в Оёк. Но руководство института во главе с ректором В.В. Назимовым убедил министерство, что институт должен находиться рядом с подсобным хозяйством (ныне учхоз «Молодёжный»). Подсобное хозяйство в то время имело фруктовый сад, теплицы, большое стадо коров, поля зерновых культур и картофеля. В Москве специалисты института «Гипровуз» разработали генеральный план. На месте отведенной площадки под строительство росла березовая роща и густой осинник. Иркутяне выезжали сюда на отдых, собирали ягоды, грибы. Еще одной достопримечательностью этих мест были родники – как раз перед учхозом, где сейчас находится котельная. Учебный комплекс начали строить весной 1960 года. Теперь в поселке базируется Иркутский государственный аграрный университет имени E.E. Ежевского – главная кузница кадров для агропромышленного комплекса региона.

В состав Молодежного МО входят два поселка – Молодежный и Новая Разводная. На территории поселения находятся ТСН «Молодёжное», СПК «Байкальский», СНТ «Березка-1», СНТ «Березка-2», СНТ «Родник», СНТ «Фронтовик», ДНТ «Искра».

В 2016 году построен детсад, который посещают 256 детей. Есть в поселении и частный детский сад «Левушка». В 2018 году свои двери открыла новая школа на 1275 мест. В декабре 2018 года открыта поликлиника, рассчитанная на прием до 24 тысяч человек. Благодаря близости к Иркутску в Молодежном МО активно селятся горожане, разрастаются коттеджные посёлки не только в Молодёжном, но и в Новой Разводной.

Действует около 20 спортивных и культурных кружков и секций. С начала 2017 года развивается футбольное направление, действуют четыре команды. Действуют секции борьбы, скандинавской ходьбы, группы тенниса и шахмат.

Особая гордость жителей Молодёжного – лыжная база аграрного университета. Здесь ежегодно проводится такое знаковое массовое состязание как «Лыжня России».
Никольское
В 70 км от Иркутска расположено красивое село Никольск, которое образовалось 260 лет тому назад. Село начали строить на горе, недалеко от чудесного озера, пришлый народ – ссыльные люди из России. Построили две улицы – 140 домов, а в центре – церковь в честь Святого Николая Чудотворца. Рядом с церковью – церковно-приходскую школу, в которой обучали детей грамоте и Закону Божиему, а еще – винокуренный завод.

До 1917 года селяне жили единоличным хозяйством: каждая семья обрабатывала поля, содержала домашнюю живность: крупный рогатый скот, птицу, занималась собирательством (грибы, ягоды), охотой, рыбалкой. В 1922 году образовался сельсовет, а с 1923 года Никольский сельсовет значится в составе Оёкской волости Иркутского уезда.

С декабря 1991 года управление территорией передано Никольской сельской администрации. На территории Никольского муниципального образования расположены четыре населенных пункта – село Никольск, деревни Кыцигировка, Егоровщина, Рязановщина.

Никольску более 270 лет. За эти годы Никольск и прилегающие деревни прошли сложный и трудный путь развития: от единоличных крестьянских хозяйств до коммун и совхозов. В 30-е годы ХХ века в селе началась коллективизация. В Никольске образовалось четыре колхоза: «1 Мая», «Комсомолец», «Непобедимая жизнь», коммуна «Майское утро». Колхозы просуществовали до 1935 года. В годы Великой Отечественной войны жители сел и деревень трудились от зари до зари, чтобы уничтожить грозного врага. Защитникам Отечества в Никольске поставили памятник.

В 1964 году был создан новый совхоз «Комсомольский» – молочно-мясной и овощной направленности. Труженики молочно-товарных ферм, полей снабжали жителей Иркутска мясо-молочной и овощной продукцией отличного качества. На полях выращивали не только зерновые культуры и картофель, но и овощи: томаты, огурцы, капусту.

Сейчас в селе действуют объекты социальной сферы: средняя и начальная школы, детсад-ясли, Дом культуры, библиотека, стадион, аптека, медпункт, ветеринарная аптека, почтовое отделение связи. Приведен в порядок стадион, где часто проходят спортивные состязания и культурно-массовые не только для односельчан, но и районного уровня.
Оёкское
Последние исследования историков относят основание Оёка к 1654 году, а активное заселение его началось в 1688 году. Воевода Леонтий Кислянский распорядился в 36 километрах от Иркутска, при впадении реки Оёк в Куду, поселить пашенных крестьян. Первыми сюда прибыли Панкрат Тимофеев, Сорокин и Евсей Емельянов. Древние бурятские роды – Буяновский и Абаганатский – издавна владели этой землей, тут находились их кочевья. Выбрав место для новой крестьянской слободы, воевода заставил бурят откочевать «вверх по Оёку-речке».

Откуда появилось это название села и реки? Одно из преданий объясняет так: места здесь болотистые, топкие. Трудно было бурятам кочевать с места на место. При этих переходах часто ломались повозки с хозяйственной утварью. От досадного бурятского возгласа «ой-ех» и произошло это название. Имеются и другие версии.

Оёкская слобода быстро начала разрастаться за счет новоприсланных «переведенцев», то есть тех, кто бежал с мест поселения. В 1700 году слобода пополнилась переселенцами с русского севера. В 1708 году Оёкская слобода выросла с 58 крестьянских дворов до 75, а площадь пахотных земель увеличилась с 32 до 53 десятин.

Близость к Иркутску стимулировала развитие села Оёк. В это время процветало кустарное производство. Насчитывалось уже 25 кузниц, шесть смолокурней, 117 мастерских по изготовлению бочек, 33 плотницких, 10 гончарных. Кожевенники, бондари, чирочники из Оёка славились в округе.

В 1825 году вышел «Справочник по Иркутской губернии», где Оёк назван в числе пяти крупнейших агрономических участков. В становлении и развитии села огромную роль сыграло движение по Якутскому тракту. В Оёке находился этап каторжного пути, по которому ссыльные направлялись в северные районы Иркутской губернии.

После окончания срока каторжных работ декабристам Сергею Трубецкому и Федору Вадковскому местом поселения было назначено село Оёкское. Сергей Петрович Трубецкой – князь, полковник, участник Отечественной войны 1812 года, один из руководителей «Северного общества». Арестован и осужден по 1-му разряду навечно на каторжные работы. Срок каторжных работ сокращен ему был до 13 лет.

Место они выбрали у горы – ныне улица Декабристов. Жили в большом собственном доме, который здесь построили. Заложили сад, вырыли пруд. Семья их состояла, кроме мужа и жены, из трех дочерей (Александры, Лизы и Зины) и родившегося в Оёке сына Ивана. Был у них еще раньше сын, умерший в Оёке. На поселении Трубецкой занялся сельским хозяйством: разведением скота, лошадей, выращиванием фруктовых деревьев, огородных культур.

До приезда декабристов больших огородов в Оёке не было. Декабристы познакомили крестьян с парниками. Трубецкой убеждал крестьян в разведении садов. Свой земельный надел (15 десятин) Трубецкой возвратил крестьянскому обществу, а для себя раскорчевал новые земли. Трубецкие оказывали крестьянам медицинскую помощь, обучали их грамоте. Прожили они в Оёке шесть лет. В 1845 году в Иркутске произошло открытие Девичьего института Восточной Сибири. Трубецкие в первый же год открытия поместили туда своих двух меньших дочерей и тогда же переселились на житье в город, в Знаменское предместье, где купили себе дом. Уезжая из Оёка, подарили усадьбу своему пастуху Верхозину.

Федор Федорович Вадковский – прапорщик конно-егерского полка, из дворян. Получил прекрасное воспитание в Московском университетском пансионате. Поэт, музыкант, математик. Член Южного общества, организатор декабристской ячейки в кавалергардском полку. Арестован 11 декабря 1825 года, осужден по 1-му разряду, приговорен к 20-летней каторге, затем к вечному поселению. В 1827 году отправлен в Сибирь. Позднее срок каторжных работ был сокращен до 13 лет.

В Сибири он заболел чахоткой и после лечения на Тункинских минеральных водах был направлен на поселение в Оёк, куда прибыл 16 марта 1841 года. В селе Вадковский сдал крестьянскому обществу выделенную ему землю, оставив себе лишь глиняную гору. В Оёке он занимался торговлей глиной и хлебом. Ф.Ф. Вадковский был прекрасным музыкантом-скрипачом, композитором. В селе он организовал хор девушек.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве во второй половине XIX века началось быстрое. С 1861 по 1891 год в Иркутскую губернию прибыли 20 тысяч переселенцев. В 1922 году в Оёке создается полеводческое товарищество. В 1927 году пытались организовать коммуну, но эта попытка была неудачной.

В 1931 году в селе было организовано пять мелких колхозов: «Труженик», «Комсомолец», «Сибиряк», «Рассвет труда», «Молодые всходы». В 1934 году проведено первое укрупнение колхозов, тогда же начала действовать машинотракторная станция. Так, в Оёке на основе пяти мелких хозяйств образовался колхоз имени С.М. Кирова. В колхоз объединили 156 крестьянских дворов. Крестьяне выращивали хлеб, картофель, овощи.

Великая Отечественная война прервала мирную жизнь советских людей. Победа досталась дорогой ценой. Из села Оёк погибли во время Великой Отечественной войны 263 человека.

А в марте 1960 года на базе колхозов имени Сталина, имени Свердлова и других, а также подсобного хозяйства Иркутского завода имени Куйбышева был организован совхоз «Оёкский». Просуществовал он недолго: распоряжением Совета министров РСФСР от 20 марта 1962 года совхоз был преобразован в учебно-опытное хозяйство «Оёкское» и передан Иркутскому сельскохозяйственному институту. В 1964 году из Оёкского учхоза выделились два совхоза – «Комсомольский» и «Байкал», а позднее – учхоз «Молодежный».

Территория Оёкского МО составляет 33 тыс. 204,7 гектара. Поселение состоит из девяти сел и деревень: Оёка, Бутырок, Котов, Максимовщины, Турской, Жердовки, Галков, Мишонкова, Зыкова.

На территории поселения находится церковь во имя Успения Божией Матери. 3 февраля 2006 года храм полностью сгорел, что стало трагедией для православных людей. В настоящее время там ведутся ремонтные работы, руководит которыми священник, настоятель храма Максим Гаськов.

На оёкской земле дислоцируются Гвардейский Краснознаменный имени 50-летия СССР ракетный полк, войсковая часть 51870, войсковая часть 43782.
Ревякинское
Ревякинское муниципальное образование расположено в 50 км от Иркутска. В его состав входят четыре деревни: Бургаз, Черемушка, Каштак, и Ревякина.

В начале XVIII века в 20-ти верстах от села Оёк возникла деревня Бургаз. По данным центрального статистического комитета МВД Российской империи, в 1893 году в Бургазской было 136 хозяйств, проживали 420 душ мужского пола и 419 – женского.
Самая маленькая деревня Каштак находится в 2 км от Ревякина. Образовалась из хутора, который был частью деревни. Сейчас там проживают 65 человек, на ее территории находится большое фермерское хозяйство Николая Чуванова.
К началу ХХ века в деревне проживали уже более тысячи человек, имелись две мельницы, хлебный экономический склад, торговая лавка, питейное заведение, две часовни. Население в основном было зажиточным. Практически в каждом хозяйстве был скот, лошади, техника для обработки земли и зерновых.

Начиная с 1924 года (с началом коллективизации в сибирской деревне, а затем в ходе сталинских репрессий), количество населения в деревне Бургаз стало резко снижаться, и к настоящему моменту здесь проживают около 300 человек. Значение большой и процветающей в прошлом деревни Бургаз упало, а центром Ревякинского МО стала разросшаяся деревня Ревякина.

Нет архивных данных, когда возникла деревня Ревякина, но по преданиям было это примерно в 1720 году. По-разному рассказывают и историю названия деревни. Первоначально были здесь заимки оёкских крестьян Ревякина и Петухова, расположены они были в полутора километрах друг от друга. Заимка Петухова насчитывала 17 дворов, душ соответственно 34 и 36 мужского и женского пола. В выселках Ревякина было 18 хозяйств, душ мужского пола – 46, женского – 41. До сих пор разные концы деревни сохранили эти названия. Первые поселенцы жили неплохо, их кормила тайга, где в изобилии росли грибы и ягоды, плодородные почвы давали неплохие урожаи: сеяли рожь, пшеницу. Разводили домашних животных, излишки возили в Иркутск.

В 1920 году в поселении организовалась артель инвалидов, а в 1921 году появилась коммуна. Ее возглавлял приехавший из Оёка коммунист Алексей Ревякин. Спустя пять лет образовался колхоз «Пролетарской Победы». В него вошли Ревякина, Петухова, Каштак. В 1952 году к колхозу присоединилось еще одно отделение. Центральная усадьба находилась в деревне Бургаз, колхоз стал называться имени Жданова. В 1964 году образовался птицеводческий совхоз «Байкал» с центральной усадьбой в Ревякина. Сохранились в то же время молочно-товарное и полеводческое земледелие. После совхоз «Байкал» сменил свой профиль – стал животноводческим. В 2003 году АО «Байкал» реорганизовалось в ОАО «Сибирская Нива», с 2015 года – АО «Сибирская Нива». Предприятие постоянно занимается модернизацией производства. В последние годы были построены новое административное здание, молокозавод, цех по переработке молока, заново отстроены коровники и другие производственные объекты. Привели в порядок здание столовой, к ней пристроили новый просторный зал. Полностью обновлен технический парк предприятия: здесь появились новые тракторы, комбайны и прочая современная аграрная техника.

Из-за малого количества жителей своей церкви долгое время не было. Храм находится в пяти километрах отсюда (в селе Куяда), и жители деревень были причислены к этому приходу. В 2006 году в Ревякина построен храм Сорока Севастийских мучеников.

Деревня Черемушка основана менее ста лет назад и возникла, скорее всего, на месте бывшей заимки крестьянина Верхозина. Стоит она на берегу реки Куда, берега которой поросли зарослями черемухи, красной и черной смородины. В деревне Черемушка находится конноспортивный комплекс с ипподромом «Черемушки», который построен в 2006 году. Имеются три беговые дорожки протяженностью 1600 метров, а также ипподром, хорошо приспособленный для проведения массовых мероприятий. Он имеет удобные трибуны для зрителей и судей. Ипподром стал площадкой для проведения соревнований различного уровня, в том числе на призы губернатора Иркутской области.
Смоленское
Смоленщина когда-то была небольшой деревней в одну улицу. Жили здесь работящие и суровые, как сам сибирский край, люди. Охота, рыбалка, сбор ягод, грибов, земледелие, животноводство – все это способствовало безбедной жизни.
Что же означает название села? Откуда оно пришло? Считают, что в названии выражено занятие (в прошлом) населения - смолокурение. Здесь жили «смоляги» – люди, занимавшиеся варкой смолы, и местность назвали Смоляга, а затем – Смоленщина. Но в исторических источниках встречается имя ссыльного Митки Смоленского, сосланного в Иркутский острог в 70-х годах XVII века и ставшего пашенным крестьянином. На карте С. Ремезова значится зимовье Смоленских. Он, возможно, был смоляном и основал Смоленщину.

В 1839 году в Смоленщину приезжает ссыльный декабрист Владимир Бесчаснов, отбывший 13-летнюю каторгу в Петровском заводе. Бесчаснов, член «Общества соединенных славян», участвовал в восстании Черниговского полка на Украине. Выйдя на поселение, он занимался самой разнообразной деятельностью: сделал маслобойку, усовершенствовал пароходы для плавания по озеру Байкал. Есть сведения о том, что Владимир Бесчаснов впервые в селе провел опыты посева конопли и добился больших успехов. Крестьяне позднее стали возделывать пеньку в большом количестве. Жители Смоленщины хранят память о декабристе. Одна из улиц села названа в честь него улицей Бесчаснова. На одном из домов установлена мемориальная доска, посвященная декабристу.

В середине XIX века в селе Смоленщина на кладбище крестьянином Шумковым была построена часовня (год ее постройки неизвестен). В 1864 году она была отремонтирована стараниями есаула Тюменцева. В часовне находились иконы «Спас нерукотворный», «Успение Божией Матери», «Преподобные Петр и Онуфрий».

Огонь Октябрьской революции и Гражданской войны обрушился на Сибирь без жалости. Села вокруг Иркутска страдали, пожалуй, больше, чем другие. Война здесь особенно отчетливо проявилась как грабящее и уничтожающее деревню нашествие банд разной окраски. Селяне испытали жестокость белых и красных. Дальнейшее строительство советской власти проходило на селе как и везде. К 1927 году уже сформировался Смоленский сельский Совет. Дата образования Смоленского сельсовета не установлена. На 1 января 1927 года Смоленский сельсовет значится в составе Иркутского района. В 1935 году образовался клуб в здании храма иконы Георгия Победоносца.

Спокойная и размеренная жизнь села была нарушена Великой Отечественной войной. Наши земляки воевали на всех фронтах и направлениях. Например, Михаил Прокопьевич Шергин – участник битвы за Берлин. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Славы III степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».

После войны, в 1947 году, организовывается пилорама. Сами пилорамы привезли из Германии, и назывались они «немками». Примерно в 1950 году промартель переименовывается в «Артель имени Микояна». Строятся новые цеха по переработке леса. Лес сплавляли по Иркуту, в Смоленщине бревна пилили на доски и отправляли готовую продукцию в Иркутск. В одном из цехов изготовляли бочки, поддоны.

Иркутский деревообрабатывающий комбинат (ДОК) начинает активный выпуск различной продукции с начала 60-х годов. Производили хлебные лотки, бочки, рамы, табуретки, прищепки. После открытия мебельного цеха ДОК стал специализироваться на производстве кухонной мебели. В 1995 году Иркутский ДОК был удостоен сертификата Российской Федерации. Он удостоверял, что предприятие входит в число 5 тысяч ведущих отраслевых предприятий страны.

Другим крупным промышленным предприятием села является экспедиция «Байкалкварцсамоцветы». Образовалась она 1 сентября 1966 года и называлась экспедицией Восточно-Сибирского управления «Цветные камни». Из отдельной геолого-разведочной партии была создана крупная многопрофильная экспедиция, в которой к 1989 году насчитывалось около 20 партий. Восточно-Саянская партия, которая занималась поиском и добычей зеленого нефрита. За время работы экспедиции было открыто много месторождений и проявлений цветных камней в Восточных и Западных Саянах, в Иркутской, Читинской, Амурской областях, республике Бурятия. Предприятие выпускает кулоны, бусы, кольца, вазы, шкатулки из камнесамоцветного сырья.

В геологическом музее экспедиции собрана богатейшая коллекция цветных камней: редкие разновидности нефритов, пегматиты с кристаллами турмалина, берилла; лазурит, чароит, редкостная друза с включениями полевого шпата, бериллы, турмалины, топаз, кварц, большие друзы аметиста. А также в музее находится часть изделий из самоцветов, сделанных руками работников экспедиции в разное время.

В 1999 году начала действовать построенная Казанская церковь. Старинное село Смоленщина украсилось храмом. Настоятелем церкви стал уроженец села отец Михаил (в миру Михаил Васильевич Дидиков). Наверное, неслучайным оказалось такое совпадение: 1899 год – начало строительства первой церкви в селе Смоленщина, разрушенной уже при советской власти. Ровно через 100 лет завершили строительство новой церкви.

Смоленщина живет и продолжает развиваться. В селе построена новая мощная подстанция. В конце 2006 года отпраздновал новоселье и обосновался в отремонтированных помещениях клуб, отремонтировано здание бывшего детского сада под спорткомплекс, приобретен и запущен хоккейный корт.

Установлена бетонная стела с именами вернувшихся с войны ветеранов, проживших в селе и поднимавших послевоенное хозяйство. В 70-ю годовщину со дня Победы в Великой Отечественной войне председатель правления ОАО «Байкалкварцсамоцветы» с коллективом работников приняли решение изготовить памятник героям.

Смоленщина – большое поселение, состоит из Смоленщины и поселков Геологов, БАМ и Полевой.
Сосновоборское
История деревни Сосновый Бор неразрывно связана с историей Областной психиатрической больницы №2, которая начинается в 1936 году, когда в 35 километрах от Иркутска в селе Пашки была открыта колония для пациентов, страдающих хроническими душевными недугами, филиал Иркутской психиатрической больницы.
В 1953 году, когда поселение попало в зону затопления Иркутского водохранилища, колония была перенесена в живописный уголок соснового леса неподалёку от деревни Жердовка. Деревня Сосновый Бор начала строиться еще в 1952 году, в период подготовки перевода больницы в новые корпуса. Больные и медицинский персонал жили в палатках, велось строительство жилых благоустроенных домов для медперсонала, новых деревянных лечебных корпусов для больных.

В больнице было организовано большое подсобное хозяйство: теплицы, картофельное и зерновые поля, более 40 дойных коров, около 400 свиней. Картофелем, капустой, огурцами, помидорами больные обеспечивались с подсобного хозяйства. При больнице рос плодово-ягодный сад, стояла пасека на 40 ульев. С полей собирался урожай пшеницы, ржи, овса.

Жители деревни вели личное подсобное хозяйство (стадо КРС составляло около 80 голов), занимались огородничеством. В 1965 году поселение получило имя: деревня Сосновый Бор. Деревня входила в состав Оёкского сельского поселения.

Больница росла: в 2007 и 2008 годах введены новые корпуса на 180 человек каждый. Росла и деревня. В 2004 году было образовано Сосновоборское муниципальное образование с центром в деревне Сосновый Бор.

В Сосновом Бору насчитывается более 150 частных хозяйств, восемь многоквартирных благоустроенных домов, в том числе один новый трехэтажный дом на 40 квартир, работает МУК «Досуговый центр», начальная школа, детсад, почта, ФАП.
Уриковское
Село Урик включено в список исторических населенных мест России по Иркутской области. Оно находится в 18 км от Иркутска на печально знаменитом в истории Александровском тракте. В 1673 году здесь отвели землю первым жителям Уриковской слободы – переселенцам из европейской части России для несения десятинной пашни в пользу Иркутского острога.
Название села Урик производят от бурятского «уураг», что означает «молоко только что отелившейся коровы». Возникновение названия связывают со скотоводческим бытом бурят, населявших Кудинскую долину. В конце XVII века деревня Урик стала называться Уритской слободой. Урик, имеющий более чем 300-летнюю историю, чаще всего соотносится с именами декабристов: с 1836 года здесь проживали на поселении М.С. Лунин, Н.М. Муравьев, А.М. Муравьев, Ф.В. Вольф, Н.А. Панов, С.Г. Волконский с семьей.

Но поселение примечательно еще и тем, что здесь сохранилась каменная Спасская церковь. Построили ее в 1771-1779 годах под наблюдением прихожанина Афанасия Козыкина. 5 июля 1771 года преосвященный Михаил выехал в селение Урик для заложения там каменной церкви во имя Великомученика Дмитрия.

Спасский храм – памятник историко-культурного наследия республиканского значения – принят к постановке на госохрану 7 сентября 1976 года. Это один из немногих сохранившихся храмов, запечатлевших в церковной архитектуре высокий пример народного мастерства. В его монументальной архитектуре есть все черты стиля «барокко», просуществовавшего в Сибири почти сто лет.

После установления советской власти в селе создали сельхозартель «Весенние всходы». В нее вошли 20 хозяйств. Организатором был Михаил Петрович Давыдов. Позднее, в 1929–1930 годах, была организована коммуна «12 Октябрей». Начиная с 1950 года, колхоз стал называться имени Ленина, в состав его входили ближайшие Урику деревни. В 1966 году деревни разделились, и образовалось два колхоза: «Знамя Ленина» и «50 лет Октября».

Историко-краеведческий музей имени Н.В. Перетолчина. Все материалы музея были собраны краеведами Уриковской СОШ, в Урике, Грановщине, Московщине, Усть-Куде под руководством Н.В. Перетолчина во время многодневных походов по Иркутскому району и области. В 1976 году музею присвоено звание «Школьный музей». В 1983 году приказом Министерства культуры РСФСР музею присвоено почетное звание «Народный музей».

В 2001 году музей переименован в историко-краеведческий музей им. Н.В. Перетолчина. В данное время историко-краеведческий музей располагается в здании Дома культуры на втором этаже. На территории Дома культуры имеется памятник героям-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Усть-Балейское
Поселок Усть-Балей (деревня Балейская) основан в конце 1699 – начале 1700 годов ссыльными поляками, ими в деревне был построен стекольный завод. В 1710 году в Балейской деревне городской толмач, боярский сын Константин Зверев построил деревянную часовню, которая вскоре сгорела. В 1731 году его родной обращается к Иркутскому епископу Иннокентию Кульчицкому за разрешением на строительство новой деревянной часовни и получает на это благословление. Никольская однопрестольная церковь была построена в 1882–1883 годах и освящена 9 мая 1883 года Иркутским архиепископом Вениамином. В 1910 году в Балейской деревне было 111 дворов и проживало 659 человек. Жители занимались земледелием, выращивали хлеб, заготавливали сено.
До 1917 года в деревне имелось три мельницы, постоялый двор. После революции деревня Балейская стала именоваться селом Усть-Балей. После революции в селе была создана коммуна, впоследствии – колхоз имени Ленина. До 1942 года в Усть-Балее имелась своя кузница, в селе были отменные кузнецы Сергей Белых и Сергей Бурмистров, содержали конный двор, занимались животноводством, разведением свиней, на полях сажали овощи, содержали теплицы, ловили рыбу.

В 1960-е годы колхоз был переименован в совхоз «Гороховский» и Усть-Балей стал 7-м отделением этого совхоза. В 1980 году отделение № 7 закрыли, рабочие ездили на работу в Еловку.

В 1789 году ссыльные поляки и безземельные крестьяне основали село Еловку (деревню Еловская). В 1790 году в селе была построена первая небольшая деревянная часовня, приписанная к Николаевской церкви деревни Балейской. В 1837 году в центре селения, в 40 саженях от школы, построили новую деревянную церковь Пресвятой Троицы, церковь была небольшая – пять саженей в длину и четыре в ширину.

В 1890 году в Еловском произошел пожар, после которого в деревне осталось только два дома, но люди не ушли в другие места, отстроили, возродили эту деревню. В деревне работал глиняный завод, который просуществовал до 1937 года. Во время войны жители брали глину для стирки белья, так как мыло в те годы было очень трудно достать. В 1910 году в деревне было 62 двора, в которых проживали 358 человек. Крестьяне держали свое хозяйство, пчел, сеяли пшеницу, просо, гречиху, табак, выращивали овощи, заготавливали грибы, ягоды. Излишки продуктов продавали на базаре в Иркутске.

В период коллективизации был создан колхоз имени Сталина, после чего деревня Еловская переименовывается в село Еловка. В колхозе была ферма, конный двор, овчарня, мельница.

В 1960 году был образован совхоз «Гороховский», где Еловка значилась 6-м отделением совхоза. В 1963 году построена ферма, кормоцех, новые дома для работников совхоза, клуб.

20 октября 1999 года в администрации Усть-Балейского сельского округа произошел пожар, в результате которого сгорело здание и вся документация. Администрация округа была переведена в деревню Зорино-Быково, в здание начальной школы.

Деревня Быкова (село Быковское) основана в 1700 году. Первую деревянную церковь здесь построили в 1786 году, вторую – в 1886 году, обе они одновременно сгорели в 1895 году. В 1886 году в центре села на небольшой площади при пересечении улиц построена церковь Святых Апостолов Петра и Павла, здание которой сохранилось и до наших дней. К 1910 году в селе Быковское числилось 132 двора и проживало 717 человек. Крестьяне проживали единоличным хозяйством, в деревне было много зажиточных крестьян, стояли двухэтажные дома, один из которых сохранился до нашего времени.

В 1920 году был организован колхоз «Путь к зажиточности», в колхозе был маслозавод, овчарня, птичник, ферма. В 1940 году был образован лагерь для заключенных, и поселение стало называться поселок Зорино-Быково. Впоследствии на базе лагеря разместили лечебно-трудовой профилакторий, в поселке начали строительство новых домов. Контингент ЛТП занимался деревопереработкой, изготавливали ульи, ульевые рамки, винные ящики. Действовал швейный цех. Численность поселка составляла 300 человек, которые проживали в 80 дворах. В 1992 году это учреждение прекратило свое существование.

В 1954 году Быковский сельский Совет влился в состав Усть-Балейского сельского Совета. В 1960 году произошло объединение колхозов в совхоз «Гороховский», и колхоз «Путь к зажиточности» был переименован в отделение № 4 этого совхоза. Люди занимались животноводством, овощеводством, растениеводством, была мельница, птичник, пчельник, в деревне были ясли-сад. В 1979 году построен животноводческий комплекс.

В поселении находится семейная усадьба инвалидов «Заречная».
Усть-Кудинское
Деревня имеет интересную историю. Основанная в 1667 году тремя казаками, она стала местом ссылки декабристов и восставших поляков.
С 1834 по 1848 годы в деревне на поселении проживали декабристы П.А. Муханов, братья Поджио, А.Н. Сутгоф. В километре от деревни, на берегу Ангары, есть памятник республиканского значения – стела, установленная на месте расположения в XIX веке дач декабристов Волконского и Трубецкого.

На территории деревни расположен архитектурный памятник– церковь Иконы Казанской Божией Матери, построенная в 1803 году, разрушенная в советские годы. С 2003 года церковь начали восстанавливать, и в настоящее время приход открыт.

Во все времена жители деревни занимались рыболовством и сельским хозяйством.

С 1932 по 1998 годы на территории поселения действовал колхоз «Знамя Ленина», затем СХПК «Усть-Кудинский», агрофирма имени Ф.И. Голзицкого.

Свое развитие деревня получила в 1983 году, когда на территории было основано геологическое предприятие КГЭ1, которое в 1989 году было преобразовано в АО «Сосновгео». В те годы была построена новая часть деревни, двух-, трех-, четырехквартирные дома, трехэтажное здание школы, магазин, столовая, производственная база. Сегодня предприятие занимается геологоразведочными работами, добычей гравия, песка, камня, изготовлением памятников, других изделий из ценных пород камня, работают здесь более 600 человек.
Ушаковское
Появление первых жителей на территории села Пивовариха, учитывая близость к Иркутску, можно смело отнести ко времени строительства первого Иркутского острога в 1661 году и образованию в 1682 году Иркутского уезда. Это период возникновения первых поселений, деревень, заимок, в это же время и появилось поселение Новоямское – место, где жили ямщики. В разрастающихся границах селений новоселы осваивали новые земли. Появились крепкие хозяева, места их проживания начинают называть по их фамилиям – Анкудиновка, Пивовариха.
Легенды гласят, что довольно густой лес, подступавший к Иркутску, был вырублен в конце XVIII-начале XIX века. Лес вырубали не только для строительства, но и для безопасности – там скрывались банды разбойников и грабителей. Недаром дорога, ведущая в Пивовариху, называлась Теребиловкой. Разбойничьи шайки останавливали и «теребили», то есть грабили, прохожих и проезжающих. С течением времени пресловутая Теребиловка превратилась в Новоямскую улицу, сейчас это улица Трактовая в Пивоварихе.

Жители села занимались не только земледелием и животноводством, но и заготовкой и продажей в город дров, сена, древесного угля, ягод, грибов, орехов. В 1796 году в разряд иркутских мещан были зачислены 196 душ мужского пола с семействами, занимающихся различными ремеслами, извозом, мелкой торговлей. Пивовариха с давних времён была местом ссылки. Ещё во времена Екатерины II здесь нашли своё пристанище староверы – «семейские» люди, гонимые властью, жили здесь и поляки, сосланные в Сибирь за участие в восстании в конце XIX века.

В послереволюционные и предвоенные годы население Пивоварихи пополнялась так называемыми кулаками, высланными с западных границ нашего государства. В начале тридцатых годов прошлого столетия территория с. Пивовариха и прилегающие земли начали осваиваться работниками УНКВД по Иркутской области, здесь расположились их дачи и пионерский лагерь. Был образован совхоз «Первое мая».

Страшной страницей в истории села Пивоварихи стали 1937–1940 годы. Именно тогда в районе так называемой «дачи лунного короля» проводились массовые захоронения жертв политических репрессий, обвинявшихся в принадлежности к якобы действующим различным антисоветским организациям. По материалам архивных следственных дел, выяснилось, что было репрессировано более 30 тысяч человек. Вблизи Пивоварихи захоронено около 17 тысяч человек. Место захоронения долгие годы держалось в секрете и только благодаря активистам историко-просветительского общества «Мемориал» и лично Александру Леонидовичу Александрову место захоронения было обнаружено в 1989 году. Там сейчас открыты памятные знаки, установлена Стена скорби с фамилиями и портретами репрессированных.

В годы войны в Пивоварихе появились «спецпереселенцы» – немцы из Поволжья, ссыльные жители Украины, Белоруссии, Прибалтики, не устраивавшие советскую власть, объявленные врагами Отечества. После войны прибыли репатрианты – люди, побывавшие в плену. Они были обязаны раз в неделю отмечаться в комендатуре. Село фактически перешло в распоряжение МВД. По периметру оно было огорожено колючей проволокой, охранялось солдатами с собаками, существовал пропускной режим. Отлучаться в город без специального разрешения не полагалось. Постоянные документы не выдавались, были справки, удостоверяющие личность, лишь в 1956 году жителям выдали паспорта.

С 1945 года в Пивоварихе несколько лет трудились пленные японцы, их силами вручную была отсыпана дамба озера в Пивоварихе, в Новолисихе заложен питомник плодово-ягодных культур, впоследствии питомником занимался сосланный из Прибалтики специалист – садовник Тересмяги.

В 1946 году в системе МВД из ссыльных и переселенцев был создан совхоз имени Дзержинского. Совхоз имел высокий уровень производства, хорошее стадо крупного рогатого скота, породистых свиней, кур, уток, большое количество лошадей.

В 1965 году на базе двух совхозов (имени Дзержинского и «Первого мая») была создана Иркутская сельскохозяйственная опытная станция. В 1969 году на базе опытной станции было создано опытно-производственное хозяйство «Иркутское».

В 1986 году Иркутская областная опытная станция была переименована в Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии (НИИСХ). Институт много сделал для развития сельского хозяйства, в нем действовало шесть научных подразделений. Научные разработки опробовались на опытных участках, внедрялись в жизнь новые технологии обработки почвы, современные технологии производства кормов, возделывания картофеля, приёмы и способы повышения плодородия почвы и многое другое. Благодаря усилиям учёных в области была выведена чёрно-пёстрая порода скота, приспособленная к условиям нашего региона.

Сейчас в НИИСХ продолжаются научно-исследовательские разработки по всем направлениям сельскохозяйственного производства.

В 2005 году Ушаковское муниципальное образование приобрело существующие границы, из него было выделено два муниципальных образования – Дзержинское и Молодёжное. В составе Ушаковского МО осталось 10 населённых пунктов – Пивовариха, Бурдаковка, Новолисиха, Худякова, заимка Поливаниха, поселки Горячий Ключ, Добролет, Лебединка, Патроны, Первомайский.

На въезде в Пивовариху возвышается увенчанный золотыми крестами белоснежный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Рядом строится приют для детей, ниже расположился Пивоваровский конноспортивный центр. В Пивоварихе есть всё необходимое для комфортной жизни человека: почта, фельдшерско-акушерский пункт, средняя школа, современный детский сад, Дом культуры со спортивным залом, хоккейный корт, парк с вековыми соснами и озером, Имеются парикмахерские, кафе, магазины.

Посёлок Патроны начинал строиться в тридцатых годах ХХ века и назывался по-разному: «Стройка», «объект 9/2», «почтовый ящик 194». Когда были построены предприятия связи, жители из близлежащих селений стали переселяться сюда. Потом грянула Великая Отечественная война. Со строительством в начале 1950-х годов Иркутской ГЭС, в зону затопления попал и посёлок Патроны, находящийся в полутора-двух километрах ниже по руслу Ангары (старые Патроны). Жители Патрон тогда переселились в новый поселок связистов. Так на карте Иркутского района появились современные Патроны. Наверное, у многих поколений жителей возникал вопрос, почему у поселка такое интересное и необычное название. По одной из версий вблизи Старых Патрон находился оружейный склад. По другой – в лесах жил покровитель малоимущих, которого называли Патрон. Согласно третьей версии, посёлок Патроны был самым опасным разбойничьим местом по тракту Иркутск – Лиственничная.

С самого начала поселок строился по передовым технологиям того времени. В двухэтажных домах были предусмотрены центральное водоснабжение и отопление, в поселке имелась своя пекарня, детский сад, начальная школа, магазин, пожарная часть. За порядком и обстановкой следили с пожарной вышки. Фронтовики построили целую улицу домов для своих семей. А в память о погибших в центре поселка установлен обелиск.

Деревня Новолисиха всегда славилась красотой, удобным расположением и великолепной природой. Ее возрождение пришлось на 1927–1928 годы, когда началось расселение людей, которые были высланы в Сибирь. Это эстонцы, украинцы, поляки и немцы.

До Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы здесь было организовано подсобное хозяйство НКВД. После войны завезли из Германии лошадей-тяжеловозов и коров черно-пестрой породы. Разводили также птиц – кур и гусей. В 1946–1947 годах возле поселка для расширения полей военнопленные японцы вырубали леса. В районе Щукинского залива располагался поселок Щукино, где находилось подсобное хозяйство Лисихинского кирпичного завода от городского треста столовых. Люди занимались кролиководством и выращиванием овощей.

При возведении Иркутской ГЭС, в связи с затоплением водохранилища, все хозяйство из Щукино и люди, которые жили и работали на кирпичном заводе, были переселены на территорию поселка под названием Новая Лисиха. В 1956 году на базе хозяйств была создана областная опытная станция. Хозяйство делилось на отделения. В хозяйстве имелись молочно-товарная ферма на сто голов и телятник для новорожденных, а также конюшня.

Лаборатория садоводства была закрыта в 1997 году. Но сад продолжает существовать. Осенью 1999 года он был переведен из совхоза «Сибирский садовод» на Иркутский государственный сортоучасток плодово-ягодных культур. Поэтому сад продолжает сохранять статус научно-производственного.

85 лет назад Бурдаковка была основана переселенцами с Украины. Первым строением в Бурдаковке считается сохранившаяся до сих пор хата Прокопия Мельника. Известны и другие фамилии первых переселенцев: Заика, Шкапа, Мельник, Сучевич, Малых, Панежда, Верещак, Бондарь. Одни стали работать в колхозе «Колос», другие сплавляли лес по Ангаре, третьи устроились в психбольницу. Дома в деревне строили по украинскому типу. Пол был глиняный, хаты белили белой известью. Сорок первых мазанок стояли достаточно далеко друг от друга. На огородах стали выращивать лук, свеклу, морковь, подсолнухи. На новой земле хорошо родилась картошка: накапывали по 100 мешков. Тайга стала кормилицей. В пади Голубовской росло много голубики и черники. Жизнь заставила мужчин заниматься рыбалкой и охотой. В речке Бурдаковке даже ребятишки научились из распоротых мешков мастерить бредни и ловить рыбу.

Вверх по течению реки Ушаковка, на 40-м километре Голоустненского тракта, расположен поселок Горячий Ключ. Свое название, по мнению местных жителей, он получил из-за того, что в окрестности из-под земли бьет ключ, который зимой не замерзает.

Согласно архивным данным, поселок основан в 1906 году как заимка купца Рябинина. По воспоминаниям старожилов, Рябинин был в то время полновластным хозяином леса и имел свой большой конный двор в 100 лошадей. Для заготовки леса купец нанимал людей. Им приходилось работать в очень тяжелых условиях, так как лес рубили в таёжной глуши, подальше от реки Ушаковка. Зимой лес вывозили на санях в Иркутск, а весной сплавляли по реке. Уже тогда началось заселение территории. По переписи 1926 года здесь имелось семь хозяйств и население в 25 человек. В основном это были русские.

В конце 1920-х годов в Горячем Ключе был основан государственный лесозаготовительный участок (Иркутский леспромхоз). В Добролете была пилорама, деревообрабатывающая мастерская, смолокурка, а за 25 километров от этой деревни, в тайге – бадано-экстрактовый завод. В 1951 году из-за нерентабельности завод закрыли. Некоторые строения поселка были перевезены в Добролет и Горячий Ключ. Люди тоже разъехались.

В 1956 году в поселке Горячий Ключ был организован «Ушаковский леспромхоз», предшественниками которого являлись артели «Таежник» и «Добролет». В январе 1993 года Ушаковский леспромхоз был реорганизован в акционерное общество открытого типа (АООТ) «Горячий Ключ». В 2003 году предприятие было ликвидировано и его сменило ООО «Сибвуд», которое действует в настоящее время. Сегодня в поселке существует еще одно предприятие лесной отрасли – ООО «Ушаковское».
Хомутовское
В нескольких километрах к северу от Иркутска привольно раскинулось село Хомутово. В состав поселения входит шесть населенных пунктов: деревни Куда, Поздняково, Талька, поселки Горный, Плишкино и село Хомутово.

По мнению крупнейшего специалиста в области иркутской топонимики М.Н. Мельхеева, Хомутово (по-эвенкийски «хомоты») – «медведь», «медвежье место». Раньше медведей здесь, а также вблизи Иркутска, было много. Вероятно, поэтому символом села утверждён медведь, и на въезде в Хомутово установлена стела с его изображением.

Село имеет давнюю историю. Хомутовская слобода основана в 1685 году. В 1738 году был учрежден Иркутско-Якутский почтовый тракт, который прошел через Хомутово и стал замыкающим в системе путей сообщения огромного региона. С его постройкой жизнь в Хомутово оживилась.
Через Хомутово по пути в ссылку проследовал русский писатель, философ и поэт А.Н. Радищев. В 1826 году Хомутово встречало двух декабристов – С.Г. Волконского и С.П. Трубецкого. 150 лет назад на поселении в Хомутово находился декабрист А.А. Быстрицкий – участник восстания Черниговского полка. Во второй половине XIX века через Хомутово следовали польские ссыльные, в 1881 году – писатель В.Г. Короленко, направляясь в якутскую ссылку; в 1906 году по пути в ссылку в Верхоленский уезд через Хомутово проехал писатель Ф. Гладков. Все ссыльные, направлявшиеся в Якутию, Хомутово миновать не могли.
Местность активно заселялась и осваивалась. Об этом свидетельствует и строительство здесь церкви, которая была возведена еще до 1690 года, поименована как церковь Троицкая, а в 1885 году в Куде, близ храма, был выстроен дом для церковно-приходской школы. Его строительство связывают с именем городского головы Иркутска – Владимира Сукачева, который снабдил школу столами, учебниками и принадлежностями.

В 30-е годы ХХ века в поселении был образован ряд колхозов. 22 марта 1932 года была создана Хомутовская МТС, которая являлась центром хозяйственной и общественно-политической жизни на селе.

С началом Великой Отечественной войны все промышленное и сельскохозяйственное производство было перенацелено на нужды фронта. Трактористки Хомутовской МТС вступили во Всесоюзное социалистическое соревнование и своей стахановской работой добились неплохих результатов, а женская тракторная бригада колхоза «Пятилетка в 4 года» получила вторую премию обкома ВЛКСМ. Более 600 жителей ушли на фронт из Хомутовского поселения, более 300 не вернулись с полей сражений.

После войны с невероятным трудом хозяйства перестраивались на мирную жизнь. В 1951 году началась электрификация Куды и Хомутово. В 1950 году все колхозы Хомутово, Куды и Позднякова объединились в один колхоз – «По Сталинскому пути». Началось строительство жилья, объектов социально-культурного назначения.

В 1958 году колхоз «По Сталинскому пути» получил новое название – «Путь Ильича». Были построены зерноток, мельница, ремонтные мастерские, автогаражи, склады для хранения семян, механизированы фермы, построены сотни жилых домов, электрифицированы полевые станы, построена полностью механизированная и автоматизированная молочная ферма. Колхоз вошел в число миллионеров, принимал различные делегации со всех уголков страны и даже из-за рубежа.

В 60–70-е годы труженики Хомутово сделали многое. Развивалось сельское хозяйство, росла материально-техническая база, строилось жилье и объекты социально-культурного назначения. 1970-1980 годы отмечены строительством ряда предприятий: крупного Кудинского пищекомбината, завода по ремонту сельхозтехники, Иркутской сельхозхимии, комбикормового завода, птицефабрики, хомутовской межхозяйственной строительной организации, ДПМК № 2 (дорожная передвижная механизированная колонна, впоследствии – ООО «Иркутское»).
Ширяевское
Село Ширяево расположено в 36 километрах от Иркутска, между Александровским и Якутским трактами. Старожилы вспоминают, что основателем деревни был политический ссыльный Ширяев с тремя своими сыновьями.
Постройки первых переселенцев сохранились до 30-х годов прошлого столетия. Со слов Ольги Ильиничны Ширяевой, деревня была в одну улицу, на которой стояло 10 домов с надворными постройками. Дома строились из кругляка с сенями, чуланом, большой подызбицей. Крыша крылась дерном на один скат, позднее стали крыть тесом. Был общий колодец с журавлем.

В 1914–1917 годах деревня Ширяевская имела всего 33 двора и 238 жителей. Деревенька была небольшая, вытянувшаяся в одну улицу из полсотни домов вдоль речушки, которую местные жители называли Сарафановкой. Все жили семейными группами, были «Ширяевы вятчины», «Ширяевы анфилоговские» и другие.

Деревня Лыловщина находится в 30 километрах от Иркутска, до 1999 года она называлась селом. В документах музея есть запись о том, что селение Лыловщина основана братьями Лыловыми: «Они прошли вдоль реки Урик семь километров и поселились, где река Урик впадает в ручей, и стали обживать эти места. До сих пор сохранилось название «Мельницы», именно здесь четверо братьев Лыловых сделали запруду, построили мельницу и мололи зерно жителям всех окрестных деревень. Старейшие жители деревни до сих пор помнят, что на первом поселении стояло восемь домов, называлось оно Сосновым. Постепенно деревня расстраивалась в одну линию на 2,5 километра (название Сосновка сохранилось до настоящего времени).

Деревни Горяшина и Тайтура образованы в это же время, что и Лыловщина. Они относились к Лыловскому приходу, селяне туда ходили в церковь, хоронили усопших на лыловском кладбище. Население занималось земледелием, гончарным ремеслом. В краеведческом музее школы имеются глиняные изделия: горшки, кринки. Деревня Тайтура основана братьями Ченских. В основном все жители до 50-го года ХХ века носили эту фамилию. Деревенька была небольшая, около 15 дворов, дома тянулись вдоль ручья в одну улицу. Население занималось земледелием, животноводством и кузнечным делом.

Тихонова Падь основана неким Тихоном. К сожалению, кем точно был Тихон, политическим ссыльным или скрывающимся от крепостной неволи крестьянином, неизвестно, как неизвестна и его фамилия. Но тот факт, что он поселился вдали от людей, среди леса, наводит на определенные размышления. По документам музея и рассказам старейших жителей села выяснилось, что Тихон хотел поселиться ближе к тракту, где находится деревня Усть-Балей. Направляясь со своим снаряжением к этому месту, он лицом к лицу встретился с бандитами, которые все у него отобрали. Он вынужден был остановиться в пади, находившейся в 8 км от тракта. Деревня так и называется Тихонова Падь. До 1950 года она относилась к Усть-Балейскому Приходу, а затем к Усть-Балейской администрации.

Быстрыми темпами началось освоение и заселение края. Преимущественно население росло за счет тех, кто бежал от крепостной неволи, скрывался от наказания.

С апреля 2000 года на базе бывшей бригады деревни Горяшина официально зарегистрирован и работает филиал ЗАО «Иркутские семена» и «Элитхоз» - крепкие хозяйства, где люди имеют постоянную работу и заработок. Ежегодно здесь приобретается новая техника, внедряются новые технологии. Деревня Горяшина разрастается: строятся дома, в которых живут в основном молодые семьи.

На землях деревень Ширяева и Лыловщина работает ОАО «Янтарное», инвестором которого является Иркутский масложиркомбинат. В Лыловщине построен и введен в эксплуатацию молочно-товарный комплекс, появились новые рабочие места. Также хозяйство занимается выращиванием зерновых и кормовых культур.