Секреты успеха от Сергея Скворцова

В торговом центре «Знаменский» растет ассортимент товаров

erid: 4CQwVszH9pUjKR9cNHd

После пандемии ситуация на рынке автозапчастей стабилизировалась. Санкции и давление Запада не помешали успешной работе этого сегмента торговли. По словам генерального директора ТЦ «Знаменский», иркутского бизнесмена и благотворителя Сергея Скворцова, предприниматели сумели выстроить новые логистические цепочки, которые позволили покупателям выбрать из большого ассортимента нужный им товар. О других тонкостях ведения бизнеса в современных условиях Сергей Николаевич рассказал в интервью нашему изданию.

 

Предприниматели – люди смекалистые

– Сергей Николаевич, как сейчас работает ваш сектор торговли?

– С окончанием пандемии торговля вошла в свое нормальное русло. После стабилизации цены стали снижаться. Покупатели могут приобрести то, что раньше им было не по карману. Сейчас ситуация на рынке стабильная. Более того, у нас улучшился ассортимент. Ранее из-за ограничений и санкций были сложности. Но предприниматели – люди умные и смекалистые. Они быстро нашли лазейки, наладили логистику и теперь весь объем товара, который необходим покупателям, есть в наличии.

– В логистике помогают китайские производители?

– В определенной мере. Китай разместил у себя производства европейских запчастей для автомобилей. Одни партии выпускают на Европу, другие – на Азию, Россию и другие регионы, куда продают товар значительно дешевле. По качеству изделия не уступают, ведь сделаны на одном заводе, на том же самом оборудовании. Все дело в бренде. Прямые поставки из КНР, минуя Европу, понятно, будут дешевле.

– Конъюнктура рынка в вашем случае изменилась?

– Нет. Работа «Знаменского» нацелена, в первую очередь, на те автомобили, что уже завезены и эксплуатируются на территории Иркутской области, и которым нужны техобслуживание и ремонт. Однако возросла потребность в продукции Автоваза. В последние годы вышло много новых марок авто этого производителя. Их охотно раскупали в пандемию, т.к. поставок импортных автомобилей не было. Да и сейчас приобретать дорогую машину из-за рубежа многие побоятся: вдруг не будет запчастей, гарантии. А, в случае с отечественным автопромом, у людей таких опасений нет.

Что касается рынка «Знаменский», он более бюджетный, включая отечественные и импортные грузовики, запчасти на иномарки. У нас больше ассортимент, выбор и цена ниже, поскольку мы не завышаем арендную плату, от которой многое зависит в формировании цены на товар. В связи с этим поток клиентов на рынок – стабильный. Покупатель знает, что здесь всегда можно купить недорогую запчасть, и именно на тот перечень бюджетных автомобилей, который мы в основном обслуживаем. Хотя, на «Знаменском» можно найти изделия для любых машин.

 

Удержать покупателя можно не только скидками

– Ваши постоянные покупатели отмечают, что возвращаются сюда еще и потому, что некоторых продавцов знают годами, и те всегда дадут нужный совет, да еще и скидку.

– Практически с самого начала работы рынка мы прививали нашим арендаторам такую тенденцию, объясняли, как правильно вести маркетинг, удерживать и привлекать нового покупателя. Вы же знаете, что он всегда идет «на продавца». Если один раз человек купил нужный товар, и ему все там рассказали, объяснили, то он вернется в эту торговую точку, зная, что его хорошо обслужат, не обманут и продадут необходимую качественную вещь.

В советское время выбора зачастую не было. А сейчас, наоборот, его много. Поэтому мы ищем места, где с нами будут общаться доброжелательно и доходчиво. И, конечно, сделают скидку, ведь такая возможность на бюджетном рынке больше, чем в каком-то магазине, где владельцы строго определяют цены.

Продавцы «Знаменского» тоже работают по системе премирования и заинтересованы в том, чтобы увеличить количество продаваемого товара. А как это сделать? Только на таких принципах, чтобы человек рассказал другим, как здесь удобно и приятно покупать товар и, конечно, чтобы сам через какое-то время сюда вернулся.

И да, у нас много арендаторов, которые работают с начала открытия рынка. Кто-то уже ушел не пенсию или передал дело детям. Я думаю, что семейный подряд везде эффективен – и в малом, и в среднем бизнесе. Ведь особенно на первоначальном этапе вы больше доверяете своим близким и надеетесь на их ответственность.

– Помимо «долгожителей» появляются в «Знаменском» новые арендаторы?

– Конечно. Меняется ассортимент и с новыми товарами приходят новые продавцы. Когда рынок «Знаменский» стал лидером по продажам шин и аккумуляторов, многие другие продавцы сначала не поняли, почему. Но узнали, что у нас с покупателями идет подробная разъяснительная работа, и сами поспешили открывать на нашем рынке свои торговые точки. С одной стороны для клиента важно, когда при большей конкуренции снижается цена на товар, с другой – и для нас это хорошо, раз становится больше мест продажи. Постепенно ассортимент стал таким широким, что можно выбрать изделия на любой вкус. Люди всегда пойдут туда, где есть наибольший выбор товара.

 

В торговле может работать не каждый

– В 1990-ые годы многим пришлось уйти в торговлю, хотя, говорят, что эту работу могут делать далеко не все. Как все начиналось у вас?

– Я по образованию инженер-строитель автомобильных дорог.  Строил Качугский тракт, участок дороги Тулун-Братск, Тайшетский участок автодороги Красноярск-Иркутск. Вижу, как зачастую делают дороги сейчас, когда весной со снегом сходит асфальт. Хорошего инженера нужно долго учить. Хорошего продавца – тоже, хотя в основном это умение заложено природой. Нужно, что называется, держать маркетинг в голове и уметь видеть будущее.

Навыками хорошего предпринимателя обладают далеко не все. Не каждый способен отдать себя своему делу, бросить все, работать день и ночь без выходных, особенно когда бизнес становится. Большинство иркутских средних предпринимателей вышли из челночного бизнеса. И хотя основной принцип торговли – «купи-продай» – грамотно и эффективно работать в ней непросто.

Я в свое время начал с челночного бизнеса.  Позже открыл оптово-розничный продуктовый рынок. В то время был их бум, небогатое население закупало продовольствие мешками и коробками. Но конкуренция в этом секторе росла. Мы возили продукты из Ростова-на-Дону и как-то я увидел там вдоль дороги барахолку с автомобильными запчастями. Там стояли какие-то вагончики, будки, контейнеры. А в Иркутске в то время в предместье Рабочее этим товаром торговали на капотах, прицепах, просто на земле. И за это продавцы платили арендодателю. Я приехал к ним и пригласил открыть точки на рынке «Знаменский», предложил месяц не платить за аренду. Они пришли, встали сначала в ряд, а вскоре мы завезли для продавцов контейнеры. Потом уже все переехали в здание.

 

В Иркутске должны возрождаться традиции меценатства

– Сергей Николаевич, сейчас время тоже очень непростое. Вы продолжаете заниматься благотворительностью?

– Безусловно. Благотворительность – это обязанность каждого успешного человека, бизнесмена. У нас в стране такая традиция: мы всегда чувствуем общность. Мы живем на такой большой территории, что должны объединяться. Я не раз говорил, что раньше на Руси не было детдомов. Сирот должны были забирать родственники или наиболее состоятельные жители сел, в крайнем случае их под опеку временно брала церковь.

В дореволюционном Иркутске общественные здания строило не государство. На сходах определялось, что нужно городу – больница, училище или галерея – после чего начинался сбор средств. Огромный вклад в строительство города вносили купцы-промышленники. Мы не должны забывать об этих традициях меценатства.

Благотворительный фонд «Губерния», которым я руковожу, сейчас реализует несколько социально-значимых проектов. Например, «Доброе сердце» – это проект по оказанию благотворительной вещевой помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, многодетным и мало обеспеченным семьям, инвалидам, пенсионерам, беженцам, семьям участников СВО.

Еще одна наша инициатива – это работа Учебно-воспитательной воскресной группы при приходе храма Святителя Иннокентия (Вениаминова) в селе Анга Качугского района. Она направлена на развитие духовности, нравственности и патриотизма среди ребят школьного возраста.

Также в фонде есть проект «Женский творческий клуб Мастерица». Там обучают портновскому искусству женщин, которые воспитывают ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И, конечно, мы адресно помогаем общественным, некоммерческим и спортивным организациям. Это, например, Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов; Федерация ММА г. Иркутска.

Много лет по личной инициативе я оказываю поддержку в проведении Международного форума спецназа им. И.Г. Старинова. Он объединяет ветеранов различных общественных организаций участников боевых действий современных вооруженных конфликтов, а сейчас и защитников Отечества в рамках СВО на Украине. Цели и задачи форума – популяризация службы в Вооруженных силах РФ, правоохранительных органах, силовых структурах и ведомствах, и, конечно, сохранение памяти о погибших друзьях и товарищах.  Кроме того, поддерживаю ежегодную Сибириаду «Мы помним. Чтим. Гордимся», где мы в декабре отмечаем памятные дни и дни воинской славы.

– В воскресенье был день работника торговли. Что желаете коллегам в связи с праздником?

– Всем работникам торговли я желаю счастья, здоровья, процветания, чтобы профессия радовала. А Иркутску, с его богатой историей, я бы хотел пожелать стать настоящим процветающим красивым торговым центром Сибири. Все возможности для этого у него есть.

Реклама. ИП Тебенькова Евгения Олеговна