Штраф за коноплю

В начале ноября около деревни Шара-Тогот Ольхонского района оперативники обнаружили более 2 кг марихуаны, которые подозреваемый хранил в сторожке и рядом стоящем автомобиле. Ранее судимый, 36-летний мужчина пояснил полицейским что собрал дикорастущую коноплю для собственных нужд.

 

Каждое второе наркопреступление в Приангарье связано с наркотиками канабисной группы. Очень часто в незаконный оборот вовлекаются подростки, которые уверены в безвредности марихуаны. Полиция ежегодно уничтожает тысячи гектаров дикорастущей конопли, но очагов ее произрастания все еще много.

Конопля растет везде. На полях, на заброшенных участках и даже точечно в городах. К примеру, нынче уничтожили очаг в самом центре Иркутска. От этого наркосодержащего сорняка довольно сложно полностью избавиться – он приспосабливается к самым жестким условиям, а жизнеспособность семян сохраняется до 40 лет.

К сожалению, многие главы муниципалитетов считают, что дикорастущая конопля никому не мешает и никакого вреда не приносит, – отметила Марина Горохова, секретарь антинаркотической комиссии региона. – Но именно с этой травы начинается вовлечение в наркопотребление. По области более 90% несовершеннолетних, состоящих на учете, – это потребители психотропных веществ канабисной группы. В Куйтунском районе, где очень много очагов произрастания конопли, этот показатель превышает 80%. Нужно убирать доступность растительного наркотика.

В 2020 году в регионе стало на 30% больше очагов произрастания наркосодержащих растений, однако их площадь сократилась по сравнению с прошлогодними показателями на 20%.

Поскольку мы активно уничтожаем заросли конопли, ее стали чаще культивировать, – пояснила Ольга Носова, замначальника Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Иркутской области. – Если в прошлом году было выявлено восемь подобных фактов, то в этом – 20, пять из них в особо крупном размере. Большие партии выращенного растительного наркотика обнаружены в Ангарске, Киренске, Саянске и Черемховском районе.

Из областного бюджета выделено 1,4 млн рублей на уничтожение конопли на землях, собственность на которые не разграничена. В основном средства идут на приобретение гербицидов. Марину Горохову беспокоит халатное отношение к этой работе некоторых глав муниципалитетов:

– Нередко местные власти проводят обработку только на указанных участках. Хотя они прекрасно знают, где еще есть очаги произрастания конопли, причем довольно крупные, но не проявляют никакой инициативы. В 2020 году мы сделали выборочные контрольные выезды, заранее не сообщая об этом муниципалитетам. В августе и сентябре побывали в 11 территориях. Лишь в четырех из них удовлетворительный уровень работы местной власти – это Ангарский городской округ, Усольский, Тулунский и Зиминский районы. Остальным сделали замечания.

Комиссия обнаружила, например, что власти Куйтунского района на протяжении нескольких лет скрывали реальные объемы дикорастущей конопли. Так, в антинаркотическую комиссию муниципалитет направлял информацию о 3–4 га произрастания растительного наркотика. Объезд только трех поселений выявил 13,5 га. Все материалы переданы в областную прокуратуру.

– В Иркутском и Аларском районах выявлены факты нецелевого применения гербицидов, купленных за счет областного бюджета, – продолжила Марина Горохова. – Много конопли растет на землях лесного фонда. Несколько лет никто ее не уничтожал, потому что законодательство не позволяло это делать. В конце 2018 года были даны полномочия министерству лесного комплекса. Однако в прошлом году оно не провело работу должным образом, в итоге не уничтоженный очаг в Усольском районе стал источником незаконного оборота канабисных наркотиков. В этом году вся конопля на землях лесного комплекса уничтожена.

 

Операция «Мак»

С 25 мая по 21 октября в Иркутской области проходила операция «Мак». Выявлено 963 очага произрастания наркосодержащих растений на общей площади около 2 тыс. га. Самые крупные – в Аларском, Зиминском, Балаганском и Иркутском районах.