Таежная мастерица

Пять лет назад жительница деревни Вершина Ханда Зоя Городилова создала Центр эвенкийской народной культуры «Юктэ». В Казачинско-Ленском районе она стала одной из первых, кто сохраняет уходящие эвенкийские традиции.

Зоя Городилова – урожденная Чиногина, родом из эвенкийской деревни Вершина Ханда, помнит быт и старинный уклад предков. Пять лет назад она переехала в село Казачинское. Семья у нее интернациональная. В 1971 году познакомилась с мужем Владимиром Ильичом, молодым русским романтиком с Волги, который приехал в таежные просторы Сибири, чтобы стать охотником. Страсть такая была у человека. С тех пор Владимир, уважающий местный традиции наравне с православными, помогает супруге в ее деятельности.

Для создания центра Зоя Городилова и ее помощницы из национальной общины выезжали в этнографические экспедиции, восстанавливали утраченные технологии вышивки, обработки шкур, собирали книги, старинные эвенкийские заповеди и фотографии. Центр поддерживает тесные связи с Катангским эвенкийским центром и национальным центром в селе Иенгра в Нерюнгринском районе Якутии.

В «Юктэ» создана творческая мастерская, где женщины делают удивительные по красоте сувениры, кумаланы (коврики), обереги, наголовники. Мехом и шкурками их снабжают хандинские охотники. Мастерицы шьют национальные костюмы, плетут изделия из бисера, готовят блюда северной кухни, проводят мастер-классы по ремеслам. Зоя Васильевна сделала главное – смогла объединить людей, зажечь их верой в то, что эта работа нужна.

Сама она – прекрасная мастерица, дома шьет унты и шапки, готова учить этому всех желающих. И ремесло бабушек не забыто. Нет равных в скорняжном деле мастерице Любови Ребровой, она – профессионал. Со всего района ей поступают заказы на пошив оленьих, сохатинных, изюбринных камусов.

Праздник красоты и творчества «Таежная мастерица», проводимый в центре, стал одним из любимых у жителей района.

Его главные героини – Светлана Жерандоева, Нина Бобышева, Любовь Реброва, Галина Иминахоева. Дефиле «Эвенкийский национальный костюм», изготовленный каждой участницей, вызывает неподдельный интерес гостей конкурса. Каждая женщина, помимо костюма, представляет стихи, эвенкийские народные сказки, национальные песни.

Вера Демина, Мария Никитина, Вера Чинагина, Вера Шаяхматова – постоянные участники выставки декоративно-прикладного творчества «Эвенки. Краски таежного мира».

На национальных праздниках все желающие могут отведать блюда эвенкийской кухни под общим названием «Хозяйка чума». Чукин из мяса оленя, лепешки-эведышки, рыба в мундире… Это для таежника и охотника не просто еда – целая история эвенкийской кулинарии.

Эвенки стараются сохранить даже самые простые бытовые традиции. Что уж говорить о старинных духовных обрядах, таких как силокаон – обряд единения с природой. Или обряд кормления огня, обряд встречи гостя… От старших поколений передаются младшим народные пословицы, загадки, игры.

Зою Васильевну огорчает, что порой ее соплеменники не проявляют должного интереса к своей культуре:

Руководитель национальной общины помогла приобрести машинку для обработки кости, привезла искусствоведа-резчика. Но никто так и не заинтересовался этой темой. Есть у нас книги, словари, но язык тоже изучают единицы. Есть интернет-словарь «Эвенгус», по которому можно молодежи язык изучать, но… очень инертными стали люди.

Тем не менее Зоя Городилова не сдается. Пропаганда культуры ведется в школах, детсадах, проводятся и музейные занятия.

Когда мы становимся старше, то обязательно просыпается зов крови, чтобы узнать, кто я? Откуда пришел? Где мои корни? – говорит женщина. – Я стараюсь сберечь и сохранить нашу культуру. Это обязательно останется и откликнется в людях.