Школьные библиотеки меняют формат

Для творчества и профориентации

В Иркутской области создано 45 школьных информационно-библиотечных центров. Они работают в образовательных организациях и на базе муниципальных органов власти. Еще шесть будет открыто в этом и следующем годах. По государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» в 2020 году будет открыто три центра и создание трех запланировано в 2021 году.

 

В условиях цифровизации

10–15 лет назад библиотеки выполняли в основном техническую роль – снабжали учебниками и методической литературой школьников и учителей, – говорит руководитель информационно-библиотечного центра (ИБЦ) Института развития образования Иркутской области Наталья Бердникова. – Но ведь библиотека – это огромный образовательный ресурс, а ее сотрудники творческие, разносторонние специалисты. Библиотеки могут стать мощным инструментом для федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В новых ФГОС большое внимание уделяется проектной деятельности, индивидуальным образовательным траекториям и развитию личности в рамках учебной программы. Именно эти направления можно реализовать на базе ИБЦ. Это то место, куда может прийти ребенок в любое время и получить консультацию, поработать над своим проектом, индивидуальным заданием. Такие центры сегодня являются ключевым ядром создания современной информационно-образовательной среды в школе.

Как рассказал руководитель центра цифровой трансформации образования Института развития образования Иркутской области Александр Быков, ИБЦ создаются в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование».

Почему сегодня мало детей посещают библиотеки? Потому что книга в печатном виде перестала быть единственным источником знаний, появились новые форматы получения информации, связанные с компьютерными, мультимедийными технологиями. Одна из задач ИБЦ – помочь школьникам организовать внеклассную деятельность и усвоить учебную программу с использованием современных технических средств. Например, на уроке биологии дети смогут совершить интерактивное путешествие внутрь клетки, – продолжает Александр Быков.

Сегодня не все библиотекари готовы работать в условиях цифровизации, с новым оборудованием, которым оснащаются ИБЦ, поэтому они обращаются в Институт развития образования Иркутской области за методической помощью.

Но далеко не во всех школах можно открыть ИБЦ. Согласно федеральной концепции школьные ИБЦ должны иметь несколько зон – книгохранилище, зоны абонемента, поиска информации в интернете, для самостоятельной работы и коллективной деятельности. А еще есть требования к кадровому составу.

Безусловно, один библиотекарь с этой работой не справится, – говорит Наталья Бердникова. – В ИБЦ нужен целый коллектив – и руководитель центра, и педагог-библиотекарь, и методист, и библиотекарь. Наличие должности педагога-библиотекаря необходимо в ИБЦ, так как согласно ФГОС одна из главных современных тенденций в школьном образовании – индивидуализация обучения. Педагог-библиотекарь является для детей и учителей «навигатором» в информационном море, во всех учебных дисциплинах, в том числе в учебно-методических комплектах. Он должен знать основы проектной деятельности, мультимедийной обработки информации, уметь работать с копировальной техникой.

 

Площадка для инноваций

Институт развития образования Иркутской области – координатор трансформации школьных библиотек в ИБЦ. В этом году он получил оборудование для оснащения центра в средней школе села Урик Иркутского района. Это автоматизированное рабочее место библиотекаря, типографское оборудование, персональные компьютеры, ноутбуки, графический планшет, очки виртуальной реальности, ТВ-панели, оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья (документ-камера, портативный ручной увеличитель, коммуникационные устройства) и многое другое.

– Девиз нашего ИБЦ: «Открываем мир с помощью современных технологий», – говорит заместитель директора Уриковской школы Елена Огаркова. – Здесь мы откроем ресурсно-методический центр, лабораторию инновационных проектов, стажировочную площадку для старшеклассников. Наша миссия – формирование единого пространства для повышения уровня информационной культуры не только школьников и педагогов, но и родителей.

Благодаря ИБЦ у уриковских детей появится школьная киностудия. Уже есть идея снять фильм о жизни декабристов в Сибири. Кроме того, центр будет работать как стажировочная площадка по профориентации. А еще здесь будут проводиться различные конференции, конкурсы, концерты, в том числе с целью повышения у школьников интереса к чтению книг.

Сейчас идет работа по зонированию помещения центра (библиотека, зона работы за компьютером, пространство для отдыха и презентаций). Необходимо произвести полное техническое оснащение и обновление материально-технической базы, а также протестировать полученную технику.

Помещения ИБЦ украсят настенными росписями. Это будет история появления книги – от самых первых печатных изданий до электронного планшета. Скоро появится сайт, который станет «мозгом» центра, через него будут реализовываться различные образовательные технологии.

В нынешнем году также получено оборудование для оснащения ИБЦ в черемховской школе № 5. Библиотека этой школы признана лучшей в городском конкурсе школьных библиотек. Как рассказала директор учебного заведения Евгения Пирожкова, открытие ИБЦ важно для провинции в связи с ограниченным книжным фондом. Кроме того, создание центра сделает еще более эффективной работу по профориентации учеников, которая ведется здесь с использованием технологий индивидуализации обучения.

– У нас есть проект ИБЦ, который предполагает наличие нескольких зон, в том числе коворкинг-зоны для реализации творческих проектов педагогов и школьников. Мы получили интерактивные панели, проекторы, плазменные телевизоры, принтер для цветной печати, ноутбуки для читального зала, виртуальные шлемы для экскурсий и многое другое. Планируем провести презентацию нового оборудования, познакомить педагогический коллектив с возможностями его применения на уроках. Сейчас решаем кадровую проблему, не хватает сотрудников для работы в центре, – говорит директор.

По ее словам, создание ИБЦ имеет также огромное значение для повышения мотивации у детей к освоению учебной программы и получению дополнительного образования.