12 августа 2020 10:08

Самый старый ледокол в мире

120 лет назад легендарную «Ангару» спустили на воду

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Ледокол «Ангара» давно уже стал одним из символов Иркутска. Величественное судно в заливе микрорайона Солнечный ежегодно посещают около 30 тыс. иркутян и гостей города. Нынче «Ангара», которая является самым старым из сохранившихся ледоколов в мире, отмечает 120 лет со дня спуска на воду.

 Памятник мирового значения

Не удивительно, что объект так популярен среди туристов и горожан, ведь даже возможность просто подняться на палубу красивого корабля, дарит незабываемые впечатления. На «Ангаре» для гостей открыто машинное отделение, где расположены силовые агрегаты, которые когда-то приводили судно в движение. Здесь можно посетить экспозицию по истории навигации «По волнам славного моря Байкал» на верхней палубе, а также спуститься на нижнюю, где часто проводятся камерные концерты, встречи, презентации книг. Уже четыре года корабль является отделом Иркутского областного краеведческого музея.

– «Ангара» – уникальный памятник не только российского, но и мирового значения, ведь аналогов этому судну нет в мире, – отметил директор Иркутского областного краеведческого музея Сергей Ступин. – За время, пока ледокол находится в составе музея, мы прошли большой путь возвращения ему исторического облика: убрали антенны сотовой связи с палубы, обновили машинное отделение. К юбилею судна выпущена новая линейка сувенирной и полиграфической продукции. Также разработана сметная документация на ремонт каюты капитана.

История ледокола связана со строительством Транссибирской магистрали. Участок Кругобайкальской железной дороги – 39 тоннелей разной длины в тяжелых породах, множество мостов и галерей на небольшом расстоянии, всего около 100 км – все это оттягивало открытие сквозного движения от Москвы до Владивостока. По предложению министра путей сообщения князя Хилкова была организована паромная переправа через Байкал для Транссибирской магистрали. 30 декабря 1895 года заключен контракт с английской фирмой «Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Ко» на изготовление парома-ледокола. Стоимость контракта составила почти 80 тысяч фунтов стерлингов. Весной 1896 года ледокол «Байкал» в разобранном виде был доставлен для сборки в село Лиственничное. Через три года он был спущен на воду 17 июня 1899 года.

– В то время, когда части «Байкала» еще доставлялись из Англии, Комитет Сибирской железной дороги принял решение о постройке еще одного ледокола, – рассказал заведующий отделом ледокола «Ангара» Иван Беспалов. – Он получил имя «Ангара», и 25 июля 1900 года был спущен на воду.

По размерам этот ледокол был предназначался для перевозки пассажиров и грузов. При одной кормовой машине он двигался почти на той же скорости, что и «Байкал». Ледокольная форма форштевня и ледовый пояс позволяли судну ходить во льдах толщиной до 50 см, а по некоторым источникам – и до 100 см. В качестве топлива использовался каменный уголь из Черемхова, его запаса в 230 тонн хватало на 115 часов хода судна. На главной палубе размещались пассажирские каюты первого и второго класса – по 30 человек и третьего класса – на 100 человек. Команда ледокола состояла из 50 человек. Первым капитаном был Иоганн Фридрих Мазур.

До ввода в эксплуатацию КБЖД в 1905 году «Ангара» вместе с «Байкалом» ежедневно совершала по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая, потом пристань была переведена в Танхой. Навигация у ледоколов начиналась обычно во второй половине апреля и заканчивалась в середине января следующего года. В течение трех зимних месяцев переправа через Байкал осуществлялась по льду на лошадях.

Корабль с военной историей

После ввода в эксплуатацию КБЖД использование ледоколов заметно снизилось, с 1907 по 1916 годы «Ангара» практически не выходила в рейсы. Исключение составил 1910 год – во время остановки движения на Кругобайкальском участке ледокол совершил 10 рейсов.

8 января 1918 года после Октябрьской революции имущество Ангарского, Байкальского и Селенгинского пароходств было национализировано. «Ангару» переоборудовали для пассажирских перевозок, однако события гражданской войны не позволили использовать судно по назначению. Была сформирована Байкальская флотилия, в которую вошли «Байкал» и «Ангара». На ледокол-паром установили 152-мм полевую мортиру, а «Ангару» вооружили двумя трехдюймовыми пушками и четырьмя пулеметами «Максим». К судну был прикомандирован отряд шахтеров-красногвардейцев из поселка Черемхово. «Ангаре» поставили задачу патрулировать озеро Байкал.

Тогда ледоколом фактически руководил член Иркутского губкома РКП(б) и Военревкома Иван Шевцов. Наиболее вооруженная по сравнению с другими судами флотилии «Ангара» была ее основной ударной силой. В июле 1918 года она участвовала в боях у села Голоустного. 8 августа этого же года артиллеристы «Ангары» в районе станции Танхой обстреляли бронепоезд белых и вынудили его уйти к станции Мурино. 16 августа 1918 года стал трагическим днем для ледокола «Байкал»: в районе пристани Мысовой состоялась артиллерийская дуэль парома с орудиями белочехов, располагавшихся на двух баржах, которые привел пароход «Феодосий», входивший в состав их флотилии. В результате попаданий снарядов белых «Байкал» затонул по главную палубу, сгорела надстройка парома и практически вся пристань. В этот же день красногвардейский отряд покинул «Ангару», сняв с нее все вооружение, а 17 августа перестал существовать Прибайкальский фронт красных – советская власть в Прибайкалье пала. «Ангара» снова стала ходить раз в две недели до Нижнеангарска.

В апреле 1920 года на Байкале вновь создается флотская группировка, теперь уже под именем Сибирской военной флотилии, в состав которой вошел ледокол «Ангара», став ее флагманом. За время существования Сибирской флотилии судно приняло участие в подавлении мятежа в Усть-Баргузине, в борьбе с бандами, образовавшимися в тяжелые годы войны и разрухи. С окончанием гражданской войны команду пополнили местными жителями, и «Ангара» вновь стала возить мирные грузы и пассажиров.

Во время Великой Отечественной войны нагрузка на работу «Ангары» увеличилась в разы. Сначала ледокол перевозил эвакуированное население, призывников. В ноябре 1941 года доставил оборудование Очаковского консервного завода в Нижнеангарск. Судно водило плоты, почти каждый рейс перевозило бочки с рыбой: загружались полностью оба трюма, а на палубе они стояли в два ряда. С помощью ледокола были спасены судна «Воронин» и «Коммунист».

В то время большинство мужчин уходили на фронт, и их место занимали женщины. Они работали матросами, кочегарами, рулевыми, масленщиками. В 1945 году команде «Ангары» пришлось перевести из порта «Байкал» в поселок Турку 300 пленных японцев.

Первый по числу погружений на дно

Говорят, что у «Ангары» есть две особенности, ставившие ее в ряд легендарных кораблей: это один из первых в мире ледоколов, а во-вторых, по числу погружений на дно ему нет равных в мире.

После навигации 1949 года «Ангару» поставили на долгожданный капитальный ремонт. На воду ледокол спустили через 10 лет: в июле 1960 года «Ангара» покинула порт Байкал и взяла курс на Усть-Баргузин.

Во время ремонта судно было переоборудовано под использование в качестве топлива мазута, хотя температура его горения была выше применявшегося до этого угля почти на 1000 градусов. Из-за этого в дальнейшем колосники котлов часто требовали замены. Кроме того, во время ремонта ледокол приготовили для пассажирских перевозок и ограничили в мощности, снизив обороты винта. После окончания ремонта, его стали использовать для транспортировки плотов, где он показал себя не с лучшей стороны. Менее мощные и более современные пароходы делали это быстрее. В результате «Ангару» сняли с эксплуатации как нерентабельное судно.

После вывода ледокола из состава действующего флота его увели в порт Байкал, где он простоял на приколе до 1965 года. В декабре этого же года «Ангару» перевели в Иркутское водохранилище и оставили зимовать в заливе пади Змеиной. Весной 1966-го капитан Георгий Лазо увел его на стоянку в залив на 21 километре Байкальского тракта. После этого судно передали на баланс иркутского отделения ДОСААФ. Его руководством на ледоколе была открыта детская морская школа, там же проводились различные учения, шлюпочные соревнования и другие мероприятия, связанные с обучением детей морскому делу. В 1975 году, в связи с отсутствием средств на содержание ледокола, руководство ДОСААФ от него отказалось. В 1977 году горисполком Иркутска принял решение об открытии на «Ангаре» музея Октябрьской революции и гражданской войны. В заливе у микрорайона Солнечный углубили дно и на это место привели ледокол. Формально он стал принадлежать Иркутскому горисполкому, а фактически – оказался бесхозным.

С этого времени начались мрачные страницы истории «Ангары». В результате невнимания местных властей на ледоколе случился пожар, уничтоживший все деревянные настройки и палубу. Швартовые тросы «Ангары» не выдержали сильного ветра, и судно оторвало от берега. Некоторое время ветром ледокол водило по Иркутскому водохранилищу, после чего судно село на грунт недалеко от Иркутской ГЭС. Из-за того, что вода стала проникать в корпус через иллюминаторы, «Ангара» оказалась в полузатопленном состоянии. После поднятия ледокола в 1985 году его увели в залив Мельничная падь, где история повторилась. Судно установили посередине залива, растянув тросами. Вскоре сильным ветром ледокол прижало к берегу, киль судна уперся в грунт, и «Ангару» опрокинуло на правый борт. Из-за подъема уровня воды в водохранилище «Ангара» снова оказалась полузатопленной.

И все-таки в 1988 году благодаря усилиям активистов и в первую очередь стараниям председателя областного отделения ВООПИК Николая Салацкого ледокол вновь был поднят, отреставрирован и поставлен на стоянку, где и находится по сей день. В дальнейшем из-за отсутствия средств на содержание ледокола часто менялись арендаторы, экспозиция была вывезена. В 2015 году он был возвращен в собственность Иркутской области и передан в ведение краеведческого музея.

Фото предоставлено Иркутским областным краеведческим музеем