05 августа 2020 11:08

Открыть мир для особых детей

ИГУ готовит педагогов-дефектологов

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Необучаемых детей нет. Право на образование закреплено федеральным законодательством за каждым ребенком с особыми образовательными потребностями (ООП). Раньше дети с ООП воспитывались и учились исключительно в специальных (коррекционных) школах, которые преимущественно были интернатами. Сейчас они могут обучаться в обычных школах по адаптированным к их возможностям программам. Это называется инклюзивным образованием. Востребованными специалистами являются учителя-дефектологи, которых готовит Педагогический институт ИГУ.

Правило трех «п»

В Иркутске дефектологическое образование ведет свою историю с 1960-х годов, когда в пединституте появился дефектологический факультет. За это время накоплен богатый кадровый и научный потенциал. Сегодня подготовку специалистов реализуют две кафедры: комплексной коррекции нарушений детского развития (заведующая – доктор психологических наук, профессор Елена Инденбаум) и кафедра теории и практик специального обучения и воспитания, которой руководит кандидат педагогических наук, доцент Раиса Афанасьева.

Кафедры ведут подготовку бакалавров дефектологического образования по четырем профилям: олигофренопедагогика и дошкольная дефектология, логопедия, логопедическое и психологическое сопровождение детей с ОВЗ. Срок обучения – четыре года. Получив диплом бакалавра, студенты могут продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.

– Олигофренопедагоги и учителя-дефектологи умеют проводить педагогическую диагностику отклонений в развитии. На основе полученных данных составляется индивидуальная программа сопровождения ребенка. Коррекционно-воспитательная работа проводится с каждым дошкольником или учащимся, – отмечает Раиса Афанасьева.

Тем выпускникам школ, кто решил посвятить свою жизнь работе с особенными детьми, требуется хорошо все взвесить, чтобы выбор профессии был осознанным. Обучение детей, у кого есть нарушения интеллекта, требует много терпения, внимания, времени. Шаг за шагом вместе с ребенком вы будете проходить сложный путь.

– Мы придерживаемся правила трех «п»: принять, понять, помочь. И главное – у студента должна быть толерантная жизненная позиция. У современных детей встречается много отклонений в развитии. Но при грамотном и профессиональном подходе они могут адаптироваться в обществе и жить полноценной жизнью, – говорит Раиса Афанасьева.

Диапазон трудоустройства олигофренопедагогов и учителей-дефектологов достаточно широкий. Это не только возможность работать с детьми в коррекционных школах. Их готовы принять в детсадах и общеобразовательных школах в инклюзивных классах и группах. Они востребованы в системе ГУИН, в колониях для подростков ставки учителей-дефектологов обязательны. Кроме того, эти специалисты могут заниматься частной практикой с детьми ООП. Особенно актуальна подготовка к школе.

– Зарплата у тех, кто занимается с детьми, у кого есть нарушения в развитии, выше, чем у обычных учителей. Для них предусмотрены различные виды надбавок и доплат, – уточняет Раиса Афанасьева.

Сотрудники кафедры теории и практик специального обучения и воспитания не только используют лучшие отечественные и мировые практики, но и являются авторами многих уникальных методик. Одна из них – «Робототехника в системе инклюзивного образования» – была разработана совместно с коллективом иркутского детского сада № 100 «Берегиня».

Учим тому, что умеем сами

Социализация детей с ООП немыслима без достижения необходимого уровня речевого развития.

– Зачастую проблемы поведения у ребенка, имеющего особые образовательные потребности или просто трудности развития и адаптации, обычные педагоги квалифицируют как недостатки воспитания, лень, плохой характер, не понимая, как с ними справляться. Школьные конфликты часто полностью уничтожают у детей с ослабленной нервной системой мотивацию к учебе. Грамотный педагог с дефектологическим образованием способен предотвращать такой разворот событий, – говорит Елена Инденбаум.

При подготовке будущих педагогов-дефектологов всех профилей коллективы кафедр опираются не только на источники литературы или интернет-ресурсы. Уникальные знания и опыт, основанные на многолетней практике, сохраняются и приумножаются. ИГУ гордится преемственностью поколений. Преподавателями на кафедрах в основном являются бывшие выпускники. Как говорится, учат тому, что умеют сами.

О поступлении в ИГУ можно узнать:
– на сайте ИГУ в разделе «Поступающим»;
– позвонив по телефону центральной приемной комиссии (3952) 521-555, 521-777 либо обратившись на e-mail: zpk@isu.ru, priem@isu.ru.

Кроме того, все интересующие вопросы абитуриенты могут задать в официальной группе поддержки «Вконтакте» «Абитуриент ИГУ», в инстаграм-аккаунте@irkutskuniversity, в интернет-приемной на сайте ИГУ. Также в инстаграм запланированы прямые эфиры с представителями администрации университета и уже традиционная рубрика «Вопрос-ответ» в историях аккаунта.

– Авторитет иркутской дефектологии в стране очень высок. Среди выпускников-дефектологов несколько докторов наук, десятки кандидатов наук, директора школ и Центров психолого-медико-социального сопровождения, работники структур управления образованием и, соответственно, множество практикующих логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов. Преподаватели кафедры комплексной коррекции по госзаданию Министерства просвещения РФ принимали участие и в разработке ФГОС для детей с задержкой развития, и адаптированных образовательных программ, и методического обеспечения к ним, и методического обеспечения работы специальных школ, и психолого-медико-педагогических комиссий, – отметила Елена Инденбаум.

По ее словам, в настоящее время образование по профилям «логопедия» и «логопедическое и психологическое сопровождение детей с ОВЗ» является высоко востребованным. Специалист может не только заниматься коррекцией устной и письменной речи, его функционал шире.

– У детей встречаются трудности с овладением таким предметом, как «Русский язык». Бывает, что ребенок знает правило, но не отслеживает его применение на письме. То букву или слог пропустит, то лишнее слово вставит. Появляются многочисленные ошибки регуляции, из-за чего снижаются оценки. Встречается акустическая дисграфия, когда на слух не воспринимает правила, например, слышит звук по-другому. Есть случаи оптической дисграфии, когда учащийся путает написание сходных по начертанию букв. Хорошее владение психологической диагностикой позволяет не только точно установить причину проблем, но и правильно ориентировать родителей в сроках исправления недостатка, помочь в семейном воспитании, – сообщила Елена Инденбаум.

Мало кто знает, но именно логопед работает с пациентами над восстановлением речи после инсультов, или с теми, кто потерял и смог вернуть голос. А за счет короткого рабочего дня логопед может заниматься частной практикой.

Полученное образование помогает особым детям легче влиться в общество, они могут проявлять свои способности в конкурсах, фестивалях, соревнованиях. В условиях инклюзии обычные дети учатся принимать и ценить людей независимо от их особенностей, что способствует уменьшению социальной пропасти. Педагоги-дефектологи способствуют развитию толерантного общества.

 

 

Внимание!

В этом году поступление пройдет в дистанционном формате. В ИГУ заявление и соответствующие документы подавать нужно с помощью онлайн-сервиса «Личный кабинет абитуриента».

18 августа – окончание приема документов у лиц, поступающих по результатам ЕГЭ по очной, очно-заочной формам обучения на бюджет по программам бакалаврита и специалитета.

20–21 августа – прием заявлений о согласии на зачисление от лиц, поступающих без вступительных испытаний, на места в пределах особых квот и квоты целевого приема по программам бакалавриата и специалитета.

22–23 августа – прием заявлений о согласии на зачисление от лиц, включенных в списки поступающих на основные конкурсные места и желающими быть зачисленными на первом этапе зачисления.

Другие материалы