29 июля 2020 11:07

ЖКХ вне конкуренции

Теги:
Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

В Иркутской области муниципалитеты вернулись к созданию унитарных предприятий в сфере коммунального хозяйства вместо того, чтобы привлекать частных инвесторов. Об этом заявил руководитель регионального Управления ФАС Александр Кулиш.

По его словам, к таким действиям органы местного самоуправления подталкивает отсутствие желающих участвовать в торгах на заключение концессионных соглашений по управлению муниципальным имуществом. Кроме того, местные власти идут на нарушение закона, поскольку заключение концессионных соглашений часто занимает более двух лет, а зима приходит каждый год без опозданий.

 

Концессии не заменили МУПы

Для привлечения инвестицийв сферу жилищно-коммунального хозяйства и повышения качества оказываемых услуг законом предусмотрена передача муниципального и государственного имущества частным компаниям по договорам концессии. По сути, с рынка должны уйти муниципальные унитарные предприятия, которые не справляются со своими задачами и зачастую находятся на грани банкротства. Однако в последнее время в регионе наблюдается несколько иная картина.

Наша цель – к 2024 году сократить число МУПов и ФГУПов и создать все условия для здоровой конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, чтобы участвовали не государственные структуры, а хозяйствующие субъекты, – отметил Александр Кулиш. – Однако сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда муниципалитеты стали переходить на создание МУПов и наделять их в рамках договора хозведения соответствующими полномочиями по использованию муниципального имущества. С одной стороны, это обусловлено тем, что нет концессионеров, и в результате торги не проходят. Возможно, есть проблемы при заключении концессионных соглашений. Мы вынуждены согласовывать данный факт. Но есть и другие примеры, когда муниципалитеты злоупотребляют ситуацией.

Так, власти поселка Михайловка Черемховского района в 2017 году передали в собственность созданного МУП муниципальное имущество (котельную), после чего унитарное предприятие заключило договор аренды на использование источника теплоснабжения с хозяйствующим субъектом «СТЭК-М». В УФАС пояснили, что это является нарушением закона, так как необходимо было заключать концессионное соглашение. Однако и в прошлом году вновь подписан договор аренды муниципального имущества между МУП и «СТЭК-М».

Действия МУП и хозяйствующего субъекта носят системный характер и фактически направлены на уклонение от исполнения требований законодательства о проведении торгов, а также не позволяют другим компаниям зайти на соответствующий рынок Михайловки, – заявил Александр Кулиш. – Администрация поселка знала об этой ситуации, но не принимала никаких мер по устранению нарушений. Кстати, в штате МУП только один человек – директор. Получается, что местные власти знали, что передают имущество предприятию, которое не в состоянии обеспечить теплоснабжение Михайловки. И эта ситуация длится под нашим контролем на протяжении трех лет. Мы вынуждены принимать более кардинальные меры.

В начале марта текущего года администрация Михайловского МО, МУП и «СТЭК-М» признаны нарушившими закон о защите конкуренции. В настоящее время решение антимонопольного органа оспаривается в Арбитражном суде Иркутской области.

Мы уже более двух лет пытаемся заключить концессионное соглашение с хозяйствующим субъектом, но министерство жилищной политики области несколько раз возвращало нам его, находя какие-то ошибки. В этом месяце направили очередной вариант соглашения, надеемся, что его согласуют. А пока МУП работает, «СТЭК-М» тоже ведет подготовку к отопительному сезону, иначе к зиме не успеем сделать все необходимое. Предприятие уже вложило инвестиций порядка 12 млн рублей. Сейчас на правительственном уровне решается вопрос замены котельной, которая работает с 1974 года, – прокомментировал глава Михайловки Андрей Рихальский.

В подобной ситуации оказались многие муниципалитеты, которые вынуждены идти на нарушение закона о конкуренции, не заключая концессионные соглашения и передавая имущество в безвозмездное пользование. По фактам нарушения закона о защите конкуренции за 2019 год и первое полугодие 2020-го УФАС привлекло к административной ответственности 21 орган местного самоуправления и должностных лиц. По итогам прошлого года антимонопольная служба выдала местным администрациям 24 предупреждения о прекращении нарушения данного закона, за шесть месяцев текущего года – девять.

 

Торги приводят к росту тарифов

По данным министерства жилищной политики, энергетики и транспорта области, в 2020 году заключено всего 110 концессионных соглашений в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Причин тому несколько. В первую очередь – низкая квалификация специалистов администраций. Кроме того, есть факты длительного согласования документов. Заключение концессионного соглашения может занять более двух лет. Либо вообще не быть подписанным, поскольку на торги не заявляются хозяйствующие субъекты – в ряде территорий износ объектов ЖКХ высокий, поэтому желающих немного.

Александр Кулиш добавил, что проведение торгов также требует пристального внимания, поскольку есть случаи сговоров между участниками конкурсов, в результате чего выигрывает компания, которая приобретает оборудование по высоким ценам у конкретного производителя. И все это закладывается потом в тариф.

Необходимо усиливать контроль со стороны ведомств, в частности, службы по тарифам и министерства жилищной политики, – считает руководитель УФАС. – Более того, нужен системный подход, чтобы не допустить повышения тарифов. Например, инвестиционные проекты, которые закладываются, должны быть реальными и в конечном итоге сдерживать рост тарифов. Сегодня этого нет. И мы понимаем, что порой сами подталкиваем муниципалитеты к нехорошим практикам. Надеюсь, в ближайшее время мы совместно с правительством региона выработаем пути решения данной проблемы.

Другие материалы