20 мая 2020 11:05

Другой Пушкин

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Театральный сериал в восьми картинах, созданный в условиях самоизоляции, снимает Иркутский областной театр-студия «Театр-пилигримов». В основу необычного по формату моноспектакля легла пьеса Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина». На ютюб-канале театра уже состоялась премьера двух первых серий. В планах театра после снятия карантина создать спектакль по этому произведению.

– Пушкин всегда актуален, даже сейчас в связи с пандемией к Александру Сергеевичу вновь приковано внимание, ведь писатель, будучи на карантине из-за эпидемии холеры, в Болдинскую осень написал 32 стихотворения, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», поэму «Домик в Коломне» и закончил «Евгения Онегина», – рассказала режиссер Анна Агапитова. – Но нас привлекло еще и то, что эта пьеса написана от противного. Она пронизана любовь к Пушкину, но начинается с того, что главный герой говорит: «Пушкина я возненавидел еще в детстве». При этом он всю пьесу говорит только о нем и по сути для него это самый важный человек в его жизни.

Главного героя Михаила Питунина, у которого отношения с Пушкиным не сложились еще с детского сада, сыграл артист «Театра пилигримов» Виталий Зайцев. Съемки проходили в домашней обстановке с минимальным количеством участников. Кроме артиста и режиссера в них принимал участие художественный руководитель театра Константин Артамонов, который осуществлял видеосъемку. В качестве декорации – домашний интерьер и бытовые предметы: тыква, платок, детская машинка и так далее.

Эта пьеса очень близка мне, и я думаю, многим из нас, особенно молодым людям, тем, кому впечатление от творчества Пушкина испортили еще в школе, – считает Виталий Зайцев. – Если говорить начистоту, то литературу часто преподают скучно, а еще несвоевременно. Как дети, ничего не познавшие в жизни, могут изучать такие глубокие произведения? Это не только с Пушкиным связано, но и с другими классиками. Потом уже во взрослой жизни многие начинают понимать, что именно пережили герои, и по-настоящему восхищаться произведениями. Например, сейчас «Евгений Онегин» – одно из моих любимых произведений, которое я часто перечитываю, а в школе, поверьте, все было иначе.

К главному герою и правда невольно проникаешься симпатией, настолько искренни его переживания и неприятности, которые всегда косвенно связаны с именем гения русской литературы. Возненавидев Пушкина, Михаил Питунин невольно начинает исследовать его биографию. Самостоятельно находить в ней то, что могло бы заинтересовать мальчишку его лет, например, дуэльные пистолеты, или пылкого юношу – его умение покорять женские сердца.

– Пьеса интересна, прежде всего, тем, что ее герой – современный молодой человек плохо говорит о Пушкине – не как о бронзовом памятнике в его школе, а как о живом человеке, – рассказал Виталий Зайцев. – Потом он постепенно проникся судьбой поэта и начал осознавать, что с Пушкиным у него очень много общего. И в итоге он огромную часть своей жизни исследует, как можно было бы предотвратить роковой выстрел.

Зрители также узнают из спектакля много интересных фактов о «солнце русской поэзии» и, возможно, откроют для себя другого Пушкина – живого человека, со своими достоинствами и недостатками, жизнь которого прервалась слишком рано.

– Наша задача еще и в том, чтобы заинтересовать современную молодежь судьбой Пушкина, – отметил Виталий Зайцев. – Чтобы они задумались: что было с Пушкиным не так, почему он ушел из жизни в 37 лет, а не жил долго и счастливо? Почему его считают великим поэтом? И, может быть, сами захотели бы прочесть его произведения и узнать о нем больше.

Другие материалы