По горячим следам

Штрафы за нарушение пожарной безопасности в лесах с начала года выписаны жителям Прибайкалья на сумму более 5 млн рублей. Напомним, в регионе продолжает действовать особый противопожарный режим. Использование открытого огня под запретом. Даже небольшая искра может привести к крупному пожару!

 

Огонь кидало ветром

Торчащие трубы на фоне обгорелых и покореженных металлических крыш – все, что осталось от некогда добротных жилых домов. А ведь многие, как водится, строили их на долгие годы. Пожар уничтожил все за считанные минуты. 30 апреля в Зиме сгорели восемь жилых домов.

Юлия Кириллова в тот злополучный день ушла на работу. Супруг тоже отлучился по делам. В доме остались двое детей: 12-летний Артем и пятилетняя Дарина. В скором времени к детям должна была прийти бабушка-соседка, присмотреть за ними, пока нет родителей. Она как раз подходила к дому, когда возник пожар на улице Энгельса. В какой-то момент дом Кирилловых оказался в огненном кольце, соседские дома уже горели.

Мы успели вывести детей, спасти кошку, которая сильно обгорела, отцепить собаку. Пытались кое-что из вещей забрать, выбрасывали из кухонного окна, все падало, билось, техника сгорела, – продолжает Юлия.

 

Сгорел у семьи также брус и доски, привезенные месяц назад. Супруг в августе собирался в отпуск и планировал заняться возведением пристроя к дому. Сейчас ни дома, ни пиломатериала.

– Выгнали машину свекра, пытались помочь соседям. Одних мы чуть не потеряли. Они зашли в дом один раз, что-то вынесли, зашли снова, но тут дверь загорелась, и выйти они уже не могли. Их освобождали пожарные, – вспоминает женщина.

Огонь распространялся очень быстро. Через 15–20 минут дом, объятый пламенем, падал. Невозможно было предугадать, каким будет направление ветра, и кто пострадает следующим.

 

МЧС много сил приложило, мы реально видели, как они спасают дома, которые еще не загорелись. Те, что горели, тушить было уже бесполезно. Спасали постройки, которые были рядом. Отливали не задетые дома водой, чтобы весь квартал не сгорел. Огонь кидало ветром, на какой дом попадет, тот и загорается, поэтому дома выгорели не в ряд, а местами, – говорит жительница Зимы.

Семья Юлии Кирилловой первое время после пожара жила у родственников. А потом им земляки на время предложили квартиру, пока она готовится к продаже.

– У нас есть две недели, чтобы собраться с мыслями, решить, как и где мы будем жить. Утрачены документы, ждем, пока будут готовы временные. Подумать о том, чтобы начать строиться заново, даже страшно, этот процесс небыстрый, да и средств для этого нет. Ждем помощи от властей, вроде как на семью полагается порядка 100 тысяч, но на них точно не построишься, – слезы начинают душить Юлию, и она на время прекращает разговор.

Сразу после ЧП врио губернатора Игорь Кобзев поручил обеспечить пострадавших жителей древесиной для строительства домов. Как сообщил и.о. зампреда областного правительства Теймур Магомедов, людям также будут выделены средства из резервного фонда в связи с утратой имущества. Жителей обеспечат посадочным материалом и картофелем.

 

Шашлык на балконе?

С начала года, по словам заместителя главного госинспектора Иркутской области по пожарному надзору Александра Кузнецова, в регионе произошло более 2800 техногенных пожаров. Ежедневно фиксируется 20–30 таких происшествий. Цифра достаточно большая, но если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, когда возникало 50–70 пожаров в день, сегодня отмечается снижение.

– Однако нынешний период характеризуется резким всплеском пожаров от горения сухой травы. Именно по этой причине в 60% случаев и возникают все пожары, – отмечает Александр Кузнецов.

С начала особого противопожарного режима в регионе составлено около 350 протоколов. Общая сумма штрафов – более 1,5 млн рублей. Тем не менее нарушителей меньше не становится. В Иркутске рейды по садоводствам и частному сектору проводятся регулярно.

 

С начала апреля мы составили около 50 протоколов: 26 в отношении администрации города, которая не предпринимала меры по уборке территории от мусора и сухой растительности, 20 – в отношении граждан, – говорит главный государственный инспектор города по пожарному надзору Артем Отришко. – Важный момент: с 1 января 2019 года любое горение сухой травы или горение мусора расценивается как пожар. По факту это преступление.

Между тем проверяющим дачники не всегда рады.

Иногда мы видим явные признаки того, что люди жгут мусор или собираются жечь его в бочках, и при этом о режиме ничего не знают, – продолжает госинспектор. – А порой граждане, не желая запускать на свои участки инспекторов, закрываются изнутри, грозят, что это их личная территория, и они на нее никого не пустят. Хочу предостеречь. Это бесполезно. В соответствии с законодательством мы фиксируем факт нарушения. После того, как устанавливаем собственника земельного участка, составляем протокол и привлекаем его к ответственности. За нарушение придется заплатить штраф от 2 до 4 тысяч рублей.

В Ленинском районе Иркутска инспекторы зафиксировали сразу два факта необычных нарушений – люди жарили шашлык прямо на балконах многоквартирного дома.

Все как на природе, с мангалом и углями, – рассказывает Артем Отришко. – Соседи вызвали полицию, к их приезду хозяева все убрали, но факты были, и по ним проводятся проверки. Размер штрафа тот же, что и при разведении костра на участке. Однако ответственность может быть серьезной, вплоть до уголовной, если гражданин по причине своей халатности, незнания, бездействия допустил бы распространение огня, если бы пострадало чье-то имущество или погибли люди. К сожалению, граждане не всегда это понимают.

Кстати, в апреле на улице Мельничной из-за горения сухой травы произошел пожар с переходом на забор, надворные постройки, был поврежден автомобиль. Лидерами по количеству фактов горения мусора и сухой травы – Ленинский, Свердловский и Правобережный округа Иркутска.

 

12 уголовных дел

Более 70% лесных пожаров возникают из-за того, что огонь приходит в лес с сельскохозяйственных земель, населенных пунктов, где люди поджигают траву.

Количество пожаров, несмотря на режим самоизоляции, нисколько не снизилось. С 10 апреля произошло 216 пожаров на территории государственного лесного фонда Иркутской области, в прошлом году за это же время было зафиксировано 159 пожаров, – подчеркивает и.о. министра лесного комплекса Приангарья Дмитрий Петренев. – При этом площадь лесного фонда, которая повреждена огнем, осталась на уровне прошлого года. Это достигнуто благодаря тому, что 92% произошедших возгораний удается ликвидировать в первые сутки.

 

Большую тревогу у сотрудников правоохранительных органов вызывают Тайшетский, Братский, Зиминский, Нижнеудинский, Иркутский, Качугский и Тулунский районы. Там масса вопросов, связанных с нарушением пожарной безопасности.

В Качугском районе, где больше всего пожаров, в том числе самый крупный пожар охватил территорию в 4,5 тысячи гектаров, были выявлены поджоги леса. В настоящее время там проверяются арендные участки и соблюдение арендаторами лесного законодательства. В дальнейшем будет решаться вопрос вплоть до расторжения договоров аренды.

Дознавателями ГУ МЧС, сотрудниками ГУ МВД уже возбуждено 12 уголовных дел, связанных с поджогами. Начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области Павел Герасимов сообщил, что в регионе создано 1622 патрульные группы для контроля противопожарной безопасности.

– В этом году совместно с МЧС мы выезжаем сразу же на место при возникновении пожара, чтобы осмотреть территорию, установить очаг и задержать виновных лиц. В прошлом году следственно-оперативные группы выезжали после того, как пожар был ликвидирован. Какие-то следы в том случае найти было бесполезно, да и свидетели успевали забыть подробности случившегося. Сейчас оперативно отрабатываем каждый пожар. По горячим следам удалось задержать лиц, устроивших не так давно пожар в Шелеховском районе, – сообщил Павел Герасимов.

 

Важно!

Информацию о нарушении правил пожарной безопасности вы можете сообщить, позвонив на телефон доверия Главного управления МЧС России по Иркутской области – 8 (3952) 39-99-99.

При обнаружении лесного пожара незамедлительно сообщите о нем в Единую диспетчерскую службу по лесам Иркутской области – 8 (3952) 22-99-68, либо на прямую линию лесной охраны – 8-800-100-94-00.