13.05.2020 10:37
Рубрики
Общество
Фото
пресс-службы Управления Росгвардии по Иркутской области
Фото:
пресс-службы Управления Росгвардии по Иркутской области
13.05.2020 10:37

Иркутянин создает из картона модели военной техники

Хобби, определившее судьбу

Еще будучи мальчишкой, Алексей Ямщиков начал мастерить копии вертолетов и самолетов из картона. Впоследствии именно детское увлечение привело его сначала в летное училище, а затем на военный аэродром. Сегодня майор Ямщиков выполняет полеты на вертолете Ми-8, а его коллекция миниатюр приближается к сотне. Есть в ней и уникальные экземпляры, которые хранятся в музеях. К 75-летию Победы пилот приготовил особый подарок – копию легендарного ночного бомбардировщика По-2 в знак уважения женщинам-летчицам, вселявшим ужас маститым немецким асам.

 

«Заболел небом в тяжелой форме»

Именно летчиком, признается Алексей Ямщиков, в раннем детстве он быть не хотел. Мечтал стать военным, как отец-подполковник, начальник артиллерии танкового полка Кантемировской дивизии, или дальнобойщиком. В выборе профессии свою роль сыграл случай. Однажды отец привез его на авиа-шоу в Подмосковную Кубинку. Увиденное настолько поразило пацана, что он «заболел небом в тяжелой форме». «Диагноз» перешел в хронический, после того как мама-ефрейтор, участница ансамбля песни и пляски Центрального военного округа, вышла в отставку и организовала для ребятишек при комнате школьника в Наро-Фоминске, где на тот момент жила их семья, кружок авиамоделирования. Окончив 10 классов, Алексей решил поступать в Сызранское высшее военное авиационное училище – единственный вуз в стране, занимающийся подготовкой военных вертолетчиков. Почему выбор пал именно на вертолеты, объясняет просто:

Они мне нравятся больше. Вертолеты более маневренные, многоцелевые. Тот же Ми-8, например, может бомбить, стрелять, перевозить грузы, высаживать десанты, эвакуировать раненых… По сравнению с самолетом, эта машина дает больше свободы: я могу сесть и взлететь практически откуда захочу. Пусть скорость вертолета меньше, и летает он ниже, зато я побывал в таких местах, до которых не каждый может дойти.

После получения диплома Алексея на некоторое время оставили в училище инструктором, затем была служба в Новосибирске, а с 2010 года он живет и работает в Иркутске.

 

Любимая «отдушина»

Сейчас майор Алексей Ямщиков занимает должность заместителя командира по безопасности полетов Иркутской авиационной эскадрильи Росгвардии. Летать, говорит, приходится много. Кроме своих непосредственных задач они частенько помогают МЧС в тушении пожаров, ликвидации ЧС и наводнений, как было в прошлом году в Тулуне и Нижнеудинске.Чтобы выдерживать подобное напряжение, разумеется, нужна разрядка. Для него лучшим отвлечением от повседневных забот на протяжении нескольких десятилетий является моделирование.

Такая работа меня расслабляет, – признается пилот. – Все свободное время я посвящаю своему хобби. Время есть – ковыряюсь, нет – откладываю на несколько недель.

Он уже сделал около сотни моделей, но дома хранит не более двух десятков. Многие раздает: дарит друзьям, знакомым, коллегам по работе. Несколько хранится в музее города Ангарска, а кое-что увозит на выставки.

Миниатюрные копии делает исключительно из бумаги – после рождения дочки пришлось отказаться от пластика и синтетических ароматов. Теперь в его распоряжении только экологически чистые составляющие: клей, бумага и акварельные краски. Какие-то детали моделей берет из специальных польских журналов, а что-то создает сам на компьютере. Именно так появился вертолет «К-26», «родившийся» в середине 60-х годов прошлого века в конструкторском бюро Камова.

– Все мои экспонаты – точные копии реальных машин в масштабе 1:33, – растолковывает мастер. – Чтобы сделать ее, приходится перелопачивать огромное количество материала. Тот же «К-26» я делал около полутора лет, а завершить работу удалось благодаря тому, что волею случая оказался в центре боевой подготовки и переучивания летного состава в Торжке, при котором есть музей. Там на мое счастье оказался «живой» К-26, так я лазил вокруг него с линейкой и фотоаппаратом ежедневно, снимал размеры, делал чертежи, а потом все переносил на картонные детали.

Кроме уникального вертолета, построенного по схеме «летающего шасси», в коллекции Ямщикова есть точная копия самолета времен Первой мировой войны «Авиатик Д.1», «железные птицы» Второй мировой: американские «Мустанги» и «Томагавки», немецкие «Мессершмитты» и«Фокке-Вульфы», английские «Спитфайры», советские истребители, а также истребитель-бомбардировщик Су-17, который принимал участие в боевых действиях в Афганистане.

Но не только крылатые аппараты украшают полки пилота, есть в их числе экспонаты из дерева и стекла. Например, прогулочный катер «Дагмар» императора Александра III Алексей собирал два месяца с помощью увеличительных стекол. А на парусник «Поспешный» – разведывательное судно Черноморского флота, принимающее участие в Русско-турецкой войне, ушло больше года.

Самый ценный экспонат в коллекции Ямщикова, не связанный с моделированием, – фрагмент сбитой «Аэрокобры», которую использовали в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны. Кроме фрагментов имеется выписка погибшего пилота, который указывал район, время своего полета и количество сбитых им в воздухе самолетов.

 

В небе «ночные ведьмы»

Вообще отношение к технике времен Великой Отечественной войны, признается Алексей, у него особое. Может, потому, что его дед по отцовской линии – Василий Михайлович Ямщиков прошел через ее горнило. Он был санинструктором в морской пехоте. Принимал участие в Сталинградской битве, получил тяжелое ранение, был отправлен в госпиталь, но все же вернулся в строй. В 1945-м продолжил сражаться на Дальнем Востоке с милитаристской Японией.

В прошлом году к 9 Мая Алексей сделал модель истребителя Ла-5, на котором сражались знаменитые советские асы Иван Кожедуб, Николай Гулаев и Кирилл Евстигнеев. А нынче решил запечатлеть в картоне По-2.

– Это особый самолет, – объясняет свой выбор летчик. – На нем, как известно, в годы войны воевали «ночные ведьмы».

До 1943 года, рассказывает, этот самолет назывался У-2, а после смерти Поликарпова ему присвоили имя авиаконструктора. Несмотря на то что крылатую машину считали тихоходом и обзывали «швейной машинкой», он сыграл значительную роль в приближении Победы. Такие бипланы стояли на вооружении 46-го Гвардейского Таманского полка – уникального и единственного соединения в Красной Армии времен Великой Отечественной войны, состоящего исключительно из женщин. Всего было три авиационных полка, в которых летал «слабый пол»: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков. Два первых были смешанными, и только в последнем летчики и штурманы, командиры и комиссары, прибористы и электрики, техники и вооруженцы, писари и штабные работники были женщины.

Максимальная скорость, которую могла развить такая машина, – 120 км/ч. При скромных технических характеристиках летательного аппарата девушки показывали чудеса пилотирования. Каждый По-2 нес на себе груз большого бомбардировщика, нередко до 200 кг за раз. Летчицы воевали только по ночам. Причем за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага. Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только погибнуть. В современном языке фанерный бомбардировщик По-2 можно было бы назвать самолетом-невидимкой. Ночью его на низкой высоте и бреющем полете немецкие радары засечь не могли. Немецкие истребители боялись прижиматься слишком близко к земле, и часто именно это спасало жизнь девушкам. Именно из-за своего бесстрашия и героизма летчицы из полка ночных бомбардировщиков получили такое зловещее прозвище.

 

Семейное дело

Но все же любимыми детищами, признается Алексей, у него остаются вертолеты. На протяжении долгого времени он мечтает сделать уменьшенную копию своего Ми-8. Не получается. Любой моделист, говорит, стремится выполнить модель, максимально приближенной к оригиналу, а поскольку этот вертолет у него все время находится перед глазами, он видит все мельчайшие огрехи, которые постоянно приходится переделывать.

Также планирует собрать все модификации вертолетов «кобра». Недавно одна модель из этой серии отправилась за океан в Соединенные Штаты Америки. Она «улетела» к американскому летчику Хью Миузу, с которым наш собеседник познакомился по переписке. Хью – ветеран войны во Вьетнаме, и когда-то выполнял полеты именно на таком вертолете. Обладание точнейшей копией его «любимицы» привело заморского гостя в неописуемую эйфорию.

Самого же мастера радует, что к его любимому делу стала приобщаться вся семья. Старшая дочь, 13-летняя Кира, правда, отдает предпочтение архитектурным моделям. Недавно она закончила миниатюрную копию усадьбы Волконских. А вот шестилетний сын Саша, по примеру отца, прикипел к летательным аппаратам, самостоятельно смастерив первую модель самолета. Будет ли он летчиком – покажет время. Практическую пользу хобби мужа уже по достоинству оценила и супруга Татьяна. Она преподает историю и обществознание в школе села Большая Речка. Модели самолетов и кораблей – лучший наглядный материал, который только можно придумать, особенно для мальчишек.

Всей семьей на протяжении нескольких лет к 9 Мая они совместно с друзьями из военно-патриотических клубов организуют интерактивные выставки оружия, военной формы и театрализованные реконструкции главных военных событий времен Великой Отечественной войны.

Что такое война, Алексею довелось узнать не понаслышке. Он не единожды бывал в командировках в Чечне, когда там происходили боевые действия. Поэтому, объясняет, так важно ценить мир и делать все возможное, для его сохранения.