11 декабря 2019 15:12

Непредсказуемый Байкал

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

В Иркутской области стало больше происшествий на льду Байкала. И если раньше спасатели регистрировали в основном провалы автомобилей, то сейчас много несчастных случаев, связанных с туристскими мероприятиями. Чаще всего пострадавшими оказываются дети и подростки.

В последние четыре года количество происшествий на льду Байкала планомерно снижалось. Если в 2013-м, по данным Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России, было зарегистрировано 49 случаев, то в 2018-м – 29. Однако нынче цифры пошли вверх. На сегодня уже произошло 51 происшествие, два человека погибли, столько же пропали без вести.

Если несколько лет назад большая часть происшествий – это провалы автомобилей под лед, то сейчас – получение травм, – отмечает начальник поисково-спасательной службы Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России Евгений Зинов. – И связано большинство случаев с массовыми или туристскими мероприятиями. Чаще всего пострадавшими оказываются дети и подростки. Провалов не было, но кто-то ломал ногу, у кого-то уносило ветром вещи, кто-то замерзал, потому что не успевал дойти до места. 

Спасатели советуют перед походом по ледовому Байкалу проконсультироваться у специалистов, которые покажут опасные участки на карте. И лучше не путешествовать в одиночку.

Довольно часто школьники вместе с преподавателями отправляются в поход неподготовленными. Так, был случай, когда за один переход произошло три травмы, которых можно было бы избежать при правильной подготовке. Евгений Зинов недоумевает, что руководители порой даже не берут с собой аптечку:

Подвернул кто-то ногу – вызывают спасателей. И такое происходит каждый год. На 10 человек группы должен быть один руководитель, а зачастую выходит порядка 300 школьников на лед под началом одного человека. Бывает, что позвонят спасателям и бросают пострадавших одних, следуя дальше по маршруту. Как-то спасателям позвонили ночью, сказав, что подростки замерзают на льду Байкала. Оказалось, преподаватель решил организовать для школьников турпоход – пройти 41 км за один день. Как можно тащить неподготовленных ребятишек, которые были еще и легко одеты, на лед Байкала, думая, что они смогут столько пройти за день?! Хорошо, что связь была доступна.

Нередко иностранные туристы едут на Байкал не организованными группами, а «дикарями». Например, один турист из Бразилии решил преодолеть Байкал на велосипеде в самом широком месте, никого не предупредив. В итоге у него унесло все вещи, в том числе и двухколесный транспорт. Повезло, что его вовремя обнаружили и спасли от замерзания.

Толщина льда – не главная опасность, которая подстерегает туристов на Байкале, – отмечает Евгений Зинов. – Самое страшное – становые трещины, которые образуются из-за стыковки отдельных льдин и могут быть незаметны глазу. Также следует опасаться мест, где со дна озера выходит газ. Пузырьки размывают лед, образуются полыньи. Не специалистам очень сложно это увидеть. Нужно просто знать такие места. Встречаются они возле мыса Кадильный, а также в центре Байкала от Ольхона до полуострова Святой Нос.

Спасатели советуют перед походом по ледовому Байкалу проконсультироваться у специалистов, которые покажут опасные участки на карте. И лучше не путешествовать в одиночку. К примеру, в прошлом году женщина совершала переход на коньках по Малому морю. У мыса Кадильный она провалилась под лед. Поблизости находилась группа туристов, но оказать ей помощь они не смогли – женщина погибла от переохлаждения.

Чтобы обезопасить себя, нужно соблюдать ряд правил: путешествовать только с опытными проводниками, интересоваться прогнозом погоды, иметь при себе необходимую экипировку и теплые вещи, по возможности спутниковый телефон, – перечислил преподаватель Центра подготовки спасателей имени Степанова Виктор Гулевич. – Группа обязательно должна зарегистрироваться в ГУ МЧС России, желательно также оформить страховой полис. Чем сложнее поход, тем тщательнее нужно к нему готовиться. Байкал непредсказуем. Сейчас светит солнце, а через минуту налетит сильнейший ветер и унесет все вещи, оставив туриста замерзать на льду.

Специалисты советуют грамотно выбирать себе партнеров. Нередко, когда случается серьезное происшествие, участники группы спасают себя, бросая товарищей. По словам Виктора Гулевича, партнеры в экстремальных походах должны быть надежны. Еще одна проблема – отсутствие руководителя в туристических группах. Это значит, что никто не несет ответственность за подготовку и экипировку, а в трагической ситуации за вред здоровью или того хуже – гибель людей.

Многие обращаются за помощью спасателей без веских на то причин, – говорит Евгений Зинов. – Думают, что если они встали на учет, то мы обязаны отзываться на каждую просьбу. Напоминаю, мы регистрируем группы для того, чтобы в серьезных ситуациях помочь, а не для того, чтобы снять ответственность с руководителя группы за плохую подготовку к мероприятию. Хорошо бы ввести обязательное страхование жизни и здоровья при осуществлении экстремального тура, ведь государство тратит гигантские средства на спасение туристов. Но пока этого нет. Мы ежегодно проводим профилактические мероприятия в школах, во время массовых мероприятий, с рыбаками. Проходят акции «Безопасная вода» и «Безопасный лед». Но этого недостаточно.

В настоящее время, по информации спасателей, промерзают так называемые соровые озера, проливчики и заливы Байкала. Уже сейчас туда приезжает народ, чтобы походить пешком или покататься на коньках. Автомобилям на лед выезжать опасно. На самом озере средние сроки установления льда – конец декабря или первая половина января. Редко бывает, что Байкал не замерзает до февраля.

Что касается ледовых дорог, пока в Иркутской области открыта одна переправа для автомобилей – на реке Уда, связывающая районный центр с деревней Казачья Бадарановка Нижнеудинского района. Передвигаться по ней могут только легковые автомобили весом до 5 т со скоростью не более 10 км в час. Напомним, ледовые дороги открываются по решению местных властей.

У нас на ледовой дороге между Ольхоном и материком много становых трещин, – говорит Виктор Гулевич. – Их отслеживают, замораживают и укрепляют, делают обходы. Просто за дорогой каждый день нужно следить, ставить предупредительные знаки, на съездах выставлять дежурных. К сожалению, есть местные власти, которые официально не открывают переправы, так необходимые для жителей их территорий, снимая с себя ответственность за содержание ледовой дороги. В итоге действуют нелегальные переправы, которые не безопасны.

Другие материалы