Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

13 ноября 2019

«Театр пилигримов» на питерских подмостках

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Что делать, когда приходит осознание, что вся твоя счастливая жизнь – лишь иллюзия? Такой вопрос встает перед главной героиней нового спектакля Иркутского областного театра-студии «Театр пилигримов». Его премьера состоится в Санкт-Петербурге 16 ноября. Постановка вошла в программу VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. На генеральной репетиции арт-рок мюзикла NoRa побывали корреспонденты «Областной».

– Ибсен – один из величайших драматургов, поэтому нашему театру было интересно взять сложную большую тему, которая волнует людей уже несколько столетий, и повернуть ее в сторону мюзикла, – рассказала режиссер спектакля Анна Агапитова. – В то время, когда пьеса создавалась, главной ее темой были права женщин, а сейчас она, скорее, о правах человека, ведь Ибсен такой драматург – сколько ни копай, все равно тебя ждут открытия. Если смотреть на Нору с современной точки зрения, то можно сказать, что она женщина-девочка с инфантильной жизненной позицией. Сначала она была куколкой у папы, потом у мужа. Но ее прочный и счастливый, на первый взгляд, дом оказался тоже кукольным, и рухнул, как только ветер дунул чуть-чуть сильнее. 

На сцене минималистичные декорации: столб-вешалка, к которому привязаны серебряные нити, символизирующие тонкие цепи домашнего рабства женщины, несколько стульев и клетка с синей птицей. Роль пернатой певуньи исполнила артистка Анастасия Винтер. Этого персонажа изначально не было в произведении.

Мы постарались подойти к пьесе с максимальным уважением, сокращали текст так, чтобы не изменять смысл, – отметила Анна Агапитова. – Более того, у нас появилась новая героиня – птичка в клетке. Нам показалось, что в доме Хельмера должно быть какое-то экзотическое животное.

Аскетизм декораций в спектакле компенсируют музыканты, которые находятся во время действия на сцене. Камерный, но очень богатый, живой звук создают Елизавета Орлова на скрипке, Артур Лубешко на виолончели, Кристина Барбошкина на гитаре, Георгий Колосов на перкуссии и автор музыки к спектаклю, художественный руководитель «Театра пилигримов» Константин Артамонов на пианино. Он же написал стихотворный текст к ариям героев.

Арт-рок – более интеллектуальная музыка, в которой есть место академическим находкам, джазовой гармонии, нежели рок в чистом виде, – отметил Константин Артамонов. – Эта музыка больше для размышлений. Мне хотелось добиться камерности, чтобы зритель мог думать про эти мелодии, ведь тема спектакля очень непростая. По сути, перед нами разыгрывается настоящая драма человека, который всю свою жизнь играл некую навязанную ему роль и вдруг в один момент это осознал и решил все изменить.

Авторы работали над либретто 1,5 месяца. В итоге герои Ибсена запели о том, что происходит и в их жизни, и в душе. Константину Артамонову удалось создать не только интересную музыку, но и хорошие тексты для арий, которые исполнили солисты театра Александра Мазунова (Нора), Юрий Семечев (Хельмер), Виталий Зайцев (Крогстад), Екатерина Труняева (Кристина), Павел Митрохин (доктор Ранг), Дарья Тихонова (няня).

– В этом спектакле я играю историю о женщине, которая была в полном подчинении у мужа, как вы знаете, в XIX веке женщины были бесправны, перед ними не стоял вопрос: кем быть, они могли стать лишь женой и матерью, – отметила Александра Мазунова. – Нора – мягкая и нежная, даже робкая, ведь она в 18 лет перешла от папы к мужу. Но это не помешало ей пойти на все, чтобы спасти любимого мужа. Когда тот заболевает, она берет займ, подделав подпись отца в графе поручителя. Но когда муж узнает об этом, его не волнуют благие намерения супруги, а только лишь собственная репутация. В этот момент к ней приходит осознание, что муж любит не нее, а себя, и что она провела всю жизнь в заблуждении. В тот миг она перестает быть куколкой и уходит от мужа.

Кстати, Иркутский «Театр пилигримов» – первый театральный коллектив, который принимает участие в главном культурном событии страны.

– Основным условием было, чтобы премьера спектакля прошла на Международном культурном форуме, – отметила Директор театра Людмила Ваховская. – Мы просто вошли в основную программу форума, к нам придет жюри, которое по всей строгости оценит спектакль. Это дало нам дополнительный стимул к работе, ведь представлять Иркутскую область на мероприятии такого уровня – большая честь для нас.

Организатором поездки выступило министерство культуры и архивов Иркутской области. В Санкт-Петербурге «Театр пилигримов» покажет два спектакля. Напомним, что это первые масштабные гастроли театра за долгие годы.

– Для нас это очень символичная поездка, ведь основатель нашего театра – композитор Владимир Соколов – получил образование и до 25 лет прожил в Санкт-Петербурге, – отметила Людмила Ваховская. – Наш новый художественный руководитель Константин Артамонов тоже учится в северной столице. У нас запланирована встреча в Иркутском землячестве «Ангара» Санкт-Петербурга, ведь мы хотим показать те нити, которые связывают два наших города.

Другие материалы