Детям-инвалидам противопоказано равнодушие

С целью проверить действие социальных программ по поддержке инвалидов и детей-инвалидов и выявить их слабые места комиссия по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Заксобрания провела круглый стол, в котором приняли участие депутаты, представители областного правительства и социально ориентированных НКО. 

– Наша задача, – заявила председатель комиссии Лариса Егорова, – наладить эффективное взаимодействие между сектором социально-ориентированных НКО и блоком профильных министерств и ведомств Иркутской области, чтобы получить реальную картину положения дел и совместно выработать план действий.

Сегодня общее число инвалидов в стране превышает 13 млн человек, из них 700 тыс. детей. Как отметила зампредседателя комитета по социально-культурному законодательству Ольга Безродных, в последнее время благодаря госпрограммам начали решаться многие проблемы инвалидов и уничтожаться барьеры, мешающие реализации прав маломобильных людей.

К совершенствованию законодательства, касающегося поддержки инвалидов, приложили руку и депутаты Заксобрания. Уже принят и реализуется закон о бесплатном питании детей с ограниченными возможностями здоровья. Аналогичный закон в отношении детей-инвалидов будет принят на ближайшей сессии, – отметила она.

Вице-спикер ЗС Ольга Носенко напомнила, что инвалиды, как сказал президент страны, не должны сталкиваться с равнодушием:

Ведь отношение общества к таким людям – это показатель его здоровья. Может, не все принимаемые нами законы удовлетворяют эту категорию граждан, но мы готовы их улучшать, следуя вашим предложениям.

Как отметила уполномоченный по правам ребенка Светлана Семенова, Иркутская область занимает одно из лидирующих мест по Сибирскому федеральному округу по уровню детской инвалидности. На сегодняшний день она охватывает 12,6 тыс. детей.

– Это значительная цифра. В общем числе детского населения области это больше 2%. Ежегодно медицинское освидетельствование проходит более полутора тысяч детей, основная часть которых признаются инвалидами. Более 58% из них – мальчики.

За последние годы структура детских болезней практически не меняется. В минувшем году лидируют психические расстройства и расстройства поведения. Каждый третий больной ребенок страдает умственной отсталостью. На втором месте болезни нервной системы, а на третьем – врожденные аномалии и хромосомные нарушения.

В прошлом году в образовательных организациях обучалось более 19 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это примерно 6% от общего числа учеников. По словам уполномоченного, система образования для детей с ОВЗ серьезно развивается. Работают 38 коррекционных школ, которые посещают почти 5 тыс. человек. В общеобразовательных школах обучаются 19,3 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, на домашнем обучении находятся 1,9 тыс. детей.

Председатель Иркутского регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Лидия Щеглачева огласила результаты опроса родителей больных детей. Как выяснилось, 6% детей нигде не обучаются. Родители объясняют это нехваткой мест в школах, отсутствием специальных классов, а также условий и оборудования для детей-инвалидов.

Российское законодательство предусматривает разнообразные формы обучения детей-инвалидов. Одна из них – обучение на дому. Это решение принимает врачебная комиссия на основе перечня заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей. Но врачи ориентируются не только на список, но и руководствуются состоянием ребенка.

В прошлом году на домашнем обучении у нас было 1,9 тыс. детей, а в нынешнем эта цифра снизилась до 1,6 тыс. детей.

– И это хорошо, – считает начальник отдела социальной адаптации отдельных категорий детей областного минобразования Людмила Коршунова. – Снижение указывает на то, что эти дети приходят в обычные школы. Этому способствовало введение общеобразовательных стандартов, которые вычеркнули из педагогического словаря такое понятие, как необучаемый ребенок. Для этого мы дополнительно открыли на базе Ангарской коррекционной школы восемь учебных классов, в которые перешли дети, находящиеся на домашнем обучении.

Некоторые родители отказываются от домашнего обучения, ссылаясь на тяжелые формы болезни своего ребенка. Они считают, что могут обучать самостоятельно. Но специалисты считают, что только педагог способен развивать ребенка. Лучший вариант, когда дети с нарушением интеллекта часть предметов осваивают с помощью домашнего обучения, а часть, например, рисование, – посещая школу.

Участники круглого стола обсудили также порядок организации питания для детей с ОВЗ. Согласно вступившему с 1 сентября нынешнего года областному закону в обычных и коррекционных школах уже осуществляется двухразовое питание учащихся. Остается открытым вопрос о таком питании для детей, обучающихся на дому. В министерстве образования уже подготовлен документ, согласно которому родителям будет выплачиваться ежемесячная денежная компенсация.