Как сделать дорогу к знаниям интересной и эффективной?

К доске пойдет…

Совместное обучение детей разных возрастов, упор на творческое мышление, погружение в науку. В современном образовании существует немало инновационных методик. Их активно внедряют как обычные, так и частные школы. Чего не хватает современным педагогам и ученикам? Об этом говорили участники круглого стола, который прошел в редакции газеты «Областная».

 

За партой с академиком

Внимание к инновационному образованию растет. В прошлом году Иркутская область подготовила заявки по участию в нацпроекте «Образование». Ключевые направления – «Современная школа», «Молодые профессионалы» и «Цифровая образовательная среда». В этом году регион уже приступил к реализации нацпроекта и начал приобретать специализированное оборудование для школ.

Замминистра образования региона Максим Парфенов рассказал, что в этом году запускается проект создания опорных школ, который реализуют Российская академия наук и Министерство просвещения РФ. В него вошли три школы из Иркутской области. По словам Натальи Белоус, директора ангарского лицея № 1, одного из участников проекта, с нового учебного года будут внедряться обучающие программы, которые помогут привлечь в науку способных и перспективных учеников. Уже с седьмого класса школьники будут общаться с академиками, готовить и реализовывать перспективные проекты в различных областях. В частности, учитывая научную специфику региона, у детей появится возможность изучать экологию Байкала и солнечную энергетику.

Вновь построенная и обновленная иркутская школа № 19 реализует идею создания междисциплинарной образовательной среды, когда в одном уроке объединяются разные учебные предметы. Такой подход, подчеркивает директор школы Светлана Большещапова, дает ученикам возможность воспринимать мир как единое целое. Поможет в этом прогрессивная материальная база: школа оснащена современным оборудованием по физике, химии, окружающему миру, а также собственным планетарием, который, кстати, проводит уроки по астрономии и для учеников других школ.

 

Давний эксперимент

Поиски инновационных подходов в системе общего образовании – тенденция вовсе не новая. Родоначальниками этого движения в Иркутской области, по словам Максима Парфенова, стали руководитель Ангарской гимназии № 1 Людмила Раевская и директор экспериментального лицея в Усть-Илимске Мусса Батербиев.

Эксперимент по разновозрастному обучению, который начался в Усть-Илимском лицее около 30 лет назад, поначалу казался необычным. Как поясняет руководитель Научно-образовательного комплекса Мусса Батербиев, дети не только помогают друг другу осваивать учебный материал, но и получают большой социальный опыт. Многие выпускники возвращаются в лицей уже педагогами, а другие школы охотно перенимают интересную практику. Особенно, подчеркивает он, такая технология эффективна для малокомплектных школ.

Идею включения ученика в социум поддерживает и Ангарская гимназия. Как отмечает директор Людмила Раевская, качественное образование невозможно без создания социокультурной среды и внимания к личности и способностям ученика. Гимназия сделала акцент на реализацию художественно-эстетического, творческого и профильного образования: в ее структуре семь научно-методических отделений и социально-психологическая служба, которая сопровождает весь образовательный процесс.

 

Маленькие классы

Частные школы сегодня активно внедряют интересные методики обучения, которые наряду с индивидуальным подходом к учащимся становятся дополнительным конкурентным преимуществом. Эти школы имеют больше свободы в воплощении образовательных идей, говорит руководитель службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Наталья Краснова. Как правило, такие учреждения набирают небольшое количество учеников, что может обеспечить более индивидуальный подход, но и стоимость такого образования выше. При этом нехватки учеников у них нет, каждая методика и ценовая ниша находит своих потребителей. В настоящее время в Иркутской области имеют образовательные лицензии 887 государственных и 14 частных школ.

Среди частных есть учреждения с большим стажем. Так, Вальдорфская школа и Школа Леонова работают на образовательном рынке Иркутска уже 25 лет. Как рассказала замдиректора по УВР Школы Леонова Мария Дулова, учреждение делает акцент на маленькие классы и индивидуальный подход. Кроме того, школа реализует президентские гранты, в частности, проводит обучение робототехнике.

Вальдорфская школа это скорее не инновации, а обучение простым вещам, основам жизни, говорит ее директор Олег Шендеров.

Ученики все могут делать своими руками: шить, мастерить мебель, в старших классах проходят практику, ухаживая за больными и пожилыми, – рассказывает руководитель. – И с другой стороны, в основе обучения – искусство, уже с начальной школы дети играют на музыкальных инструментах и поют.

При этом специального отбора в школу нет, попробовав, родители сами понимают, подходит ли их семье такой образ жизни.

 

Школы нового формата ждут педагогов

Идею доступного качественного образования планирует воплотить новая иркутская частная школа «Точка будущего». Как рассказала руководитель образовательного учреждения Наталья Воробьева, сама школа будет уникальна для региона и с точки зрения организации образовательного процесса, и как архитектурный проект. Здание спроектировано и построено под те задачи, которые призвана решать эта школа: под одной крышей здесь будут учиться дети с ограниченными возможностями и дети-сироты.

В этом году образовательный центр начнет работать в тестовом режиме, ученики смогут опробовать оборудование нового комплекса, а преподаватели отработают и скорректируют учебные программы. Со следующего года школа заработает в полном формате.

Уже прошло формирование первого потока учащихся, приоритет отдавался именно многодетным семьям с приемными детьми. Из 105 семей, собранных со всей области, отбор прошли 19, это 117 детей, которые смогут учиться в новой школе уже этой осенью.

Всего по проекту в школе планируется обучать более тысячи ребят. И дефицита учеников не ожидается: еще на начальном этапе реализации проект стал популярен. А вот преподавателей для нового проекта пока не хватает. Штат педагогов сформирован только на 70%.

Нехватка специалистов – общая проблема для образования, в том числе и для инновационных моделей. Большие и маленькие школы всегда рады педагогам, которые готовы поддерживать инновации. Некоторые учреждения активно развивают институт наставничества, самостоятельно воспитывая нужные кадры. О такой практике рассказала начальник управления образования администрации Саянска Татьяна Баранец. Благодаря институту наставничества удается готовить не только хороших педагогов, но и руководителей образовательных учреждений.

Несмотря на разнообразие методик и идей, школам, как государственным, так и частным, не хватает площадки для обмена опытом, обсуждения тенденций и образовательных новинок. Как предложил в ходе круглого стола Мусса Батербиев, в регионе нужно восстановить опыт педагогического клуба, где педагоги и руководители различных образовательных учреждений могли бы делиться мнениями, идеями, учить друг друга новым технологиям.