Эффект 25-го кадра: Как «общественный контроль» ЖКХ помогает бизнесу

К вопросу жилищно-коммунальных услуг несложно привлечь повышенное внимание общественности. Под видом заботы о чужом кошельке легко управлять массовым сознанием, подталкивая народ к выгодному для заинтересованного лица решению. Идеальная ситуация складывается, когда это самое лицо является представителем общественников, независимых экспертов, якобы бескорыстно ратующих за благополучие населения.

Сергей Вахонин, руководитель областной общественной организации «Потребителей энергии и услуг ЖКХ» – в прошлом предприниматель со стажем. Сфера его деятельности была связана с ЖКХ, он возглавлял компанию под названием «Энергия», занимавшуюся проектированием, монтажом и техническим обслуживанием систем водо- и электроснабжения, отопления и сантехники. Впоследствии предприятие уступило место ЗАО ВЭКОС, продолжающему инженерное сопровождение домостроения в Иркутске.

Сегодня ВЭКОС позиционирует себя как родоначальник внедрения передовых технологий, материалов и оборудования на строящихся объектах. В настоящее время компанией руководит его старший сын, а сам Сергей Савельевич активно занялся общественной деятельностью: являлся членом Общественной палаты Иркутской области, был генеральным директором исполнительной дирекции Союза строителей, а в 2016 году создал то самое ИООО «Потребителей энергии и услуг ЖКХ».

25-й кадр – антинаучная, якобы эффективная методика воздействия на сознание и подсознание людей посредством вставки в видеоряд на одном из кадров (или между кадрами) скрытой рекламы.

Самый животрепещущий вопрос для гражданина Вахонина – энергоэффективность многоквартирных домов и снижение финансовых затрат населения на теплоснабжение. А это, по мнению Сергея Савельевича, предполагает оснащение многоквартирных домов индивидуальными приборами учета тепловой энергии в квартирах. И ему есть что предложить: по удачному совпадению, именно компания ВЭКОС, принадлежащая ближайшему родственнику Вахонина, занимается поставкой подобных приборов, а конкретно – счетчиков-распределителей датского производства. Поэтому за разговором об энергоэффективности отец и сын Вахонины не забывают упоминать эти чудо-приборы учета, которые через радиосигнал дистанционно собирают данные, обрабатывают их и передают управляющей компании или ТСЖ. Продвижение вышеупомянутой продукции Вахониным С.С. прямо или косвенно происходит на встречах с представителями управляющих компаний, при личном общении с населением, в интервью для местных СМИ. А параллельно Вахонины настойчиво пытаются воздействовать на органы исполнительной власти, в числе которых служба государственного жилищного надзора Иркутской области, служба государственного строительного надзора Иркутской области, министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, а также Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области.

Когда власти отказались поддерживать инициативу по установке именно этих приборов учета, Вахонин С.С. стал действовать через свою общественную организацию. В службу государственного жилищного надзора Иркутской области поступило письмо из прокуратуры Иркутской области с приложением жалобы некой ИООО «Потребителей энергии и услуг ЖКХ» за подписью Вахонина сразу на 14 управляющих организаций, которые проигнорировали направленные им запросы. Вахонин С.С. заявлял, что рассылал запросы в рамках общественного контроля в форме мониторинга, который якобы проводился в период с 12 апреля 2019 года по 12 мая 2019 года. К указанному сроку он ни одного ответа не получил и попросил органы прокуратуры вмешаться.

Прокуратуру содержание жалобы насторожило, поэтому жалоба была перенаправлена в адрес жилнадзора. Служба для внесения ясности письменно обратилась за уточнениями к управляющим организациям. Уже по первым ответам, пришедшим в адрес службы, стало понятно, что сомнения не были беспочвенными.

Как оказалось, Сергей Вахонин, ссылаясь на ст. 7 закона № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», без указаний целей и формы проведения мониторинга в категоричной форме запрашивал данные о количестве многоквартирных домов, находящихся в управлении и об их оснащении индивидуальными приборами учета тепла. Почему же запрос вызвал недоумение у управляющих компаний?

«Управляющая компания приняла решение не отвечать на запрос, так как он не мотивирован, содержит ложную информацию в правовом обосновании, – отвечает УК ООО «Тауэр». – Указанная Вахониным С.С. статья ЖК РФ регламентирует информационное обеспечение общественного контроля, которое не имеет отношения к правовому обоснованию предоставления информации. В запросе не указан конкретный адресат (должностное лицо), нет сведений о том, что за организация запрашивает эту информацию, соответственно, он является неправомерным. О каком-либо проводимом общественном контроле в форме общественного мониторинга и его результатах в период с 12.04.2019 по 12.05.2019 УК ООО «Тауэр» ничего не известно».

Подобные ответы службе государственного жилищного надзора дали почти все управляющие компании. С точки зрения бизнеса, направляя подобные запросы, общественная организация, тесно связанная с предпринимателем, возможно, стремится без всяких затрат на маркетинговые исследования получить доступ к клиентской базе управляющих компаний.

Особый интерес вызвал ответ ООО УК «Приангарье», содержащий любопытную информацию о деятельности ООО «Торговый дом ВЭКОС», который, как мы уже знаем, занимается поставкой тех самых индивидуальных приборов учета тепла. Как сообщается, при строительстве жилищного комплекса «Ангарские паруса» застройщик ООО ИК «ПарапетСтрой» и Вахонин-младший заключили договор подряда по установке электронных распределителей тепла ДОПРИМО на радиаторы отопления в квартирах. ООО УК «Приангарье» приступила к обслуживанию данных домов еще в 2015 году, и за эти четыре года указанные приборы учета так и не были введены в эксплуатацию. В письме приводятся факты и прилагаются документы, которые вызывают большие сомнения в добросовестности «Торгового дома ВЭКОС». То у них случайным образом теряется документация на товар, то выясняется, что у обслуживающего персонала нет требуемого образования для монтажа оборудования, то в гарантийных письмах ставится странный срок исполнения обязательств, 30 февраля 2016 года, т.е. день, которого нет в календаре…

Тем более, что сегодня не доказан и сам эффект от установки теплосчетчиков в квартиры. На страницах «Российской Газеты» (выпуск от 02.06.2019) вышел материал с названием «Удар по батарее», в котором выражались сомнения Минстроя России по обязательной установке пресловутых приборов учета. От этого предлагается отказаться, так как принцип подсчета тепла, которое уходит на обогрев квартир, попросту не результативен. Ограничивая количество энергопотребления в своей квартире, собственник будет обогреваться за счет соседей.

«Определить фактическое потребление тепловой энергии в каждом помещении многоквартирного дома приборами учета невозможно», – отмечает Минстрой России. Тепловая энергия распределяется по конструкциям дома и вентиляции: если один жилец снижает температуру в помещении на градус от нормативного значения (+18), то другой вынужден тратить на 20% больше тепла, чтобы обогреть свое жилище. Таким образом, если температура снижается на 3 градуса, расходы соседа могут возрасти на 60%. Да и стоимость приборов учета оставляет желать лучшего – от 6,5 до 8 тыс. рублей, 6 тыс. рублей – замена, 2–3 тыс. рублей – поверка, а срок службы прибора учета составляет всего 12 лет.

Словом, вопрос об индивидуальных теплосчетчиках остается открытым, и на его обсуждение уйдет еще явно немало времени. Если инициативу Минстроя России поддержат, отцу и сыну Вахониным бизнес на приборах учета придется свернуть. Пока же Сергей Савельевич, помимо бурной общественной деятельности на фронте борьбы с управляющими организациями, систематически занимается очернением службы государственного жилищного надзора Иркутской области и его руководящего состава. Исполнительному органу государственной власти приходится тратить время на судебные тяжбы с общественником, опровергая ложные сведения, распространяемые в СМИ. Тем временем одна за другой появляются новые «разгромные» публикации. В многочисленных интервью Вахонин выражает недовольство работой надзорного органа, затрагивая самую больную тему – оплату за жилищно-коммунальные услуги. Разумеется, как матерый маркетолог Сергей Савельевич не забывает в нужный момент упоминать многострадальные приборы учета. Похоже, он все надеется, что однажды этот «25-й кадр» сработает.