Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

19 июня 2019

Свадьба неба с землей

Музей чувашской культуры открылся в Зиминском районе

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

После окончания весенне-полевых работ чуваши Иркутской области традиционно отмечают народный праздник – Акатуй. Все, кому хоть раз удалось побывать на таком празднестве, наверняка вспоминают его не иначе как буйство красок, песен, плясок, вкусной национальной еды и напитков. В этот раз он прошел в одном из мест компактного проживания чувашей, поселке Успенский-3 Зиминского района, который в 2019 году отметил 110-летие со дня своего основания.

Версии разные, суть одна

«Акатуй» с чувашского переводится как праздник плуга и земли. К посевной плуг готовит землю как невесту, потом в подготовленную землю сеют зерно, а полученный урожай – плод их любви. Впрочем, чувашка Надежда Фидикова не исключает, что в этом названии есть разные интерпретации.

– Есть еще версия, нам о ней рассказывало старшее поколение, что Акатуй – это свадьба неба с землей, – говорит носитель языка Надежда Фидикова.

В любом случае, результат такой свадьбы – урожай, а чтобы он был хорошим, землю задабривают, просят благословения духов и предков.

Поселок Успенский-3 находится в глубине Зиминского района. Местные рассказывают о том, что когда-то, больше ста лет назад, под поселки нарезалась земля, и таких Успенских поселков на самом деле было четыре.

С названием поселков, как и с праздником Акатуй, не все так однозначно. Население больше склоняется к версии, что зачинались населенные пункты на праздник Успения. Вторая, менее вероятная версия, что фамилия землемера, делившего земельные участки, была Успенский.

Поселок Успенский-1 сейчас представляет собой совсем маленький населенный пункт с небольшим количеством домов, об Успенском-2 нам вообще ничего не смогли рассказать. В Успенском-3 жизнь бьет ключом благодаря активным местным жителям, которых в поселке проживает немногим более ста человек, 85% из которых чуваши. Четвертый поселок Успенский так и не был заселен.

Сытная и хмельная ярмарка

Перед праздником у парка «Радуга», созданного жителями поселка, развернулась ярмарка. Гости могли здесь попробовать блюда национальной кухни.

Соседи принимающего поселка из села Новолетники подготовились к Акатую основательно. Приготовили чувашские пироги и прочие блюда.

– Это пюремеч – открытый пирог, сверху у него картошка, – рассказывают участники ярмарки. – А это закрытый пирог хуплу. В качестве начинки у него картошка и мясо. Туда все закладывается сырым, а потом выпекается.

Чуваши, по всей видимости, картофель считают едва ли не вторым хлебом. Помимо пирогов с картошкой здесь можно было угоститься картофельной запеканкой с яйцами. А как вам вареники с яйцом и луком? Почти как пирожки. А густой кисель, который можно черпать ложкой? В общем, голодным на Акатуе не остался никто.

Помимо еды местные жители очень нахваливали пиво местного же разлива. Успенский пивовар Татьяна Прокопчук предлагает гостям три вида пенного напитка. Самое легкое, молодое и вкусное, по ее словам, дамское пиво. Для двух других название еще не придумано.

– Когда-то мама назвала мне рецепт, я записала и забыла. А в позапрошлом году меня попросили на конкурс сделать пиво, я об этом рецепте вспомнила. Участвовала в Иркутске на фестивале пива и победила.

Полностью рецепт Татьяна не выдала, сказала лишь, что традиционно в пиве есть хмель, вода, сахар плюс секрет. А начинающим пивоварам дала совет – чем дольше стоит пиво, тем крепче оно становится.

Помимо еды и напитков на ярмарке можно было приобрести обереги, русские и чувашские, игрушки для детей, связанные крючком и не только, подушечки на стулья и прочие предметы для создания домашнего уюта.

Грант на музей

Женский чувашский костюм – произведение искусства. Это в основном белое платье из натурального материала с вышивкой. Издалека может показаться, что это белорусская или украинская одежда, но разница все же есть. Непременно в костюме присутствуют желтые, красные и оранжевые краски. Очень интересные головные уборы в виде башенки для молодых девушек и полностью покрывающие волосы для замужних барышень.

С элементами чувашского костюма подробно можно ознакомиться в этнографическом музее, который открылся в рамках празднования 110-летия поселка Успенский-3. Музей расположился в здании бывшего магазина, который владельцы собирались продать. Председателю национально-культурной автономии чувашей Иркутской области «Юлташ» Веронике Тимофеевой удалось здание сохранить и приспособить под этнографический центр.

Выставочная экспозиция представлена чувашскими головными уборами, предметами одежды и быта, предоставленными жителями поселка.

Есть среди экспонатов одежда, которой 100, а то и 150 лет. Один из таких старых предметов гардероба – головной убор сурпан, своеобразное женское головное покрывало. Сейчас чувашки осовременились, так основательно не закрывают голову, поэтому сурпаны практически не носят.

Как отметила Вероника Тимофеева, в перспективе этнографический центр планирует совместить функции детской театральной студии и кинозала, где будут транслироваться мультфильмы и документальные фильмы, ставиться театральные постановки. В этнографическом центре также найдется место для образовательного центра, где будут проводиться конференции и мастер-классы.

– Мы выиграли грант на сумму почти 293 тысячи рублей. Меня жители села поддержали, помогают благоустроить территорию. Все, что есть сейчас в экспозиции, они принесли сами, – рассказывает Вероника Тимофеева. – А в будущем есть планы создания на месте, рядом с центром, этнографического комплекса, куда могли бы приезжать туристы. В зависимости от времени года мы могли бы предложить им пойти по грибы и ягоды, поучаствовать в сенокосе, уборке картофеля, ржи. Все это проводилось бы в виде обрядов, весело и красочно.

Рядом с центром планируется также обустроить стадион, построить мини-гостиницу, где могли бы останавливаться приезжие.

Верит в то, что задуманное осуществится, мэр Зиминского района Наталья Никитина.

– Населенный пункт этот хоть и небольшой, но жители все активные, инициативные. Я помню, как они строили эту площадку, где проводится праздник, здорово, что она сохранена. Когда я приезжаю в поселок, собирается едва ли не половина жителей. Много слышу от них предложений. Таким людям хочется помогать, и мы будем помогать, чем можем, чтобы планы по развитию туризма реализовывались, – сказала Наталья Никитина.

Землю нужно задобрить

Поздравления коллективов со всего района, песни и пляски – важная, но не основная часть чувашского Акатуя. А основная – обряд, без которого и праздник не праздник.

Организаторы для проведения обряда привлекали всех желающих гостей. Для начала плугом прошлись до заготовленному участку земли. Женщины следом сеяли зерно. А чтобы был щедрый урожай, землю нужно было задобрить. В ход шли и каша, и хлеб, и пиво. Перед тем, как попробовать самому, нужно было дары бросить в землю.

В заключение – обязательный элемент праздника – хоровод. В этом году решено было оживить петуха, который всегда сидел на шесте в виде символа Акатуя.

Светлана Рыбалова, участница чувашского ансамбля «Палан», приехавшего на праздник из Томска, удивилась масштабности проводимого обряда:

– У нас в регионе тоже есть поселки, где проживают чуваши, там и обряды проводятся, но, чтобы с плугом и петухом, такое мы видим впервые. Это очень интересно.

Праздник длиной в день закончился чествованием лучших хлеборобов и старейших жителей поселка, а также спортивными состязаниями, детскими играми и дискотекой.

Другие материалы
Реклама от YouDo