Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

Агробизнес-школы: итоги работы

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

На своем первом заседании новый состав Общественного совета при Законодательном Собрании Иркутской области под председательством Алексея Соболя обсудил вопросы закрепления кадров и качество жизни на селе.

Как отметил спикер Законодательного Собрания Сергей Сокол, сегодня у молодежи сельские профессии не в почете:

Общаясь с людьми в территориях, мы видим, что проблемы у всех одинаковые: нехватка специалистов и отток населения.

Согласно статистике, в 2016 году из сельской местности уехало 7146 человек, в 2017 году – 5927 человек и в 2018 году – почти 6 тыс. Две трети – это, как правило, молодежь и люди трудоспособного возраста.

Принимаемые меры, – заключил Сергей Сокол, – пока не приносят ощутимых результатов. Нам нужно выработать новые подходы к решению этой застарелой проблемы.

Как напомнила председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова, еще в 2010 году на государственном уровне была принята доктрина о продовольственной безопасности, а год спустя утверждена стратегия развития сельских территорий, на основе которой разработали областную программу «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года».

Естественно встал вопрос: а кто будет исполнять ее, кто останется работать на селе? И тогда в Иркутской области, одной из первых в стране, была принята концепция непрерывного агробизнес-образования, – подчеркнула депутат.

По словам замминистра образования Максима Парфенова, агробизнес-школы – один из самых продуктивных способов закрепления молодежи на селе:

Они воспитывают граждан, способных к осознанному и добровольному выбору сельского образа жизни, вовлекаются в сельскохозяйственный труд на основе знаний современных агротехнологий.

По его словам, сегодня в проекте участвует 90 сельских школ – это 27% от общего количества сельских образовательных организаций, и 35 дошкольных образовательных учреждений. За четыре года число участников увеличилось с 3,9 тыс. до почти 9,5 тыс. человек.

Мониторинг выпускников сельских школ, реализующих непрерывное агробизнесобразование, выявил, что за три последних года из 4208 человек 1413 поступили в вузы. Из них 331 – в аграрный университет. Большинство – из Нукутского, Иркутского, Нижнеудинского и Усольского районов.

Село, по словам областного министра сельского хозяйства Ильи Сумарокова, сегодня остро нуждается в профессионально подготовленных специалистах, которых надо взращивать со школьной скамьи:

Техника далеко шагнула вперед. Если на современный трактор, оснащенный компьютерным оборудованием посадить неподготовленного человека, он мигом загубит трактор, который стоит миллионы.

В настоящее время подготовку специалистов сельскохозяйственного профиля осуществляет аграрный университет, восемь аграрных техникумов и три профучилища. Но стимул для поступления в них, по мнению министра, должен закладываться в тех школах, которые задействованы в агробизнес-образовательном процессе:

Уже в школах молодежь должна обучаться основам сельскохозяйственного бизнеса, чтобы уметь создавать и развивать малые предприятия. Мы со своей стороны всячески способствуем развитию малого и среднего бизнеса. Ежегодно выделяется по 100 миллионов рублей на такие программы, как «Начинающий фермер», «Семейные животноводческие фермы», «Семейные молочные фермы», развитие системы кооперации. С их помощью каждый год создается по 300–400 новых рабочих мест.

Как рассказал ректор Иркутского государственного аграрного университета Юрий Вашукевич, вуз наладил взаимодействие с 51 школой. Преподаватели оказывают методическую помощь по созданию программ обучения. Он считает, что по аналогии со студентами медиками и педагогами нужно установить дополнительные стипендии студентам сельскохозяйственных специальностей, обучающихся по договорам о целевой подготовке.

Об этапах создания непрерывного агробизнес-образования в Куйтунском районе рассказала специалист управления образования местной администрации Любовь Хорова:

Наши школы обеспечивают себя овощами и ягодами, это делает дешевле и разнообразнее школьное питание. В трех школах заложены плодово-ягодные сады, почти все учебные заведения обзавелись собственными теплицами. По инициативе бывшего депутата Законодательного Собрания Дмитрия Баймашева в районе был учрежден конкурс на грантовую поддержку проектов агробизнес-образования. На эти цели ежегодно выделялось по полумиллиону рублей, что способствовало развитию учебно-опытных пришкольных участков, исследовательской и опытнической деятельности.

В планах куйтунцев – создание сетевого профильного агротехнологического класса, где более углубленно могли бы обучаться школьники, склонные к сельскохозяйственному труду.

Есть помещение, – рассказала Любовь Хорова, – есть специалисты по пяти профессиям, а вот обеспечить материально-техническую базу без помощи области район не в силах.

По словам председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Романа Габова, агропромышленный комплекс становится сегодня все более привлекательным сектором для развития малого и среднего бизнеса.

Но одним патриотизмом, одними призывами невозможно привлечь молодежь на сельскую территорию. Большое значение имеет материальная сторона: высокая зарплата, квартира, сельская инфраструктура. Ну и, конечно, условия труда. На грязную, даже высокооплачиваемую работу молодой человек не пойдет. Это нужно помнить руководителям наших сельскохозяйственных предприятий.

Члены Общественного совета и представители муниципальных образований высказали ряд предложений по совершенствованию непрерывного агробизнес-образования. Все сошлись во мнении, что необходимо разработать межведомственную государственную целевую программу, мотивирующую школьников встать на сельскохозяйственную стезю.

Другие материалы
Реклама от YouDo