25.07.2018 09:00
Рубрики
Здоровье
25.07.2018 09:00

Стал донором – спас жизнь

Каждые 20 минут один человек в России узнает, что у него рак крови. Спасти можно многих, если найдутся доноры костного мозга. Увы, это не всегда реально. Но если все желающие помочь объединятся в общий регистр доноров костного мозга, то спасенных жизней будет больше.

Что такое регистр и зачем он нужен?

Национальный регистр доноров костного мозга – это, по сути, база людей с описанием ДНК каждого потенциального донора. Если ваш генетический состав крови совпадет с составом крови пострадавшего, вы можете стать его донором.

– Кроветворные стволовые клетки могут понадобиться больным с тяжелыми онкологическими заболеваниями, в частности, лейкозом, – объясняет Максим Зарубин, главный врач иркутской областной станции переливания крови. – Банк кроветворных клеток поможет оперативно найти донора в России.

Это в разы быстрее, чем поиск за границей, и, конечно, существенно дешевле, поскольку подбор донорских клеток и обследование донора для одного больного человека стоит порядка 30 тыс. долларов. Нередко человек, находящийся в поисках донора, из-за длительности процесса просто-напросто не доживал до пересадки клеток. Национальный регистр России поможет сократить сроки поиска донора.

Сложно представить, но еще пять-шесть лет назад в России получали помощь только 3% заболевших лейкозом. На сегодняшний день у нас оперативно могут помочь только 5% таким пациентам. Еще примерно 5% больных россиян находят доноров кроветворных клеток за границей. К примеру, в США 5 млн доноров кроветворных клеток, в Германии – более 4,5 млн. В России в национальном регистре порядка 70 тыс. доноров, и делается все, чтобы в ближайшие годы пополнить национальный регистр в разы.

– Чем больше будет база доноров, тем больше шансов у заболевших людей на выздоровление, – отмечает врач кировского НИИ Константин Кашин.

Он приехал в Иркутск с целью расширения национального регистра. В Кирове на базе центра «Росплазма» создан самый мощный регистр потенциальных доноров кроветворных клеток. Работа по созданию регистра началась в 2009 году, позади много спасенных жизней. В Кирове действует современный плазмоцентр и открыт уникальный лабораторный комплекс, позволяющий проверять клетки крови и обеспечивать их безопасность.

Только 30% больных могут подойти клетки донора-родственника. В остальных случаях приходится искать неродственного донора в российском и зарубежных регистрах. После заполнения анкеты донор сдает несколько миллилитров венозной крови, а затем начинается процесс типирования образца, то есть расшифровка генетического состава крови.

– Уникальная формула определяет индивидуальную совместимость клеток крови доноров и больных, которым эти клетки могут понадобиться. Сразу после определения генетического профиля крови донора его данные вносят в национальный регистр России. С этой минуты, чтобы спасти любого человека в нашей стране, достаточно ввести его данные в компьютер, и система сама подберет ему донора из регистра, – объясняет Константин Кашин.

Открыли новую форму генов

Как отмечает Максим Зарубин, можно было пойти по пути формирования своего отдельного регистра доноров, но целесообразней сотрудничать с крупным центром, каковым является кировская «Росплазма»:

– Формировать свой регистр будет стоить очень больших денег. В среднем изучение образца крови от одного донора обойдется в 25 тыс. рублей, плюс дорогостоящее оборудование. Кроме того, оборудование будет постоянно простаивать, поскольку мы не сможем его полностью загрузить. Поэтому и было принято решение работать с крупным центром.

Сотрудничество иркутской областной станции переливания крови с «Росплазмой» началось в 2016 году. Тогда в Иркутске и районах Усть-Ордынского округа были взяты 400 образцов крови у жителей бурятской национальности. В текущем году взяты образцы еще у 350 доноров.

Кировский НИИ, помимо практической работы по созданию регистра доноров, занимается еще и научной деятельностью. При изучении ДНК бурят была выявлена новая форма генов. Если кто-то из жителей региона бурятской национальности заболеет, возможно, ему придет на помощь именно донор той же национальности из регистра.

– И эта работа вполне оправдана, для граждан бурятской национальности донор вряд ли найдется в зарубежных регистрах в силу особенного генетического состава крови, – подчеркивает Максим Зарубин. – Чем больше людей разных национальностей будет в регистре, тем лучше.

Уже сейчас в регистр «Росплазмы» включены жители Кировской, Нижегородской, Костромской, Свердловской областей, Татарстана, Дагестана, Чечни, Башкирии, Чувашии, Ставропольского и Пермского краев, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга. Потенциальных доноров бурятской национальности искали в Иркутске, Усть-Орде, Кутулике. В первую очередь специалисты иркутской областной станции переливания крови приглашали доноров сдать кровь с помощью СМС, выходили на организации, медучилище, аграрный техникум, работали с Аларской районной больницей. Потенциальными донорами кроветворных клеток, как правило, становились молодые люди до 30 лет.

Пополнение регистра доноров за счет разных национальностей уже сейчас дает свои плоды. В 2018 году были сделаны две пересадки пациентам, которые находились на лечении в Москве. Подошли два донора – один с Северного Кавказа, другой – из Грозного. Ранее эти национальности, как и наши буряты, никогда не исследовались. У них также была выявлена новая форма генов. Таким образом, регистр помог спасти жизни.

Специалисты иркутской областной станции переливания крови посоветовали врачам «Росплазмы» обратить внимание и на иркутских славян, несомненно, отличающихся своим ДНК от славян европейской части России.