19 декабря 2018

Диверсификация производства – основа дальнейшего развития

Иркутский авиазавод – филиал Корпорации «Иркут» на протяжении всей своей почти 85-летней истории выпускал главным образом самолеты военного и специального назначения. Однако теперь ИАЗ сосредоточил основные усилия на разработке и серийном выпуске пассажирского МС-21, а сама Корпорация «Иркут» стала основой для организации гражданского дивизиона Объединенной авиастроительной корпорации. С чем связаны перемены? И как идет реализация значимого для всей авиаотрасли страны проекта МС-21? Об этом мы поговорили с генеральным директором Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» – вице-президентом Александром Вепревым.

– Александр Алексеевич, в первую очередь расскажите, почему с военной продукции на ИАЗ решили перейти на гражданский проект МС-21? 

– Все дело в том, что поставки военных самолетов как на экспорт, так и по гособоронзаказу, обладают определенной цикличностью и напрямую связаны с перевооружением армии. В настоящее время объемы выпуска военной техники в рамках ГОЗ и, соответственно, финансирования таких программ существенно сокращаются. И если не принять мер по дальнейшей загрузке производства, то однажды завод останется практически без работы. То же самое касается и других оборонных предприятий России. Но это не значит, что мы сворачиваем выполнение военных программ. Они очень важны с точки зрения загрузки предприятия, особенно в переходный период, поскольку их реализация обеспечивает основную выручку.

В то же время гражданские самолеты востребованы постоянно – этот рынок значительно больше, и он более устойчив. То есть вопрос диверсификации является для нас и наших смежников стратегической задачей. Времени на ее выполнение очень мало. Так, в проекте стратегии развития авиационной промышленности РФ доля гражданской продукции в 2030 году должна вырасти до 38,5% (я думаю, будет выше 50%), объемы производства – на 90,3%, производительность – на 154%. Для выполнения этих планов в столь сжатый период сделать предстоит очень много. Прежде всего необходимо завершить формирование нормативно-правовой базы (дело в том, что при производстве военных и гражданских самолетов в нормативной базе имеется целый ряд отличий). Кроме того, предприятиям ОПК, проводящим диверсификацию производства, не обойтись без поддержки государства: необходимы средства на НИОКР и увеличение субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам, также должны быть обозначены нормативы, определяющие объемы гражданской продукции, подлежащие закупкам госкорпорациями, естественными монополиями и др.

Переход на гражданскую продукцию будет определять выживание предприятий оборонно-промышленного комплекса. От успешного решения этой задачи во многом зависит долгосрочное и уверенное развитие этой важнейшей отрасли машиностроения РФ. Для Иркутского авиазавода реализация инфраструктурного проекта создания и серийного производства магистрального лайнера МС-21 обеспечит диверсификацию производства и ритмичную загрузку мощностей на долгосрочный период.

– Насколько успешно идет работа по проекту? Что уже удалось сделать?

– С учетом того, что проект МС-21 реализуется в крайне сжатые сроки, работы по ОКР, постройка опытных самолетов, сертификационные испытания, разворачивание серийного производства – все эти задачи выполняются максимально параллельно. Так, в соответствии с программой летных испытаний первых двух самолетов уже выполнено более 110 полетов по проверке летно-технических характеристик, на больших углах атаки, на сваливание. Идут специальные сертификационные испытания на флаттер и другие программы. Одновременно выполняется большой объем стендовых испытаний самолетных систем и оборудования. Выполнены испытания планера на случайные нагружения избыточным давлением и на совместные нагружения фюзеляжа избыточным давлением с крылом, с нагрузкой на 67% и 90% от максимальной расчетной, с проверкой функционирования закрылков. Завершены изолированные испытания механизации левой консоли крыла. Определен статус и очередность работ по импортозамещению.

В начале декабря мы отправили в ЦАГИ фюзеляж МС-21, предназначенный для ресурсных испытаний. Тем временем завершается отработка в цехе окончательной сборки третьего летного МС-21. В третьей декаде декабря самолет будет передан в летно-испытательное подразделение ИАЗ для последующей наземной отработки и передачи разработчику для летных испытаний. На сегодня уже собрана задняя часть фюзеляжа четвертой опытной машины, завершается стыковка отсеков передней части фюзеляжа. К концу декабря фюзеляж четвертой машины будет состыкован, начнется стыковка крыльев. Третий самолет МС-21 подключится к летным испытаниям в I квартале, а четвертый – во II квартале 2019 года, в соответствии с программой.

С учетом результатов и дальнейшего хода стендовых и летных сертификационных испытаний планируется получение сертификата типа РФ на самолет МС-21-300 в III квартале 2020 года. Одновременно с испытаниями и постройкой опытных самолетов разворачивается и серийное производство с поэтапным наращиванием производственных мощностей – в соответствии с планируемым ростом программы выпуска самолетов.

– Модернизация в рамках проекта МС-21 коснулась и производства на ИАЗ?

– Безусловно. Выполнен очень важный первый этап по модернизации базовых производств и реконструкции предприятия. На основе цифровых технологий проведена подготовка производства, освоен комплекс высокоэффективных технологий с применением высокопроизводительного оборудования. При постройке опытных самолетов отрабатываются и корректируются серийные технологии, от которых зависит трудоемкость изготовления поставочных самолетов и, конечно же, себестоимость изготовления.

В I полугодии этого года сдана в эксплуатацию I очередь логистического центра управления цепью поставок для самолета МС-21. В I полугодии 2019 года планируем завершить строительство нового цеха окончательной сборки для военной техники с целью высвободить площади действующего цеха сборки под МС-21. Также идет к завершению постройка нового цеха по изготовлению жгутов (строительство ведет АО «Аэрокосмические системы»). В конце декабря будут введены в эксплуатацию две новые станции по сборке отсеков фюзеляжа и стыковке, которые позволят увеличить пропускную способность линии сборки МС-21. В текущем году начали постройку новых ангаров площадью 6400 кв. метров для наземной отработки гражданской машины и кастомизации.

Также в ноябре этого года проведены переговоры по поставке второй очереди линии автоматической сборки МС-21, которая позволит увеличить производство до 36 лайнеров в год.

Отработана индустриальная модель кооперации по постройке опытных самолетов. Важно, что работы по поэтапному наращиванию производственных мощностей последовательно ведутся у всех участников индустриальной модели кооперации. От эффективности этой модели и ее последующего развития будет во многом зависеть качество и темпы выпуска МС-21. Это в дальнейшем позволит исключить риски при серийном производстве лайнера.

На заводе идет плановая подготовка квалифицированных кадров, только за последние годы создано более 2000 новых высокотехнологичных рабочих мест.

– В СМИ недавно прошло сообщение о том, что из Ульяновска на ИАЗ пришли панели для первого серийного МС-21. А когда самолет планируете передать заказчику?

– Поставка первых самолетов эксплуатанту намечена на 2020 год. Но до этого момента еще нужно сделать очень много. Сейчас завершается сборка секций панелей отсека Ф4А фюзеляжа первого серийного МС-21, сборку которого начнем уже в декабре этого года. Работы по постройке опытных лайнеров и разворачиванию серийного производства ведутся в очень напряженном графике. На это нацелены усилия практически всего коллектива Иркутского авиазавода. Ведь успешная реализация проекта МС-21 позволит обеспечить загрузку предприятия и его устойчивое развитие на десятилетия вперед.