Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

18 июля 2018

Ольхон: посчитать и прибраться

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Сколько туристов посещает Ольхон, и какое количество отходов образует этот турпоток? В Сахюрте у паромной переправы начали выписывать разрешения на посещение Прибайкальского нацпарка, заполнять анкеты гостей острова с указанием места и времени пребывания, раздавать мешки для мусора.

 Неприглядная картина

Исчезающие виды флоры и фауны; вытоптанные до корневой породы подступы к мысам Бурхан, Саган-Хушун, Хобой; загрязнение почвы и воды – мало кто теперь уже спорит с тем, что антропогенная нагрузка на остров Ольхон запредельна. По данным Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры (БМПП), только в поселке Хужир она превышает нормативы в полтора раза.

– Прокуратура координирует работу по инвентаризации туристических объектов. На Ольхоне их, по нашим данным, сейчас насчитывается 150, – говорит глава БМПП Сергей Зенков. – Теперь важно провести учет туристов, которые посещают остров. Это необходимо для модернизации системы обращения с отходами. В будущем опыт Ольхона можно применить на других прибайкальских территориях.

Нет разрешения – штраф

По информации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье, вместимость всех островных туробъектов составляет 4500 койко-мест. При этом, по решению научно-технического совета, на территории Прибайкальского нацпарка в границах острова может одновременно находиться не более 2 тыс. человек. А это практически вся площадь Ольхона за исключением населенных пунктов. И для ее посещения нужно разрешение, иначе грозит штраф.

– Для получения разрешения можно обратиться в наш центральный офис в Иркутске, либо в лесничества, в тех же Еланцах и Хужире. Все данные будут заноситься в специальную программу, – говорит и.о. директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Умар Рамазанов. – При превышении лимитов пропуски не выдаются. Кстати, некоторые туроператоры пытались у нас сразу выкупить большое количество разрешений на несколько месяцев вперед. Но им было отказано, тем более, что может возникнуть особый противопожарный режим, и тогда введут дополнительные ограничения на въезд.

Турмаршруты оснастят туалетами

Есть надежда, что эти ограничения позволят проконтролировать поток людей, в первую очередь у главных объектов острова. То, что раньше там не было никакого порядка, очевидно. Так, только у Хобоя прошлым летом активисты ОНФ с помощью квадрокоптера насчитали одномоментно 160 «уазиков» с туристами. Причем по пути следования четырех, согласованных с администрацией ООПТ маршрутов, трудно было найти элементарный туалет. В результате окрестности ольхонских достопримечательностей превратились в общественные нужники. Кроме этих экскурсионных направлений, есть вся остальная территория Ольхона. Заглянув в социальные сети и посмотрев фотоотчеты, легко удостовериться, что там, где пройдет машина, автотурист обязательно побывает. С этими проблемами в «Заповедном Прибайкалье» тоже обещают разобраться.

– Подразделения оперативных групп на передвижных кордонах будут стоять на Хобое и южном маршруте у мыса Кобылья голова, контролировать заезды и выезды. Параллельно дежурство на острове проводят откомандированные сотрудники других лесничеств нацпарка, – подчеркнул Умар Рамазанов. – Что касается инфраструктуры, то сейчас закуплены и завезены на Ольхон 20 стационарных биотуалетов, которые расставят по пути следования популярных маршрутов. Еще на севере острова построят два настила для стоянки транспорта перевозчиков туристов. И каждый рассчитан не более чем на 10 машин. Водители и гиды Ольхона в курсе этих нововведений. Машины в перспективе должны быть обеспечены системой ГЛОНАСС для того, чтобы в оперативном режиме мы могли отслеживать реальное число автомобилей, находящихся на ООПТ. Необходимое для этого оборудование у нас есть.

Мероприятия, вне всяких сомнений, нужные и важные. Но мы помним, что общий номерной фонд островных турбаз более чем в два раза превышает лимиты посещения нацпарка. И для въезда в населенные пункты Ольхона, в отличие от ООПТ, разрешений не нужно. Как вести учет этих людей и отходов, которые после них остаются? И тут снова берутся за координацию действий надзорники. Недавно по поручению главы БМПП прямо у паромной переправы в Сахюрте прошло выездное совещание под руководством первого заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Алексея Калинина. Представители министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, «Заповедного Прибайкалья», Байкальского управления Росприроднадзора, администраций Ольхонского района и Хужирского муниципального образования на месте провели своего рода мозговой штурм и высказали предложения.

Чашка кофе за мешок мусора

Первое, что бросилось в глаза у парома, это отсутствие контейнеров для мусора. Но у нового регоператора по обращению с отходами уже есть проект обустройства возле переправы накопительной площадки. Оставалось только решить вопрос с предоставлением земельного участка под нее, что и было сделано после этой выездной встречи.

Там же выяснилась другая проблема. С острова на материк активно пошли машины с жидкими бытовыми отходами, и у водителей начались конфликты с автотуристами из-за мест на паромах.

– С одной стороны, эта ситуация говорит о том, что наши меры реагирования получают конкретные результаты. Сотрудники Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры БМПП постоянно проводят проверки турбаз, и в итоге их владельцы стали понимать, что лучше соблюсти закон, не выливать отходы, где придется, а организованно вывозить их на полигон, – говорит Алексей Калинин. – И в то же время необходимо оптимизировать график вывоза ЖБО, чтобы процесс стал отлаженным, а у водителей не возникало лишних проблем на переправе.

В итоге была достигнута договоренность с Восточно-Сибирским речным пароходством о том, чтобы оно предусмотрело в своем расписании движения паромов специальный рейс для большегрузов, которые вывозят с острова ЖБО и мусор.

С 2019 года  новый региональный оператор по обращению с отходами будет заключать договоры с юридическими и физическими лицами. Станет выгоднее организовать селективный сбор, чем платить за вывоз несортированных отходов. К тому же федеральное законодательство и так запрещает с будущего года захоронение бумаги картона, бумажной упаковки, шин, покрышек, полиэтилена, стекла и стеклянной тары. Они должны идти на переработку.

Сотрудники администрации Хужира на встрече напомнили, что на Ольхоне впервые в Иркутской области стараниями общественника Семена Майора опробован опыт раздельного сбора мусора. И он оказался положительным. Несмотря на опасения, люди в целом готовы к тому, чтобы складывать бутылки, банки и бумажки в отдельные емкости. Другой вопрос, как их переработать. И это тоже будет задачей регоператора. Он планирует установить дробилку для пластика и стекла на официальном полигоне отходов в местности Имел-Кутул Ольхонского района.

Сейчас на паромной переправе туристам начали раздавать мешки для мусора. На обратном пути их можно вернуть наполненными и за это получить, например, чашку кофе или сувенир. Отдельные мероприятия предусмотрены и для постоянных перевозчиков.

– Необходимо установить весы для того, чтобы фиксировать пустые и порожние грузовые машины с емкостями, – сказал замминистра природных ресурсов и экологии Иркутской области Евгений Бичинов. – Соответственно, нужно продумать, в какой программе следует предусмотреть средства на оборудование весовой станции.

На базе строящегося в Сахюрте водного вокзала предложено организовать работу пункта по выдаче билетов, разрешений на посещение нацпарка и предоставлению других услуг населению по принципу «одного окна», причем оперативного, как, например, сделано на горнолыжном курорте Красная Поляна в Сочи, чтобы избежать очередей.

– Мы поддерживаем инициативу Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры и призываем  подключиться к этой работе общественников, которые реализуют на Ольхоне свои проекты, – комментирует руководитель группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального отделения ОНФ Сергей Апанович. – Также мы согласны с высказанным ранее предложением главы БМПП Сергея Зенкова об организации электронной очереди на остров Ольхон. Член регионального штаба ОНФ Александр Деев изучил этот вопрос на примере других стран и особо охраняемых территорий. Поэтому на одном из наших заседаний решено создать рабочую группу при ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», где будет проработана техническая сторона вопроса.

Помимо этого активисты ОНФ просят прокуратуру обратить внимание на многочисленные суда, которые курсируют к Ольхону. Там зачастую нарушаются элементарные правила безопасности, когда, допустим,  на борту вместо 10 человек, присутствует 40. И все они неучтёнными едут на остров, неконтролируемо посещают природные достопримечательности и непонятно куда девают отходы. Подавляющее большинство судовладельцев, по информации Народного фронта, не имеют лицензий. Это, кстати, касается и автоперевозчиков, осуществляющих доставку пассажиров в Ольхонский район из Иркутска. Активисты предлагают совместно с сотрудниками правоохранительных и надзорных органов провести рейды, где учесть нюансы, связанные с транспортной безопасностью и высокой антропогенной нагрузкой на Ольхон.

Также ОНФ обратился в агентство по туризму Иркутской области, чтобы оно предусмотрело в проектируемых правилах организации отдыха и туризма на Байкале критерии для работы экскурсионных байкальских судов.

По большому счёту именно в этих правилах и должно быть максимально прописано всё, что касается цивилизованной работы байкальской туротрасли. Руководитель БМПП Сергей Зенков на заседании Медасовета с журналистами в июне снова говорил о необходимости принятия этого важного документа:

– Мы пытаемся органы власти привлечь внимание к этой проблеме. 20 лет не принимались правила туризма в Иркутской области. Но на последних заседаниях с правительством Прибайкалья стало ясно, что основа достаточно хорошо подготовленных правил уже есть, осталось её только откорректировать и уточнить. Такой же процесс идёт в Бурятии. Я верю, что этот важный документ, в котором будут определены зоны –  где можно отдыхать, где нельзя, где будут учтены все нормативы по нагрузкам – в ближайшее время родится.  И подчёркиваю, что за соблюдением этих правил, Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура будет вести надзор. Кроме того, если учёные сделают вывод, что в определённых местах требуется дополнительно снизить влияние антропогенного фактора, то те же нормативы «Заповедного Прибайкалья» по разрешённому числу одновременного пребывания людей в нацпарке, могут измениться,  – резюмировал Сергей Зенков.

Внимание!

Разрешение на посещение Прибайкальского национального парка можно получить:

  1. В отделе туризма «Заповедного Прибайкалья». Тел: +7 (3952) 35-01-53, электронная почта: t@baikal-1.ru
  2. В лесничествах Прибайкальского национального парка и информационных пунктах.

В выдаче разрешения может быть отказано в том случае, если на территории Иркутской области установлен высокий класс пожарной опасности.

Для граждан, прописанных в Иркутской области, стоимость разрешения составляет 50 рублей в сутки, для остальных – 100 рублей.

Другие материалы
Реклама от YouDo