04.07.2018 09:00
Рубрики
Культура
Теги
04.07.2018 09:00

Сколько стоит искусство?

Жаркие споры на тему «Цена и ценность. Искусство и деньги» разгорелись в иркутской Арт-галерее «DiaS». Художники и искусствоведы искали ответы на вопросы: кто определяет цену на произведения искусства? От чего она зависит? Влияет ли на ценообразование талант автора? Выгодно ли вкладывать в искусство деньги? Есть ли арт-рынок в России? И нужен ли он в Иркутске?

Доктор исторических наук, профессор, кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна им. В.Г. Смагина института архитектуры, строительства и дизайна ИРНИТУ Владислав Есипов сообщил, что оборот произведений искусства в мире на втором месте после продажи оружия, и продемонстрировал работы, в числе которых были картины Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога, Энди Уорхола и других авторов, цена которых составляет сотни миллионов евро.

– Произведение искусства и цена на них определяется несколькими составляющими, – отметила завкафедрой геммологии ИРНИТУ, член Союза дизайнеров России Раиса Лобацкая. – С одной стороны, экономикой конкретного места и страны, и это одна из причин того, почему в России нет арт-рынка. С другой – социумом, ведь произведения искусства должны быть востребованы.

Высокая цена не всегда говорит о бесспорных художественных качествах произведений искусства. Например, один из самых эпатажных и высокооплачиваемых художников в мире – Демиан Херст – не сам создает все свои работы. Как и Такаси Мураками, который обозначает лишь первое произведение, а потом на него работают целые коллективы авторов.

– Правильно это или нет? – обратилась она к аудитории. – Должна ли на эти работы быть одинаковая цена? И до бесконечности ли растет цена на произведения искусства? Демиан Херст показал, что нет. Однажды он выставил на торги бриллиантовый череп высотой 20 см за 30 млн фунтов, но его стоимость не поднялась выше 50 млн фунтов. Демиан Херст и владелец галереи поняли, что это крах их бизнеса, и остальные работы художника, которые ушли за гораздо большие деньги, теперь никто не будет покупать. Тогда они решили скинуться и купить работу за 50 млн долларов. Эта афера спасла репутацию художника и галериста, но показала, что цена не может расти до бесконечности.

Лариса Лобатская отметила, что в России арт-рынок не складывается, хотя в стране есть прекрасные художники и коллекционеры, галереи и специализированные издания. Для сравнения – на западе оборот работ только одного художника составляет примерно 80 млн евро в год, а в России оборот всех произведений искусства – порядка 12 млн евро.

– Если арт-рынка нет в России, то в Иркутске и подавно, при том, что у нас потрясающий город художников, работы которых, на мой взгляд, достойны высоких гонораров, – подчеркнула она. По крайней мере, есть такие, за которые я, если бы была известным галеристом, заплатила многие миллионы. Поэтому имеется повод задуматься, является ли высокая цена мерилом ценности.

Во время дискуссии один из спикеров – художник и дизайнер Олег Беседин – рисовал графические портреты зрителей. Когда ему дали слово, он попросил искусствоведов оценить, сколько они стоят, и после этого подарил их своим моделям.

– Я называю арт-рынок арт-базаром, и закон его один – не обманешь, не продашь, – начал он. – И мне разговор о мировом базаре смертельно скушен. На мой взгляд, художник не должен заниматься продажами. Для меня моя профессия – призвание, и я исполняю роль священнослужителя. По сути, для меня искусство – это монашество. Однако сегодня понятие искусства очень размыто, а сделано это специально, чтобы в этой мутной водичке ловить золотых рыбок.

Олег Беседин рассказал, что когда он работал главным художником и художественным редактором «Восточно-Сибирского книжного издательства», он оценивал работу авторов и начислял им гонорары. Например, по расценкам Союза художников России на 2001 год живописная картина стоила 500 тыс. рублей, иллюстрация в книгу – 30 тыс. рублей, графический портрет – 30 тыс. рублей.

– Давайте разберемся, откуда берется такая цена? – предложил он. – Лет 10 назад разместил в интернете объявление: «Делаю все заказы по дизайну и искусству бесплатно. По себестоимости». Давайте посчитаем себестоимость, например, такого портрета, как «Княгиня Орлова» Валентина Серова. Автор писал ее год, но на арт-базаре я могу сделать это за месяц. Начнем с того, что 5 кв. метров холста стоят 10 тыс. рублей. Две коробки красок – 7 тыс. рублей, набор кистей – 1,5 тыс., натянуть работу на подрамник – 1,5 тыс. Кроме того, поскольку я согласился работать, как раб на плантациях, мне нужно что-то есть, кормить свою жену и детей. Кроме того, аренда помещения – 10 тыс. рублей. Плюс медицинская страховка, сезонная одежда и проезд. В итоге себестоимость портрета выходит около 70 тыс. рублей. Это, не считая платы за талант, и денег, потраченных за обучение. Еще я здесь ни слова не сказал о художественной ценности, потому что, на мой взгляд, нельзя монаху продавать молитвы.

Выступление Олега Беседина вызвало в аудитории бурную реакцию. Не остались равнодушными к его словам и другие спикеры.

– Я не могу согласиться ни с арт-базаром, ни с тем, что художник должен быть голодным, – сказала Раиса Лобацкая. – С давних времен все художники работали за деньги. Но разве Джотто халтурил, расписывая церкви? Более того, мы бы не могли ходить в музеи и наслаждаться искусством, если бы полотна художников никто не покупал. А высокая цена часто показывает тем, кто мало понимает в этой сфере, что они имеют дело с высочайшей ценностью. Поэтому, на мой взгляд, произведение искусства должно быть оценено. И эта цена, как наживка и крючок, чтобы привести людей в мир искусства. И она должна быть высокой, потому что это нечто уникальное.

– Я не говорил, что искусство не должно стоить дорого, но при создании произведения искусства художнику говорить и думать о рынке противопоказано, – парировал Олег Беседин. – Об этом должен заботиться торговец. Если вы хотите быть настоящим художником, то освободитесь от этих слов. Что может быть позорнее для человека, чем продаваться?

– Но ведь художник – тоже профессия, такая же, как водитель, кулинар, парикмахер, – заметила начинающий художник Елена Салтыкова. – И работы каждого художника в зависимости от известности и востребованности стоят определенных денег. Например, я буду благодарна заказчику, который признал во мне мой талант и готов за него заплатить.

– Цена как минимум избавляет от равнодушия, – отметила Раиса Лобацкая.

– Нормально, приехали! Цена избавляет от равнодушия? Мне стыдно здесь сидеть! – возмутился Олег Беседин.

– Вспомните одного из величайших графиков – Дюрера, который, между прочим, почитал себя художником-ремесленником, – отметил Владислав Есипов. – Он брал свою гравюру, шел с ней на базар и продавал ее там. Причем стоимость его работ была достаточно невелика.

– Чтобы в России и в Иркутске сложился арт-рынок, нужны люди образованные, которые понимают ценность искусства и хотят вкладывать в это деньги, – отметил кто-то из зала. – Нужно образовывать людей, чтобы они чувствовали красоту. Не только для покупки работ, но для удовлетворения своих духовных потребностей, тогда и спорить о цене и ценности будет бессмысленно, ведь любая работа должна быть оплачена.