21 февраля 2018

Невидимое искусство

Картины, которые не только можно, но и нужно трогать руками, выставлены в главном здании Иркутского художественного музея. Здесь открылась выставка шедевров мирового искусства «Видеть невидимое» из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Работы были воссозданы по специальной технологии, которая позволяет буквально увидеть произведение с помощью кончиков пальцев.

– В основе технологии, придуманной испанским фотографом Хуаном Торре, который в зрелом возрасте потерял зрение, лежит особая рельефная печать, воспроизводимая методом нанесения множества слоев особо прочной краски, – отметила куратор выставки Ольга Морозова. – Но в этих произведениях важен не только рельеф, но и фактурная проработка деталей. Например, на портрете кожа человека гладкая, а одежда шершавая, цвета холодного и теплого спектра также имеют разную фактуру.

Уникальные тактильные картины изготовили в Италии на основе шести шедевров из собрания Музея им. А.С. Пушкина. Это «Благовещение» Сандро Боттичелли, «Мадонна с Младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жана-Батиста Симеона Шардена, «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена и «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо. В Иркутске к этим картинам добавилась еще одна рельефная репродукция – «Портрет Марии Федоровны – супруги Александра III» Константина Маковского, оригинал которой можно увидеть в постоянной экспозиции музея им. В.П. Сукачева. После завершения выставки тактильная копия будет передана ему в дар.

– Очень важно, что все эти картины созданы по технологии, придуманной слабовидящим человеком, – отметила Ольга Морозова. – Причем они рассчитаны на разное зрение. Незрячие посетители смогут получить тактильные ощущения и в то же время услышать описание картины в аудиогиде. Слабовидящие – различить цветовые пятна и почувствовать изображение благодаря рельефу. Те, кто потерял зрение будучи взрослыми, смогут освежить свои воспоминания от произведений, которые они уже когда-то видели. И даже зрячие смогут дополнить свои впечатления благодаря прикосновению к картинам.

Фотограф Хуан Торре первоначально изобрел эту технологию для того, чтобы показать своим незрячим друзьям снимки, которые он создавал еще до потери зрения. Так он придумал переводить плоскостное изображение в рельеф. Сначала перепад высот на фотографии был небольшой, но со временем он достиг оптимальных семи сантиметров. Об истории жизни Хуана Торре и других незрячих людей рассказывает фильм «Представь себе» документалистов Катерины Гордеевой и Николая Ковалькова, который показали на открытии. После презентации прикоснуться к картинам смогли посетители Иркутской библиотеки для слепых и обычные жители.

– Рельефное изображение хорошо передает силуэт, который можно себе представить по выпуклостям и благодаря описанию в аудиогиде, – рассказала Мария, которая имеет частичную потерю зрения. – Конечно, для того чтобы понять, что изображено на картине, нужно некоторое время, ну и, наверное, тренировка. Мне кажется, что незрячие могут быть даже более внимательными в восприятии произведений искусства, ведь для обычных людей зрение – нечто само собой разумеющееся, и они от этого часто невнимательны. В любом случае здорово, что у нас есть возможность прикоснуться к таким шедеврам мирового искусства.

Аудиогиды тоже были созданы с учетом особенностей восприятия незрячих людей. Готовый текст давали прослушать людям с потерей зрения, а потом корректировали с учетом их замечаний. В итоге аудиогид для шести картин Музея им. А. С. Пушкина озвучил артист Евгений Миронов, а для иркутской картины – режиссер Анна Матисон. Помимо звукового сопровождения каждое произведение на выставке сопровождает этикетка, набранная шрифтом Брайля.

Выставка будет работать до 20 марта. Посетить ее можно бесплатно.