Больница начинается не с регистратуры

С начала года Общественный совет при министерстве здравоохранения Иркутской области проводит мониторинг независимой оценки качества и повышения информационной открытости медицинских организаций. Эта работа идет уже в пяти районах Приангарья. В независимый совет входят представители областной Общественной палаты, члены медицинских ассоциаций и общественных организаций.

В рамках плановой проверки медучреждений региона члены Общественного совета побывали в Усть-Ордынской ЦРБ. Цель визита – посмотреть, в каких условиях оказывают медпомощь, как ведется запись на прием, доступны ли населению медуслуги. А также посмотреть свежим взглядом, что-то посоветовать – на благо здоровью и качеству.

Электронная запись к врачу – не привилегия и не роскошь

Члены Общественного совета осматривают территории медорганизаций, поликлиники и стационарные отделения, беседуют с врачами, руководителями учреждений, медицинским персоналом, с пациентами в поликлиниках и в стационарах. В ходе выездов также проводится анкетирование пациентов по вопросам удовлетворенности условиями оказания медицинской помощи.

– Наши функции – не контрольные, мы не проверяем качество оказания медпомощи – на это есть Росздравнадзор. Мы смотрим на открытость и информативность учреждения здравоохранения, на работу его сайта, работу регистратуры, состояние наглядной информации. Наша задача – не наказать, а подсказать – как сделать, чтоб было удобнее, – поясняет председатель Общественного совета при областном минздраве Игорь Журавлев.

В этот раз под прицел «общественников» попала Усть-Ордынская ЦРБ.

– Больница начинается не с регистратуры даже, а со двора. Пациентам, особенно с ограниченными возможностями здоровья, должно быть удобно добираться до врача. Значит, должен быть как минимум пандус для инвалидных колясок. Для удобства пациентов должна быть запись к врачу по интернету, по телефону. Электронная запись к врачу – не привилегия, не роскошь, а требование сегодняшнего дня, – уверен Игорь Журавлев.

Руководителя Общественного совета в ЦРБ встречает главный врач Алексей Анганаев. Мы осматриваем поликлинику и стационар. Претензий к работе докторов или регистратуры нет, как и проблем при записи на прием.

В ЦРБ есть терминал для записи к врачу.

– Пятница у нас – день без электронной записи. Приходят, например, бабушки и записываются к врачу по старинке в регистратуре. Им так привычнее, – поясняет Алексей Юрьевич.

Наглядная агитация и информация для пациентов в больнице в полном порядке. Указаны перечни лицензий, сотовый телефон главврача. Нужная для пациентов информация дублируется шрифтом Брайля – рельефно-точечным, предназначенным для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми. На всех кабинетах участковых терапевтов есть информация для тех, кому в этом году надлежит пройти диспансеризацию.

– И это хорошо, что упорядочено прохождение диспансеризации, – поясняет Игорь Журавлев. – Там, где не могут организовать отдельный прием для таких граждан, возникают очереди и, как следствие, стрессы и скандалы.

В поликлинике предусмотрены даже места для детских колясок. И стоянка для автомобилей находится прямо на территории ЦРБ.

– Это чтоб человек мог ближе к крыльцу подъехать. Представьте, ему и так плохо, а если еще и идти далеко? – поясняет главный врач.

В больнице нет мелочей

Мониторинг независимой оценки качества работы медучреждения учитывает даже такие «мелочи», как санитарное состояние туалетов. В Усть-Ордынской ЦРБ санитарные комнаты оборудованы специальными поручнями для лиц с ограниченными возможностями движения.

Мы проходим по больничным коридорам. Что удивительно – в поликлинике ЦРБ практически нет очередей.

Больница устроена с элементами кампуса, имеет удобную навигацию. Всюду можно легко пройти, все кабинеты под рукой.

– Для пациентов с ограниченными возможностями мы в июне приобретаем коляску с электрическим приводом, – рассказал Алексей Анганаев. – Работаем также над установкой дополнительных пандусов. На учреждении по соседству с ЦРБ установят камеры наружного наблюдения, которые будут захватывать и прилегающую к нам территорию. В плане поддержания порядка это плюс.

Впрочем, и самой больнице грех жаловаться на отсутствие видеокамер. Их в лечебном учреждении 14. На смартфоне у главврача есть приложение, посредством которого в любое время можно в режиме онлайн посмотреть то или иное изображение.

И даже такие, на первый взгляд, незначительные для пациента вещи, как автоматы по продаже воды и кофе, в больнице в наличии. Забота о пациентах чувствуется даже в том, что в стационаре на окна солнечной стороны наклеили сетчатые пленки, чтоб солнце не так жгло.

– Больница оставляет благоприятное впечатление: нет очередей, ведется работа по информированию населения о формах записи на прием, – резюмирует Игорь Журавлев. – Сайт ваш понравился, но есть небольшие замечания. В разделе «Информация для пациентов» надо актуализировать некоторые моменты. В частности, указать перечень бесплатных медицинских услуг в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования. Нужно уточнить и прейскурант по платным медуслугам.

– Но у нас цены не менялись и не меняются, – парирует главный врач.

– У вас все хорошо с диспансеризаций, – констатирует председатель Общественного совета.

– К нам на диспансеризацию идут студенты, обучающиеся в Иркутске, и люди, работающие в областном центре. Все они пожелали прикрепиться именно к нашей больнице. В районе проживает 28 тыс. человек, а к больнице прикреплены свыше 31 тыс. человек. Отказать мы никому не имеем права.

– Единственное замечание – укажите на сайте годы рождения тех, кто попадает под диспансеризацию, – добавляет проверяющий.

Одно то, что к поликлинике Усть-Ордынской ЦРБ прикрепляется множество пациентов, говорит в пользу местных врачей и о качестве получаемой медицинской помощи. За минувшие пять лет в ЦРБ на работу приято более 30 врачей. Значит, нет дефицита узких специалистов – а это тоже показатель доступности медицинских услуг для пациентов.

– Сегодня составляется не только рейтинги больниц и клиник. Разрабатывается и рейтинг оценки главного врача медицинского учреждений. От того, какую оценку получит сама клиника, зависит и рейтинги оценки врача, – резюмирует Игорь Журавлев.

Кадровые проблемы Тугутуйского ФАПа

В этот день члены Общественного совета побывали и в селе Тугутуй Эхирит-Булагатского района. Население муниципалитета составляет 1,6 тыс. человек, в Тугутуйском ФАПе обслуживается 438 детей и свыше 1 тыс. взрослых.

В состав муниципальной больницы входит ФАП и дневной стационар, где лечатся преимущественно гипертоники и диабетики.

Заведующая ФАПом Зоя Заболотская по совместительству ведет еще и педиатрический прием в соседнем селе Захал. Главная проблема сельских медиков – нехватка медицинских кадров и новых помещений.

– В деревне Комой есть фельдшерско-акушерский пункт, но нет врача, в Алужино ФАП старый уже. Нам обещают, что в будущем на участке будет три новых ФАПа – в Алужино, Куре и Харанутах, – перечисляет Зоя Яковлевна и продолжает. – Средний возраст наших медиков – пенсионный. Медсестра Людмила Саловарова 41 год проработала на одном месте и на пенсии уже, но мы не отпускаем – работать некому. Молодежь учиться на медиков идет неохотно – и зарплаты невеликие, и жилья нет.

Приусадебный участок ФАПа и стационара заботливо благоустроен. В помещении чистота, уют. Еще здесь работает неплохой физиокабинет с набором оборудования – ультразвук, элеткрофорез.

Конечно, ни о каких электронных очередях в ФАПе при отсутствии интернета говорить не приходится, но вся бумажная документация находится в полном порядке.

– Запись пациентов к узким специалистам в районную ЦРБ мы делаем сами, – рассказывает медсестра Елена Савинская. – Один раз в неделю проводим день здорового ребенка. Если к нам приезжают бригады врачей, информацию об этом мы распространяем по всему селу, клеим объявления, где можно.

При посещении ФАП в селе Тугутуй члены совета как главную отметили кадровую проблему. Отмечены и положительные моменты – добросовестное отношение врачей и персонала к своей работе и доброе отношение к пациентам.