19.12.2017 09:32
Рубрики
Общество
Текст
Анна ИВУШКИНА, Евгения ПЕРЦЕВА
Фото
Алексея МАЙШЕВА
Текст:
Анна ИВУШКИНА, Евгения ПЕРЦЕВА
Фото:
Алексея МАЙШЕВА
19.12.2017 09:32

В России четверть взрослых страдает ожирением

В России четверть взрослого населения страдает ожирением, поэтому на вредных продуктах могут появиться «черные метки». Об этом в интервью «Известиям» рассказала глава Роспотребнадзора Анна Попова. Она также сообщила, что для продавцов, обманывающих детей, может быть введено жесткое наказание, а в декабре этого года Роспотребнадзор запустит горячую линию для жалоб на недобросовестных таксистов.

– Хотелось начать с гриппа – как раз идет сезон простудных заболеваний. Какова ситуация?

– Сегодня мы на пороге эпидподъема. Сезон заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями начался со второй декады сентября. Уже 46% россиян привиты против гриппа отечественной вакциной с актуальным штаммовым составом. И все исследованные в наших лабораториях вирусы гриппа чувствительны к тем противовирусным препаратам, которые есть в лечебных учреждениях. Это основания для хорошего прогноза.

– Роспотребнадзор представил план мероприятий по стратегии в области защиты прав потребителей. Что вам здесь кажется самым важным?

– Мы сегодня, наверное, первая страна, которая уже имеет утвержденную правительством системную программу действий, как двигаться дальше в сфере защиты прав потребителей. Этого требует время. Первый закон России в этой области принят в 1992 году, мир с тех пор категорически изменился.

25 лет назад не было столь широкого спектра товаров, массового использования мобильных телефонов и интернета. Все услуги оказывались при прямом контакте продавца и покупателя, и предложение услуг было несоизмеримо меньше. Впервые за четверть века развития национальной системы защиты прав потребителей у ее участников появился официальный документ, определяющий основные приоритеты на ближайшее десятилетие.

Первый важный блок – защита прав уязвимых групп населения. Это дети, инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья и люди пожилого возраста. Второй принципиальный момент – содействие просвещению и образованию потребителей для борьбы с недобросовестными практиками, в том числе в трансграничной коммерции. Важно совершенствовать законодательство о защите прав потребителей с учетом норм международного права.

Наконец, по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и цифровой экономики в целом требуется изменение законодательства и реализация иных мер, которые обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении электронных сделок и дистанционных покупок.

– Какие есть проблемы с защитой детей-потребителей?

– Сегодня дети все активнее совершают покупки дистанционно, через интернет. Это раньше ребенку нужно было дойти до магазина, а родители могли потом прийти и выяснить отношения с продавцом. Практически каждый школьник имеет мобильный телефон, может совершить любую сделку, которая доступна ему через этот телефон. И та сторона, которая сделку или услугу предлагает, не спрашивает, сколько ему лет. Даже если она спросит, все равно подлинную информацию может не получить.

Таким образом, дети вовлечены в экономические процессы весьма активно. Мы знаем очень много примеров, когда их обманывают, вынуждают покупать какие-то игрушки, тратить неправомерно деньги. Иногда дети имеют какие-то долговые обязательства – родители вдруг случайно узнают, что на этом телефоне висит значительный долг, потому что ребенок играл, покупал элементы игры.

– А как защитить детей?

– Для этого должно быть специальное регулирование, которое мы сегодня и разрабатываем. Должна быть более высокая ответственность для тех, кто обманывает детей.

 – Какая дополнительная защита нужна инвалидам?

– К сожалению, во многих странах людям с ограниченными возможностями здоровья нередко отказывают в той или иной услуге. Ровно потому, что они отличаются от остальных. Это неправильно. Не может человек с ограниченными возможностями не попасть в какое-то торговое учреждение, или развлекательное, или на борт самолета только потому, что он не так передвигается, не так выглядит.

Необходимы изменения законодательства, которые будут способствовать реализации принципа защиты социально уязвимых категорий потребителей как слабой стороны экономических отношений. Поэтому Роспотребнадзор продолжит последовательную работу по созданию для социально уязвимых групп граждан максимально комфортной и безопасной потребительской среды.

– Как идет работа над кодексом защиты прав потребителей?

– Кодификация законодательства РФ по защите прав потребителей – важный аспект стратегии. Я уже сказала, что действующий закон был принят в 1992 году. Количество изменений, которые в него внесены, перевалило далеко за сотню. Здесь требуется систематизация, кодификация. Наказания за правонарушения в той или иной сфере потребительских отношений – в туризме, услугах связи, авиаперевозках – разбросаны по разным нормативным актам.

– Когда может появиться кодекс?

– Пока обсуждается, будет ли это кодекс. Могут быть и другие формы упорядочивания нормативных актов. Может быть новый закон. Как это будет сведено, в какой форме – обсуждается с ведущими экспертами и органами власти.

– По официальной статистике, россияне едят слишком много сахара. Все больше людей страдает ожирением. Как предотвратить последствия такого нездорового питания?

– Нарушение обменных процессов в организме человека – результат не одного дня. Это и структура потребления, и другие факторы воздействия. Даже если сегодня все станут употреблять только здоровую пищу в должном количестве, то все равно изменения резко не наступят.

В России четверть взрослого населения страдает ожирением, более 35% превышают рекомендуемое ежесуточное потребление соли. Причем около 80% поваренной соли поступает с пищевыми продуктами промышленного изготовления, а не во время самостоятельного приготовления.

Мы считаем, что информировать потребителя о составе продукта нужно максимально доступным способом. Сегодня есть требование о том, чтобы производитель все ингредиенты указывал на упаковке. Но вы же не будете каждый товар выбирать по пять-семь минут, читать все мелким шрифтом, да еще вспоминать, что значит тот или иной ингредиент, который там химическим языком написан?

Это большой труд, заходя в магазин, мы, как правило, не предполагаем им заниматься. Поэтому многие страны мира выносят на этикетку товаров цветовую индикацию, которая позволяет потребителю очень быстро сориентироваться в продукте. И я думаю, что в Российской Федерации мы недолго будем на эту тему рассуждать, а примем решение.

Главная задача – донести информацию до потребителя. Чтобы он понимал, что ест. И чтобы он сам взвешенно к этому подходил. Для этого в мире есть разные способы маркировки. Есть страны, где наносят черный кружок на тот продукт, который явно может быть вредным.

– Представители бизнеса утверждают, что русская кухня достаточно жирная. И что подобная маркировка создает риски для рынка.

– Русская национальная кухня – это почти 200 дней поста в году. Какие-то постные дни предполагают рыбу, а какие-то не предполагают животного белка. Никогда в русской национальной кухне не было большого количества жира. Был жир животный – сливочное масло, но в крайне ограниченном количестве. Национальная кухня ни одного народа мира не содержит фастфуда, не содержит чистых сахаров (которые мы сейчас потребляем в газированной воде, особенно дети). И такого количества конфет и сладостей, самых разных, которое мы сегодня и сами себе предлагаем, и детям, тоже нет в русской кухне.

В «красную зону» точно не попадут основные продукты рациона – мясо, хлебные изделия, молочные продукты, овощи, крупы, рыба и так далее. Красная отметка – не запрет, а сигнал о том, как правильно составить свой рацион. Все хорошо в меру.

– Анна Юрьевна, а почему вы выступаете против продажи алкоголя в интернете?

– Сегодня, к сожалению, в сфере торговли в интернете нет четких требований и регулирования вообще. И пока нас с вами обижают и обманывают, защитить свои права на этой площадке бывает не так просто, даже в отношении безобидных для здоровья товаров. Таких как домашняя обувь или шейный платок. Если мы говорим о продуктах питания, о лекарствах, то есть обо всем, что влияет на состояние нашего здоровья, то нельзя не учитывать риски. Это может нанести потребителю вред, к сожалению, непоправимый.

Сегодня и бизнес говорит о том, что торговля стационарная и торговля в интернете находятся в неравных условиях. Стационарная с определенной периодичностью проверяется, контролируется. Чек сегодня является важным контрольным документом. Но для интернет-торговли пока четких норм нет, поэтому мы видим здесь большое количество рисков.

– Есть ли у вас дополнительные предложения по ограничению продажи алкоголя?

– Отвечу так. Очень люблю книги, особенно изданные на рубеже позапрошлого и прошлого века, когда вообще появились издания по гигиене. Для меня это кладезь знаний и мудрости. Так вот, в 1903 году в Российской империи потребление алкоголя было 2,3 л в пересчете на чистый спирт на душу населения, а мы сегодня гордимся, что за последние несколько лет чуть ушли от 18 л на человека. Думаю, очевидно, что нам всем есть к чему стремиться.