Поэзия и проза под «Алыми парусами»

Иркутский музыкальный театр поставил мюзикл-феерию

«Для чего на свете рифы – кораблям морским угроза, для чего на свете рифмы – чтоб о них разбилась проза» – эти поэтические строчки в исполнении волшебника Эгеля, народного артиста РФ Николая Мальцева (в другом составе – народный артист РФ Владимир Яковлев) открывают новую масштабную постановку Музыкального театра им. Н.М. Загурского. Мюзикл-феерию Максима Дунаевского по мотивам произведения Александра Грина «Алые паруса» поставила режиссер из Санкт-Петербурга Наталья Печерская. Напомним, что ранее она 18 лет возглавляла труппу театра и осуществила такие легендарные проекты, как рок-опера «Юнона» и «Авось» и «Иисус Христос – суперзвезда», которые до сих пор с успехом идут на сцене театра.

Спектакль с первых минут поражает стильными декорациями и красивыми костюмами московских художников Виктории Хархалуп и Ирэн Белоусовой. Всю постановку на огромном экране плещется море. Просоленные и как бы пропитанные сыростью доски, из которых сделан причал и маяк на сцене, переносят зрителей в прибрежную Каперну. Сказочности действию добавляют костюмы, в которые одеты артисты балета. В легких платьях, с белоснежными прическами, они напоминают воздушную пену на гребнях волн. Эгель, бродяга, сказочник и возмутитель спокойствия, возникает на сцене на велосипеде и поет красивую песню о море, любви и смерти. «Что смотреть в это небо, смотреть в это море столько лет, столько лет? Что оно принесло нам, кроме вечного горя, кроме горя и бед?» – отвечают ему жители деревни.

В мюзикле Максима Дунаевского ожидаемо звучит очень красивая музыка, а стихи Михаила Бартенева и Андрея Усачева, как хорошие шлягеры, легко ложатся «на слух» и быстро запоминаются. Однако при этом не стоит ждать от либретто полного соответствия сюжету Александра Грина. Драматургическая логика в новой версии немного хромает, но это не мешает получать удовольствие от музыки, вокала и актерской игры.

Ассоль в спектакле играет молодая актриса Анна Захаренкова (в другом составе – Мария Дербина), а роль Ассоль в детстве исполняет Валентина Петрова (Глафира Третьякова). Роль Лонгрена досталась одному из ведущих артистов театра – Александру Айдарову (Евгений Алешин).

Главное отличие либретто от оригинала заключается в том, что Хин Меннерс, несмотря на дурную наследственность в виде отца-душегуба, вурдалака (исполняющий его роль артист Максим Колесников даже появляется в спектакле в виде утопленника) и матери-обывательницы (Татьяна Кокина), вырос тонко чувствующим юношей. Герой в исполнении талантливого артиста Егора Кириленко (Станислав Чернышев) мечтает уехать из рыбацкой деревушки, где «все безнадежно больны», даже влюбляется в сумасшедшую Ассоль, потому что она не такая, как все. Готов он и на жертвы: «А хочешь, приду к тебе на маяк? И встану рядом, покорный, кроткий…» А когда он затягивает: «Хочешь, скуплю я весь красный шелк? А хочешь, зови меня Грэем…» – хочется буквально разрыдаться от избытка чувств. И даже когда герой пытается силой поцеловать Ассоль или выкупить за ее руку и сердце из тюрьмы Лонгрена, нанесшего ему увечья, антипатии трогательный юноша не вызывает.

Но бедный Меннерс наказан либретистами то ли за непорочное происхождение, то ли за неумение выйти за рамки обыденного. Ассоль по-прежнему мечтает о неком Грэе (Станислав Грицких, Андрей Данилов). Он же, не считая краткого появления в грезах девушки, возникает в спектакле только к финалу. Впервые мы видим героя в ночном клубе, больше напоминающем, прямо скажем, и вовсе иное заведение. И это, и странная идея выкрасить паруса шхуны «Секрет» красным вином, обаяния персонажу не добавляют. Однако это не мешает ему увести Ассоль из-под венца Меннерса. И как водится в финале с хэппи-эндом, все поют и танцуют.

В целом новая постановка театра получилась очень зрелищной и музыкальной. Артисты почти не говорят на сцене, в спектакле много вокальных номеров. Но финал, вопреки сюжету Александра Грина, заставляет задуматься не о торжестве любви, а о том, насколько крепким будет союз Ассоль и Грэя? Ведь проза жизни часто берет верх над романтическими грезами.