25.12.2015 13:27
Рубрики
Мнение
Теги
25.12.2015 13:27

Алексей Зяблицкий: В Прибайкалье изменились тенденции наркорынка

Противодействие наркорынку включает в себя два главных аспекта – борьбу с предложением и спросом на наркотики. Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России по Иркутской области по первому направлению работы в этом году сделало ставку на ликвидацию ОПГ и пресечение каналов контрабанды. Только по фактам контрабандных поставок наркотиков в Прибайкалье наркополицейские возбудили в этом году десять уголовных дел. Еще одним приоритетом в работе стала профилактика употребления курительных смесей среди молодежи и детей. Об этом нашей газете рассказал начальник УФСКН России по Иркутской области Алексей Зяблицкий.

– Алексей Станиславович, на что делался упор в борьбе с наркопреступностью в этом году? Приведите примеры значимых дел, крупных изъятий наркотиков, ликвидации организованных преступных группировок.

– Ситуация с наркотизацией в нашем регионе и в целом по стране остается непростой. Органы ФСКН комплексно и планомерно ведут работу, направленную на снижение спроса на психоактивные вещества, их востребованности среди населения. Еще одной из фундаментальных задач, стоящих перед службой, является борьба с предложением, другими словами – пресечение деятельности организованных наркогруппировок и перекрытие поставок различных видов наркотиков на территорию Иркутской области.

Как специализированное ведомство, мы задали себе высокую планку по выявлению фактов ввоза наркотиков контрабандным путем и противодействию организованной преступности. В 2015 году нами возбуждено 10 уголовных дел по контрабандным поставкам, зарегистрировано 771 преступление из категории тяжких и особо тяжких, направлено в суд уголовное дело по признакам ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества).

Полнота проводимых оперативных разработок, качество расследования уголовных дел по признакам организованных форм преступности подтверждается и приговорами суда по особо резонансным делам. Так, в 2015 году вступил в законную силу приговор в отношении организатора преступного сообщества Мамедова, который неоднократно привлекался к уголовной ответственности. Участники сообщества буквально терроризировали жителей Иркутска и наводняли героином Ленинский район. Организатор признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК РФ, приговорен к 19 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима и штрафу в размере 800 тыс. рублей. Остальные 12 участников преступного сообщества приговорены к лишению свободы на сроки от восьми до 14 лет.

За 11 месяцев управлением изъято уже более 700 кг различных видов наркотиков, основную массу которых – 630 кг – составляет марихуана, 42 кг героина, 5,3 кг синтетических наркотиков, 4,3 кг наркотических средств амфетаминовой группы.

– Как изменился наркорынок?

– Действительно, в результате влияния на наш регион общероссийских и общемировых тенденций, наркорынок Иркутской области в последние несколько лет претерпевает изменения. К наиболее ощутимым переменам относится увеличение в его структуре доли новых синтетических наркотиков. Хотя по-прежнему доминирующее положение занимают наркотические средства опийной и каннабисной групп, удельный вес фактов изъятий синтетики по городу Иркутску составляет 38% (в 2014 году – 20%) от общего числа изъятых наркотиков.

В текущем году пресечена деятельность четырех организованных группировок, распространяющих синтетические наркотики через так называемые интернет-магазины. Так, например, в апреле 2015 в ходе ликвидации такого «магазина» задержаны двое наркодельцов, у которых изъяты синтетические наркотики трех видов в особо крупном размере.

В августе 2015 года задержаны участники преступной группы, организовавшие через Сеть продажу «синтетики». Из незаконного оборота изъято более 3 кг  синтетического наркотика PVP и курительных смесей.

О росте потребления печально известных курительных смесей свидетельствует и увеличившееся в три раза количество положительных результатов медицинских освидетельствований наркопотребителей. Опасность таких наркотиков заключается в их относительной дешевизне, возможности различных вариантов употребления – от курения до инъекционного введения, более длительном периоде опьянения, неизбежных и необратимых последствиях, вплоть до потери рассудка и гибели вследствие уже первой пробы.

– Так называемая героиновая наркомания, как известно, «стареет», а что можно сказать о наркомании, основанной на употреблении «синтетики»?

– Согласно данным, полученным в результате социального опроса, первая проба курительных смесей происходит в возрасте девяти-одиннадцати лет. Имеющиеся в арсенале сотрудников наркоконтроля программы профилактики были разработаны с учетом тенденции прошлых лет и рассчитаны на более старший подростковый возраст. Учитывая, что сегодня мы говорим о более страшном наркотике, который и продается в привлекательном закамуфлированном виде, и употребить его можно различными способами, обычный ребенок, сам того не желая, может запросто попасть в ловушку беспринципных наркодилеров. Конечно, перед нашей службой сейчас стоит первостепенная задача о пересмотре профилактических программ, их переориентированию на более ранний возраст, и пока это в разработке, один из выходов – действовать через родителей, которые должны активно подключаться к информированию своих детей о правилах бескомпромиссного отказа от предложения первой пробы.

– Сейчас суд может обязать задержанного потребителя наркотиков вместо привлечения к административной ответственности пройти курс реабилитации. Работает ли эта новелла в регионе по факту, и какие проблемы есть при реализации реабилитационных программ?

– Наиболее важной, на мой взгляд, задачей является дальнейшее развертывание деятельности по реализации положений федерального закона № 313-ФЗ, а также развитие системы реабилитации и ресоциализации. На сегодняшний день мы можем обрисовать круг проблем, возникших в ходе внедрения закона.

Во-первых, при вынесении процессуального решения в отношении наркопотребителей, судами, в основном, назначается только диагностика, даже лицам, задержанным повторно, когда целесообразнее и эффективнее было бы назначать полный комплекс реабилитационных услуг.

Во-вторых, не все районы Иркутской области оснащены медицинскими учреждениями, способными принять на лечение наркозависимых лиц, либо количество мест в них крайне ограничено. Еще одна проблема заключается в том, что количество реабилитационных центров, которые имеют право на законных основаниях принимать направленных к ним по решению суда наркопотребителей, недостаточно. На сегодняшний день их всего три. Остальные центры – негосударственные. Они не заинтересованы проходить сертификацию из-за невозможности выполнения ими комплекса технических условий, обязательных для приобретения статуса сертифицированного реабилитационного центра.

В настоящее время ФСКН России вышла с инициативой о внесении изменений в 313-й федеральный закон, который обязал бы суды при назначении диагностики также обязательно назначать лечение и реабилитацию. Это поможет комплексно подойти к решению проблемы реабилитации и ресоциализации бывших наркопотребителей.

– Можете ли вы привести примеры как самой эффективной, так и неудовлетворительной работы по профилактике наркомании в муниципальных образованиях?

– Наиболее результативной я считаю помощь муниципалитетов в части работы с собственниками помещений, используемых ими для совершения наркопреступлений. По нашему запросу органы местного самоуправления своевременно принимают все необходимые меры, а именно, предупреждают собственников о недопустимости таких действий, а в случае повторного нарушения через суд добиваются выселения нанимателей или изъятия жилого помещения.

Должен отметить, эта деятельность заслуживает высокой оценки. Так, за период действия данной программы наше управление в органы местного самоуправления направило информацию в отношении 937 собственников, использующих жилье для совершения наркопреступлений. В адрес 791 из них ОМС внесли предупреждения о недопустимости использования жилья не по назначению, а в отношении трех собственников вынесены судебные решения о расторжении договора социального найма, снятии лиц с регистрационного учета и прекращения права собственности.

Неудовлетворительной должен признать проводимую муниципалитетами работу в части уничтожения дикорастущей конопли на своей территории. Постоянно возникают проблемы при установлении собственника засоренных земель. Это значительно усложняет работу наших сотрудников при вынесении предупреждений, обязывающих уничтожить наркосодержащее растение. Не проверяют местные власти и исполнительность землевладельцев, уже получивших такие предупреждения. Подобная незаинтересованность, как правило, мгновенно отражается на наркоситуации в муниципальном образовании.

– В вопросах профилактики налажено ли взаимодействие ведомства с общественными организациями? Какова их помощь? Изменилась ли реакция общества в целом на проблему?

– Взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество налажено со многими антинаркотическими организациями, действующими в Иркутской области. Это Общероссийская общественная организация «Матери против наркотиков», ОГКУ «Центр профилактики наркомании», «Фонд противодействия наркомании», антинаркотическое волонтерское движение, спортивные федерации, Русская православная церковь, казачье общество, объединения ветеранов правоохранительных органов и многие другие. Взаимодействие проходит и в части мотивирования наркопотребителей на участие в программах реабилитации и ресоциализации, в проведении совместных профилактических акций, в реализации программы «Неприкосновенный запас – дети Отчизны», разработке научно-методических программ и обучающих видеофильмов.

Мы составили анализ мнения общественности о проблеме распространения наркотиков на основе социологических исследований, проведенных специалистами Центра профилактики наркомании. В списке наиболее острых проблемных вопросов, требующих решения в первую очередь, наркоманию жители Иркутской области поставили на пятое место. На первых оказались проблемы безработицы, нехватки жилья и преступности. В том, что наркомания «очень распространена», уверены около 17% опрошенных.

В качестве основных причин распространения наркомании в регионе были названы влияние наркобизнеса, доступность наркотиков, моральная деградация общества, вседозволенность. Решение проблемы многие респонденты видят в ужесточении наказания за наркопреступления, а также в расширении работы с молодежью, увеличении сети наркологических кабинетов, повышении доступности помощи психологов. Таким образом, мнение общественности сводится к необходимости развития реабилитационной помощи лицам, попавшим в зависимость. Это мнение полностью совпадает со стратегией органов наркоконтроля, нацеленной на искоренение наркомании в обществе и воспитании здорового поколения.