25.11.2015 08:15
Рубрики
Мнение
Теги
#театр
25.11.2015 08:15

Анна Фекета: Репертуар театра должен быть многогранным

Постановки режиссера Анны Фекета во многом похожи на нее саму – современные, красивые, с искрометным юмором. Недаром ее «12 стульев» и «Crazy dance, или Пять свадеб в один день» так полюбились зрителям. Она словно фейерверк эмоций и творческих идей, изрядная доля которых теперь достанется Иркутску. В конце августа Анна Фекета вступила в должность главного режиссера музыкального театра им. Н.М. Загурского и уже порадовала зрителей новой версией «Сильвы».

На ее режиссерском счету, несмотря на молодость, 26 успешных постановок в России и за рубежом. О том, что побудило ее взвалить на свои хрупкие плечи творческое руководство коллективом, каким она видит будущее театра и о ближайших постановках Анна Фекета рассказала газете «Областная».

 – Анна, это ведь не первая ваша руководящая должность?

– Да, у меня уже есть опыт творческого руководства, ведь до этого я была главным режиссером в Хабаровском краевом музыкальном театре, но там мы не сработались с новым директором. На тот момент у меня было немало предложений возглавить театры в качестве режиссера в других городах, но я выбрала Иркутский музыкальный театр.

 – Почему?

– Потому что я его очень люблю. Здесь творческая атмосфера и высокопрофессиональная команда. Я имею в виду и артистов, и оркестр, и балет, и хор, и технических работников. И, конечно, руководящий состав: дирижеры Николай Сильвестров и Михаил Тарасов, хореограф Людмила Цветкова, художник по свету Галина Мельник, которая потрясающе делает свою работу, художник Наталья Убрятова, главный хормейстер Наталья Лодыгина. Мне хочется сказать им всем большое спасибо. На самом деле люди такого уровня редко встречаются в провинциальном театре. Я уверена, что именно эта команда способна выполнить очень сложные задачи, творческие, новаторские, а это для меня – самое главное.

 – Знаю, что за время прошлых постановок с труппой у вас сложились хорошие отношения, но сейчас ваш статус изменился. Наверное, труппу ждут большие перемены?

– Перемены уже начались, но это рабочие моменты. Например, я начала вести тренинги по актерскому мастерству с молодыми солистами театра. Мы пригласили педагога на мастер-класс по классическому вокалу и далее планируем проводить подобные тренинги по речи и сценическому движению. Ведь для того чтобы делать серьезные и масштабные проекты, нужно, чтобы труппа была в постоянном тренаже. Это как держать в тонусе собственное тело.

 – А вы строгий руководитель. Почему вообще такая красивая девушка, как вы, решила стать режиссером, а например, не актрисой?

– Я из театральной семьи. Мой отец – главный режиссер Драматического театра Северного флота, мама – ведущая актриса. До совершеннолетия я жила в Мурманске, где занималась музыкой – окончила теоретическое отделение музыкального училища, а также вокалом и хореографией. Но тем не менее быть актрисой я никогда не хотела, поэтому закончила ГИТИС по специальности «режиссер музыкального театра». Просто у меня немного иначе устроено мышление – оно более абстрактное. Я точнее вижу извне, и мне трудно быть внутри. Хотя если нужно, я могу достаточно профессионально показать артисту, как я вижу ту или иную ситуацию. Но играть на сцене – это не мое. А самое главное – мне комфортно в моей профессии, поскольку есть что сказать людям.

 – Что же вы хотите донести до зрителей?

– Мне хочется, чтобы было как можно больше позитивных спектаклей, ведь сейчас, к сожалению, идет тенденция к чернухе, и особенно это видно в Москве. Для меня очень важно, чтобы мои спектакли несли положительный заряд. Я не говорю, что на сцене сплошь и рядом должны идти комедии. Например, мой следующий спектакль на иркутской сцене будет совсем в другом жанре.

 – Что это будет за постановка?

– В конце декабря у нас премьера экспериментального музыкально-пластического спектакля «Анна и адмирал. История любви». Я считаю, что в Иркутске должен идти спектакль о Колчаке. Знаю, что в драмтеатре уже был спектакль о нем, но наша версия совсем другая. Главную женскую роль в спектакле играет солистка театра Анна Рыбникова, а главную мужскую роль – солист балета Юрий Щерботкин. Это своеобразный микс пластического, драматического и музыкального театров. Кстати, для этого спектакля я специально ездила на «Останкино» и взяла там материалы хроники Колчака. Музыку для постановки написал московский композитор Татьяна Шадковская-Айзенберг, а либретто – я. Несмотря на трагичность истории, она будет нести очень светлую энергетику любви, ведь для меня главное, чтобы человек уходил с моих спектаклей наполненным.

 – Получается, что Колчак в вашем спектакле – фигура молчаливая?

– Повествование там идет от лица Анны, которая вспоминает их отношения в карагандинском ГУЛАГе, когда Колчака уже нет в живых. В спектакле, действительно, очень много пластических сцен, которые решены с минимумом слов, ведь я считаю, что язык тела намного выразительнее и богаче, чем вербальный. Например, человек может говорить: «Поверь, мне», и сидеть в очень закрытой позе. Тогда смысл его слов становится противоположным.

 – Чем же вас так зацепила история любви Тимиревой и Колчака?

– Это действительно потрясающий роман. Когда я случайно наткнулась на их переписку, вначале даже не поверила, что так бывает. Наверное, потому, что само понятие любви сейчас настолько извратилось и затерлось, что утратило свой первоначальный смысл. Но у этих людей любовь была настоящей! Это чувствуется сквозь строки их писем. Иначе что еще побудило Анну пойти за любимым на смерть? Думаю, сегодня вряд ли кто-нибудь решился бы на это. Еще меня поразил тот факт, что со дня их первого знакомства до его расстрела прошло пять лет. Немало для отношений. Но, по сути, вместе они были всего месяц. Представляете, любить столько времени и так мало быть со своим возлюбленным, при этом не опустить руки, не отказаться друг от друга.

 – А как вы относитесь к фигуре самого Колчака?

– Фигура неоднозначная. Одни называют его спасителем России, другие – американским шпионом, которому заплатили, чтобы он вернулся в Россию. Но я хочу, чтобы зрители увидели другую его сторону. Узнали, что он был очень порядочным человеком, верным и любящим. Мне запомнилась его фраза из одного письма по поводу расстрела адмирала, который привел флот в Кронштадт. Не затопил его, как просил Троцкий, а спас, и его за это казнили. Тогда Колчак написал: «Я не могу на это спокойно смотреть, ведь я – адмирал этого флота, я – русский». И это так меня зацепило. Из фразы понятно, что он был патриотом своей страны. Я не хочу давать ему оценку – это забота историков. Мне хочется показать именно его человеческую сторону.

 – Вы наверняка проанализировали репертуар иркутского театра. Ваши впечатления?

– Мне очень нравится, что репертуар разный. Нет зацикленности на одном направлении. Я считаю, что хороший театр обязан быть многогранным и разножанровым. В репертуаре необходимы мюзиклы, оперетты, экспериментальные постановки и балеты. Кстати, я недавно посмотрела «Казанову» и была под большим впечатлением. Замечательно, что в нашем театре есть такие спектакли! Кстати, я хочу, чтобы для нашего коллектива были написаны эксклюзивные произведения. В следующем сезоне у нас будет еще одна такая постановка, но какая именно – пока секрет.

 – Тогда что еще ждет зрителей в ближайшее время?

– К Новому году режиссер Ирина Мякишева поставит сказку «Морозко». В марте у нас будет премьера спектакля «Алые паруса», над которыми будет работать Наталья Печерская. Это знаковый режиссер для нашего театра, именно поэтому мы все считаем, что в юбилейный сезон она должна подарить нам хотя бы еще один спектакль. Кстати, именно благодаря ее работе в театре сформировалась такая замечательная труппа. После премьеры у нас пройдет юбилейная неделя, посвященная 75-му театральному сезону. Мы сделаем два концерта, где будут выступать наши и приглашенные артисты. В общем, нас ждет много интересного, ведь мы будем работать в позитивном настроении в контакте со всей труппой, чтобы наш театр был интересен современному зрителю.