11.11.2015 08:15
Рубрики
Культура
11.11.2015 08:15

«Фрагменты» Александра Муравьева

Творческий почерк народного художника РФ Александра Муравьева всегда узнаешь безошибочно в живописи или графике, в больших картинах или маленьких иллюстрациях. По настроению, с которым сделаны его работы, по лирической вдумчивости и легкой иронии, по кажущейся простоте и вместе с тем тщательности воплощения замысла, по точности и образной условности языка. Вот и сейчас на своей персональной выставке «Фрагменты», которая открылась в галерее Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, он предстал перед зрителями пусть и обновленным, но таким знакомым.

Все перечисленное, кстати, можно отнести и к самому автору – человеку очень колоритному, но совершенно не пафосному, лишенному богемного шика, но наделенному собственным стилем, спокойному, но в то же время эмоциональному, цельному и открытому. Иркутск уже успел соскучиться по Александру Муравьеву, который несколько лет назад перебрался на постоянное место жительства в Москву. В день открытия выставки он радовал коллег и почитателей своего творчества не только великолепными произведениями, но и красными валенками и креативной стрижкой, ведь неожиданные элементы образа всегда были визитной карточкой Александра Муравьева. Минорным аккордом стало только посвящение выставки.

– Эту выставку я посвящаю своему другу Николаю Башарину, с которым мы были 50 лет вместе, и его уход стал для меня ударом, и эта утрата невосполнима, – сказал Александр Муравьев. – Я назвал эту выставку «Фрагменты», потому что здесь собраны частички из различных серий, ведь мне хотелось показать, чем я занимался в последние годы.

На выставке есть на что посмотреть, ведь Александр Муравьев, наконец, вплотную приступил к теме, которой мечтал посвятить свое творчество последние десять лет, а именно к «Библейским сюжетам».

– Наверное, это старость и желание подвести итоги, ведь когда я провел ревизию своих эскизов, то понял, что нужно сосредоточиться на самом главном, – пояснил Александр Муравьев. – Мне кажется, это всеобъемлющая тема, в которой заключена вся мудрость человеческая. Кроме того, там действительно интересный изобразительный материал, начиная от Каина и Авеля, а в Новом завете и подавно. Он тяжелый, но, мне кажется, художник именно на нем проверяется, конечно, при условии, что уже есть мастерство и жизненный опыт, ведь работать над этой темой – огромная ответственность.

В экспозиции можно увидеть самые различные образы из Библии, среди них жертвоприношение Авраама, образы пророков Исайи и Иеремии, праведного Лота, и апостола Павла. Другая часть графических листов называется «Сергий Радонежский. Печальник Земли Русской». Графическое воплощение текстов Священного Писания для художника – всеобъемлющий способ поразмышлять о вечном: жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти.

– Я давно занимаюсь этими темами, просто не хотел афишировать, ведь я не стремлюсь приобрести славу религиозного художника, тем более что эти темы должны быть близки каждому человеку, – признался Александр Муравьев. – На этой выставке даже есть две работы, которыми я доволен. Это «Пророк Иеремия. Плачь о Иерусалиме» и «Чудо о хлебе святого Ануфрия». Хотя мне столько всего еще нужно переосмыслить, ведь я даже не могу закончить серию, посвященную первым апостолам, а еще русских патриархов хотел написать.

В экспозиции также можно увидеть листы из серии «Потешки», работы посвященные Монголии и так называемые говорящие натюрморты, в которых художник старается раскрыть суть природы вещей. Кстати, Александр Муравьев, хоть и сменил место жительства, но не перестал создавать работы для иркутского детского журнала «Сибирячок».

– Это мое любимое дитя, ведь мне кажется, что рисовать для детей – самое интересное, что может быть, – признался Александр Муравьев. – Они чувствуют интуитивно, и сразу понимают фальшь. В этом заключается сложность и ответственность детского художника. Сейчас издается много непрофессионально оформленных книг, что портит детям вкус. «Сибирячок» – хорошая школа для молодых авторов.

Выставка Александра Муравьева – это тоже прекрасная школа для молодых иркутских графиков, образец высочайшего мастерства, одновременной образности и ясности изобразительного языка.

– В годы перестройки наши коллекционеры в Иркутске перестали понимать, зачем покупать графику. Да, это красиво, но это же бумага. Однако усилиями иркутских мастеров, в основном двух Александров – Муравьева и Шипицына, происходит возвращение этого тонкого элитного вида творчества, – считает искусствовед Тамара Драница. – Александр Муравьев владеет всеми видами изобразительного искусства, но в последние годы он занимался живописью, и она оказала влияние на его графику. У него появился цветной рисунок, и его образы приобрели несколько картинный, завершенный облик.

Увидеть работы Александра Муравьева можно будет до 22 ноября.