26 июня 2015 07:06

Каким быть закону об образовании

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

В стенах Законодательного Собрания прошел круглый стол с участием педагогического сообщества, на котором обсуждались изменения в два федеральных закона: «Об образовании в Российской Федерации» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесенные группой депутатов Госдумы во главе с Ириной Яровой и Вячеславом Никоновым.

Эти два депутата, сказал, открывая заседание, зампредседателя комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Алексей Козюра, давно уже говорили о необходимости изменения государственного образовательного стандарта и унификации образовательных программ:

– Тема эта достаточно сложная, дискуссионная, единого мнения по ней никогда не будет. Да этого и не требуется. Мы собрались, чтобы выслушать весь спектр оценок предложенных поправок в законы и дать свои рекомендации.

Заместитель министра образования Максим Парфенов напомнил, что последние года три идет активное обсуждение вопроса о введении единого учебника.

– Порой не всегда это верно трактуется. Мы прекрасно понимаем, что даже советская школа никогда не училась по единому учебнику. Речь идет не о введении единственного учебника по истории, литературе и русскому языку, а об ограничение количества учебников.

По его мнению, процесс обучения в первую очередь зависит от учителя, а не от учебника.

– Я думаю, учебник для талантливого учителя не является единственным источником информации. Как бы он ни был хорош, это не универсальный ключ, способный в одночасье поднять образовательную планку. За учителем необходимо оставить свободу выбора и не загонять в тесные рамки единомыслия.

Эту же мысль развил и Леонид Выговский, отдавший многие годы педагогической деятельности и возглавляющий в настоящее время Институт образовательных технологий при Евразийском лингвистическом институте в Иркутске – филиале Московского государственного лингвистического университета.

– Сегодня мы получили свободу в выборе программ в соответствии с образовательным стандартом. И те, кто научился писать эти программы, творчески подошел к делу, пополнил когорту талантов, которые заявляют себя на всех конкурсах. А единый учебник, я боюсь, может просто притушить эти таланты. Придет чиновник и скажет: не своевольничай, держись апробированного текста. И мы потеряем то ценное, что сумели накопить за годы.

Он поддержал предложение авторов законопроекта передать право на научно-педагогическую экспертизу новых учебников Российской академии образования.

– Там собраны профессионалы своего дела, и я уверен, что с их помощью нам удастся избежать появления в свет некачественных учебных пособий.

Он также обратил внимание на существующую ситуацию, когда лишь треть из 600 школ области заказывает учебники в ведущем издательстве страны «Просвещение», остальные – там, где подешевле, даже завозят из Китая. По его мнению, необходимо повысить общественный контроль за закупом учебников.

– У меня конкретное предложение: создать ассоциации учителей-предметников: словесников, историков и математиков. Чтобы не мы с вами, а они сели и решили: какие учебники необходимо взять к такой-то образовательной программе. Один, к примеру, базовый, а к нему дополнением еще другие. И тогда разброда и шатанья, уверен, будет поменьше.

В своем выступлении директор «Информационно-методического центра развития образования» города Иркутска Наталья Яловицкая оттолкнулась от требования закона об образовании: соблюдать принцип единства образовательного пространства на всей территории Российской Федерации.

– Это предполагает единые подходы к методологии преподавания, единые требования качества образования, единый критерий оценок. Сегодня ученику сложно поменять не только школу, но и параллель, потому что у всех разные образовательные программы. Только единый учебник, по крайней мере, по русскому языку и литературе, поможет школьникам, у которых возникла необходимость поменять местожительство, а, следовательно, и школу, органично вписаться в учебный процесс.

Многие из выступающих склонялись к мысли о том, что содержание образовательных программ, на основе которых школы создают свои программы, должно быть базовым и единым. И потому поддерживали инициативу авторов законопроекта о создании федеральных государственных образовательных стандартов для школ.

Как сообщила председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирина Синцова, круглый стол поможет областным парламентариям выработать свою позицию и направить отзыв на законопроект, рассмотрение которого поставлено в план работы Госдумы на сентябрь.