08.09.2014 07:15
Рубрики
Экология
08.09.2014 07:15

На Байкал выйдет сторожевой экологический корабль

Охрану озера обсудили на круглом столе с Госдумой

Круглый стол по совершенствованию законодательства о защите водных ресурсов на примере озера Байкал состоялся в Иркутске – он прошел в формате высшего экологического совета комитета Государственной думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

В заботе об озере забыли о людях

Депутат Госдумы Олег Лебедев, открывая заседание, отметил, что экологический комитет ГД неоднократно заострял внимание на охране водных ресурсов, в особенности Байкала – уникального объекта природного наследия. В апреле 2013 года комитет провел слушания по Байкалу. Приняты поправки в ряд законов, запрещающих размещение отходов производства рядом с озером и строительство каких-либо объектов без заключения государственной экологической экспертизы. Предложения, как еще защитить славное море, продолжают поступать.

Вместе с тем, как отметили участники круглого стола, усовершенствованное законодательство создало множество препятствий для развития территории, что, в первую очередь, отражается на жителях берегов священного озера.

Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Олег Кравчук напомнил: в связи с закрытием БЦБК уровень безработицы в Байкальске вырос с 1,2% до 6%. Сейчас в городе около 2 тыс. человек нуждаются в рабочих местах.

В связи с действующими ограничениями работа возможна только в отраслях с низкой добавленной стоимостью. Доля промышленности составляет менее 1%. Средняя зарплата на берегах Байкала сейчас в 1,5 раза ниже среднеобластного уровня. При этом местное население отказывается переезжать и не стремится заниматься туризмом.

Основным фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие центральной экологической зоны, является запрет на создание новых производств практически по всем видам хозяйственной деятельности.

Олег Кравчук отметил, что в связи с постоянно совершенствующимися технологиями вполне возможно создание на этой территории экологически безопасных предприятий. На основании предложений правительства Иркутской области в постановление, запрещающее промышленное развитие, уже внесены изменения. В частности, разрешено строительство заводов по розливу воды, комбинатов по переработке овощной, плодово-ягодной продукции. Правительство Приангарья предложило исключить из постановления еще ряд производств, в том числе судосборные, деревообрабатывающие и сельскохозяйственные. Решения пока нет.

Также изменения в федеральное законодательство теперь обязывают проводить государственную экологическую экспертизу проектной документации объектов, расположенных на Байкальской природной территории. При этом не установлено никакого переходного периода для выдачи разрешений на строительство объектов по ранее подготовленной проектной документации.

Такая ситуация ставит под угрозу реализацию указов президента России, в частности, по обеспечению граждан доступным жильем, строительству дорог. Правительство Иркутской области предлагает проводить государственную экологическую экспертизу проектов, которые затрагивают только водоохранную зону Байкала, а не всю Байкальскую природную территорию. Эту позицию разделяют и наши соседи. Александр Лбов, первый заместитель министра природных ресурсов Республики Бурятия, обрисовал всю абсурдность складывающейся ситуации – каждый строящийся в Иркутске или Улан-Удэ дом теперь должен будет  проходить государственную экологическую экспертизу в Москве, в Росприроднадзоре.

Кроме того, он напомнил, что в водоохранной зоне запрещено движение транспорта, а также стоянки на дорогах без твердого покрытия, и в связи с этим предложил разработать программу по строительству дорог во всех населенных пунктах, расположенных на берегах Байкала.

Деньги на ветер

Михаил Грачев, академик, директор Лимнологического института СО РАН, заявил, что действующее законодательство охраняет не то, что действительно необходимо, и деньги тратятся впустую.

Как известно, охраняемая Байкальская природная территория подразделяется на три зоны: атмосферного влияния, буферную, включающую всю территорию Бурятии, и центральную – непосредственно Байкал с прилегающей водоохранной зоной.

Многолетние исследования ученых доказали: атмосферное влияние иркутско-черемховского промузла на Байкал отсутствует, никакие вредные вещества до озера не долетают.

– В экологическом плане смысла законодательно закреплять зону атмосферного влияния нет, но есть смысл экономический, – отметил академик. – Предприятия, расположенные в ее границах, платят за выбросы в атмосферу в два раза больше. Примечательно, что и за сброс воды они выкладывают двойные суммы, хотя Ангара течет не в Байкал, а из него.

Что касается буферной зоны, то, по словам Михаила Грачева, река Селенга, вопреки общепринятому мнению, ничего плохого в Байкал не несет, и особых мер здесь предпринимать тоже не требуется.

Основными проблемами на сегодня являются подсланевые воды (стоки судов, содержащие нефтепродукты), неочищенные фекальные сбросы, поступающие в озеро, а также мусор на берегах. Загрязнение такими веществами уже привело к тому, что в Байкале распространились нехарактерные для озера, но обычные для болот водоросли спирогира.

– Нужно принимать незамедлительные меры по канализованию поселка Листвянка, иначе нам грозит эвтрофикация (процесс постепенного превращения озер в болота), – заявил ученый.

Михаил Грачев также привел конкретные примеры нерационального использования бюджетных средств. По федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал» были выделены миллиарды рублей на ликвидацию отвала вблизи Холоднинского полиметаллического месторождения и последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината, хотя ни то, ни другое не несет в себе угрозы Байкалу. Академик перечислил и другие финансируемые проекты, не имеющие отношения непосредственно к озеру.

– На Российскую академию наук возложены функции экспертизы федеральных целевых программ, и я буду добиваться того, чтобы ФЦП «Охрана озера Байкал» была ей подвергнута. По предварительным оценкам, это позволит сэкономить порядка 17 млрд рублей бюджетных средств. Если просто не делать того, что не нужно, найдутся деньги и на Байкал, – заявил академик РАН.

О пока нерешенной проблеме подсланевых вод, обозначенной ученым, говорил и главный государственный инспектор по маломерным судам Иркутской области Сергей Митин. Он сообщил, что техническое освидетельствование различных яхт, лодок и катеров проводится раз в пять лет. Таким образом, в течение этого срока судовладельцы могут нарушать установленные требования совершенно безнаказанно.

Вред озеру также наносят автомобили, которые стоят на льду во время подледной рыбалки, машины, уходящие под воду.

Байкальская велодорожка

О программе по сохранению Байкала, включающей в себя создание первого экокорабля «Трофим Яскин», на заседании рассказала руководитель проекта Екатерина Удеревская. Судно-эталон планируется сделать из базирующегося сейчас в Листвянке «Ярославца». Проект как раз направлен на борьбу с водорослями спирогира, способными превратить самый чистый водоем в болото, ведь они на отходах судов растут как на дрожжах.

Для переоборудования корабля предполагается использовать уникальные разработки АКБ «Миллениум» и Восточно-Сибирского центра энергосбережения. В частности, речь идет об установке по переработке подсланевых и фекальных вод в топливо, экологичном утилизаторе твердых бытовых отходов, технологии, устраняющей появление конденсата. На корабле намерены обустроить площадку для беспилотного летательного аппарата, установить солнечные батареи, ветрогенератор. На все про все необходимо 12 млн рублей. Проект предлагают инвесторам.

– Судно приобретет статус сторожевого корабля экологического мониторинга озера Байкал. Это проект-форвард, в котором собраны лучшие отечественные экоинновационные технологии, и мы планируем распространить его на весь байкальский флот, – отметила Екатерина Удеревская.

Этот проект уже был представлен на Байкальском международном экологическом форуме в Иркутске и на форуме «Байкальский диалог» в Улан-Удэ. Заинтересованность в его реализации была высказана Ассоциацией судостроительных компаний Сибири и представителями ряда пароходств.

Еще один любопытный проект в рамках круглого стола презентовал Андрей Сукнев, член Общественной палаты РФ, председатель НП «Большая Байкальская тропа – Бурятия». Он обосновал целесообразность строительства Юго-Байкальской велосипедной дорожки от Порта Байкал до Посольского монастыря, заявив, что «Золотое кольцо» по сравнению с этим маршрутом просто «отдыхает».

Строительство велодорожки позволит создать рабочие места для жителей Байкальска и других населенных пунктов, поможет проводить мониторинг состояния железной дороги на этом участке.

Маршрут, протяженностью до 320 км, проходит от Порта Байкал до Култука, потом до Танхоя, и оттуда до Посольского монастыря. На нем запланированы приюты, хостелы, пункты проката и ремонтные мастерские, визитно-информационные центры, музеи. Андрей Сукнев заявил, что Южно-Байкальская велодорожка – это проект национального масштаба.

– Для создания велопути можно и нужно использовать инженерные сооружения, построенные при прокладке Кругобайкальской железной дороги и Московского тракта: мосты, полотно трассы, водоотводы и т.д. Лучше всего дорожку отсыпать щебнем, месторождение которого расположено неподалеку, в Ангасолке, – отметил он.

Плюс ко всему, по мнению автора проекта, строительство дорожки создаст благоприятные условия для открытия десятка постоянных международных добровольческих рабочих лагерей.

За круглым столом также обсудили вопросы формирования экологической культуры молодежи, взаимодействия власти и общественных организаций в сфере природоохранной деятельности.

По итогам заседания были приняты рекомендации. Они дополнят резолюцию, которую направят в уполномоченные органы госвласти. Среди рекомендаций – поддержка инициативы правительств Иркутской области и Республики Бурятия по расширению видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Счетной палате РФ будет предложено проверить эффективность использования средств федерального бюджета, выделенных в рамках программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы».