06.06.2014 07:15
Рубрики
Культура
Теги
06.06.2014 07:15

Из лучшей бамовской поры!

Заметки с фестиваля «Театральная весна на БАМе»

Целых три дня я был счастлив. Целых три дня, с утра до вечера – нечасто такое удается! Составляющих этого моего состояния было несколько. Одна из них – привязанность к любительскому театру, которая тянется из детства, а в поселке Магистральном откликнулась мне звонкими голосами актеров в возрасте от шести лет и до бесконечности – люди театра не стареют. К тому же фестиваль был освящен именем основателя театрального движения на БАМе Анатолия Байкова, его театр «Молодая гвардия» был единым целым с бригадой моего друга Александра Бондаря – еще одна причина радости. Наконец, свидание с трассой, эпоха которой составляет значительную часть и моей жизни, да еще почти через 20 лет – разве это не счастье?  

Магистральный и Улькан за годы нашей разлуки изменились почти до неузнаваемости: потеряли облик временных поселков – исчезли балки, вагончики, улицы смотрятся чище, зеленее. А ведь когда-то Магистральный выглядел как лысина с редкими волосками – деревья срезали ножом бульдозера, а попытки укоренить хилые саженцы закончились полным крахом. Однако обозначилась другая проблема – капитальные здания стареют, а ремонтировать их не на что. Самое прискорбное, что это относится и к дому культуры – стены его почти сплошь в трещинах, которые пытаются заклеивать чуть ли не скотчем. Ау, мэрия района!

«Как это было»

Но пора приступать к тому, ради чего мы приехали, а именно – к фестивалю «Театральная весна на БАМе». О праздничной стороне этого события скажу коротко, хотя фестиваль для Магистрального, да и для всего Казачинско-Ленского района, и был праздником. Однако спектакли, сменяющие друг друга на сцене дома культуры, я бы назвал рабочим праздником или праздничной работой. То, что вышло за пределы сцены, было ярко, на несколько октав выше повседневной мелодии рабочего поселка – это было нарядное шествие, песни и пляски на открытой площадке, улицы, звенящие детскими голосами маленьких артистов, расцвеченные шарами, флагами и транспарантами…

Итак, сцена, рабочее место фестиваля… Открытая книга, на страницах которой страстные любители театра обнажают для нас сердца, делятся сокровенными раздумьями, изливают души. Здесь было так много яркого, искреннего, широко открытых глаз, смеха, улыбок, но и потаенного, адресованного глубинам нашего сознания, будоражащего мысли, что не знаешь, с чего начать.

А начну-ка я, как водится, от печки. С разговора с неким молодым человеком перед отъездом из Иркутска. Когда он узнал, что я еду на БАМ, спросил: «А что это такое?» Потом с моей помощью вспомнил кое-что и поинтересовался: а чего это народ туда рвался, что там было такого хорошего? Я не решился говорить ему про энтузиазм, романтику, парень бы подумал – блажит дед. Бормотал что-то про большую стройку, про хорошее снабжение. Он посмотрел на меня лениво, не поняв, о чем это я, дескать, нас и здесь неплохо кормят. За это можно порадоваться – выросло поколение, которое не знает, что такое «колбасные» электрички, не видело полок, набитых исключительно морской капустой и пирамидами плавленых сырков «Новость» и «Дружба». Но вот ближайшую историю своей страны, ее вчерашний день, в котором БАМ был особой главой, показавшей величие хорошо работающего человека, его взлеты и падения, его радости и трагедии – неплохо бы знать.

Шестеро молодых жителей Усть-Кута знают об этом точно. Или они гениальные артисты, и им место в каком-нибудь МХАТе – иначе так сыграть искренность невозможно. Они предъявили залу полузабытый жанр – агитбригаду. Фи, скажет эстет, какая пошлость! Показать бы ему этих ребят и девушек, родившихся лет через 20 после начала стройки, интересно было бы послушать, что бы он тогда сказал. И пусть пели они под фонограмму, но горящие глаза и счастливые улыбки никакая техника воспроизвести не в состоянии. Такие лица и глаза я видел 30 с лишним лет назад у ребят из театра Анатолия Байкова. Молодые жители Усть-Кута были их прямыми наследниками. «Как это было» – так называется их представление (режиссер Олеся Григорьева). Если в капле воды может отразиться Вселенная, значит, это было именно так.

Вот такой балаган

А потом сцену надолго оккупировали веселые чунари. Так называют жителей Чунского района. Это был их день, их бенефис. Их приехало больше пяти десятков человек, в основном детей. Но мне показалось – минимум сотня, какая-то кутерьма из прыгающих, скачущих, хохочущих, иногда грустящих человечков, причем независимо от того, кто ты, пацан-первоклассник или взрослый дяденька – взрослые ведь тоже бывшие дети, и когда они об этом вспоминают, им и всем вокруг хорошо дышится и радостно живется. 

С режиссером из Чуны Лирой Барановой мы знакомы еще по замечательной «Театральной деревне», которая раз в два года проходит в Мишелевке Усольского района. Для этой женщины я бы придумал какое-то особое звание, например «Заслуженный (а лучше народный) умелец по извлечению детской радости и по возращению взрослых в детство». Длинно? Придумайте короче, кто вам не дает?

Так вот, чунари предъявили на фестивале аж пять спектаклей. Начали с балагана-шоу под звонким названием «Культ Ура! Ура! Ура!» Год культуры, однако…  И началось веселое валяние дурака на тему: «Как вы нам платите, так мы и работаем».

Коварная штука этот балаган, этот коллективный шут при любой власти. Шут, который куда умнее и прозорливей короля. Вот, кажется, узкая тема – культура, на которую государство все обещает обратить внимание, да… Сколько ждут обещанного, знают все. Но тут – бесконечные перевертыши. Первый – платят гроши, а работают они, если судить по чунарям, на тысячи, а то и на миллионы. Да разве их подвижничество оценить в презренном металле? Второй – кто-то мрачный и серый захочет увидеть в этом веселье сквозь слезы использование служебного положения в личных целях – работники культуры бьются за свои заработки. Ан, нет! В том-то и дело, что нам, смеясь сквозь слезы, пытаются втолковать, что власть делает с коллективным разумом нации. Вот и идут в культуру (образование, медицину) люди, которым больше податься некуда, у которых не профессии, а клички – путана «Актриса», барыга «Библиотекарь», попрошайка «Пианистка», дворник «Витас»… Все это было бы смешно, когда бы… Да нет, это действительно уморительно смешно, прямо до слез! Этот ряд каждый из нас легко продолжит. Учитель «Педофил», врач «Недоучка-Потрошитель»… А настоящие профессионалы потихоньку вытесняются.

Пример этому тут, рядышком. Вот сидит со мной в жюри фестиваля замечательный знаток и творец любительского театрального движения, режиссер народного театра «Факел» из Ангарского ДК «Современник» Александр Кононов. Этот театр знают не только в Ангарске – ему аплодировали зрители Лондона и Монако, Ниццы и Монте-Карло, не говоря о российских городах. Кононов – создатель широко известного фестиваля на Ольхоне «Сибирская рампа», в рамках которого работает Международная театральная школа. Но чиновники от культуры буквально принуждают его зарабатывать деньги – артистов-любителей хотят заставить подавать в ресторанах, обслуживать новых хозяев жизни на корпоративах, а Мастера обвиняют … в непрофессионализме. Воистину вечен Булат Окуджава: «… на каждого умного по ярлыку наклеено было однажды»!

Вот такой балаган…

Мыльные пузыри, Волк и семеро козлят

Но хватит о грустном, не грусть – главная нота нашего фестиваля. На сцене творится «Мыльнопузыряндия»! Страна мыльных пузырей, веселого Дракоши-Дормидоши (Елизавета Валова), рассудительного Дядюшки Черепахи (Элман Алиев), где к тому же бродит осторожный Бояка Собиралкин (Никита Шабанов). Здесь Пузыряки, Пузырялочки и Маленькие футболисты веселятся, резвятся, как будто они не на сцене в чужом поселке, а на своем школьном дворе, и никакие зрители на них из зала не смотрят. Веселятся, но и борются с противной Колючкой – а кто еще главный враг пузырей? Борются и, конечно, побеждают.

Спектакль «Тук-тук! Кто там?» – это вообще сумасшедший дом, как любит говорить наш предводитель, один из организаторов всех фестивалей народных театров в области Валерий Кирюнин. Но какой же он веселый, этот бедлам! Веселый, но и поучительный. Оказывается, это еще одна вариация на тему простенькой сказочки «Волк и семеро козлят». До чего же необычная! Во-первых, козлят вовсе не семеро. Может, десять, пятнадцать, а то и все двадцать. Ну не смог я их посчитать, хотя пытался – они все время бегали, прыгали, кувыркались. И совсем не боялись Волка. А Волк (Борис Палкин) – пожалуй, главная неожиданность этой истории. Его никто не боится, а он и не хочет, чтобы его боялись, ему любви не хватает! И не только всеобщей, но именно очаровательной Козы (Владентина Вильмова). Как тут быть? Да все просто – надо превратиться … в Козла! Никто не хочет быть козлом, а этот Волк обзавелся рогами – и счастлив!

Разные лики сцены

Еще один спектакль от чунарей называется «Все мальчишки дураки, или… И вот однажды». Он – про творческие муки писателя Пумпочкина (Дмитрий Пыжук), к которому приходит в разных обличиях Муза (Алина Курта), но что-то у них все не вытанцовывается – не складывается сказка. Но ведь надо просто вспомнить, как ты был маленьким! Оказывается, писатель Пумпочкин в детстве был… девочкой Анечкой! Да какой очаровательной (Лена Беляева)!

И все они были детьми! И учительница по барабанному бою (Валерия Большова), и милиционер (Андрей Крикунов), и даже Царь (Александр Акзегитов), и Лысое Чудовище (он же) было маленьким лысеньким чудиком! Вот, оказывается, как пишутся сказки! Не попробовать ли и мне впасть в детство?

Там же, в детстве, оказалась и режиссер Инна Щитка. И слава богу! Она пришла к этому благодаря Лире Барановой. Когда-то я видел ее в уморительно смешной буфф-пантомиме «Бабкины семечки». Теперь Инна учит других, как не бояться быть смешной. Это прекрасно! Значит, театр в Чуне никогда не закончится.

Но это еще не все. Лира Баранова попробовала себя в другом качестве – поставила серьезный литературный спектакль по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Впрочем, может быть, у нее были подобные работы, но я их не видел, я же не живу в Чуне (хотя иногда жалею об этом). Итак, перед нами попытка воплотить на сцене хорошую прозу. Удачная? В целом да, но были и просчеты. История предвоенного школьного класса тронула. Но не всегда юным артистам удавалось удерживать внимание зала. Ребята тут ни при чем, скорее сказались недостатки драматургии – действие «провисало», зал начинал скучать. Но к финалу спектакль «собрался», у наиболее чувствительных зрительниц появились в руках мокрые от слез платки.

На этом бенефис чунарей закончился. Спектакли в нем были разные, их было много (больше одной трети фестивальной афиши!). Если оценивать их по простой шкале «плюс – минус», получим несомненный и крупный плюс. Чуна прочно удерживает звание театральной столицы областной периферии.

«Затворник и Шестипалый»

…Мы поднимаемся на второй этаж обычного панельного дома. Обычного? Не совсем… Стены вдоль лестницы разрисованы изображением стульев, стульчиков, кресел, креслиц, рядом с каждым начертаны имена – в основном это имена областной элиты любительских театров.

Проходим в довольно просторную комнату, почти все пространство которой занято большим столом и стульями. На столе лежат какие-то не то ленточки, не то маски. А по стене мчится куда-то табун разноцветных лошадей. Их сто две, сообщили нам. И тихо предупредили: «Это еще не театр». Но уже интересно… необычно… загадочно…

Мы в домашнем театре «Приют комедиантов». Нас около десяти человек – члены жюри, режиссеры, больше сюда не помещается, ведь мы в обычной квартире. Потом покажется, что она огромна…

Хозяйка приюта – Галина Пальчик. Она вместе с Анастасией Серовой сотворила спектакль «Затворник и Шестипалый». Но ее нет. Она вышла. Ушла. И больше не вернется. После мы погорюем над ее последним приютом. Земля еще свежа, бумажные цветы не поблекли…

Нам завязывают глаза (так вот для чего эти цветные ленточки!). Чья-то рука, явно девичья, берет мою руку и ведет по каким-то длинным лабиринтам – откуда они взялись в стандартной квартире? Может, ее стены раздвигаются до бесконечности, как в той нехорошей квартире, где поселился Воланд? Отбрасываю эту мысль – здесь квартира хорошая. Стулья и кресла по стене… табун вольных лошадей… Их создала и отправила скакать на воле Галина Пальчик.

По чьей-то команде-просьбе снимаю маску. Сразу все суетные мысли отлетают – мне нет никакого дела до того, в какой квартире я нахожусь, сколько в ней комнат и «квадратов». История Затворника и Шестипалого захватила меня (потом я понял – как хорошо, что я до отъезда не прочел одноименную повесть Виктора Пелевина, хотя намеревался!).

Это история двух изгоев. Социум отверг их, каждого в свое время. И по разным причинам: Затворник наделен пытливым умом, оттого неудобен. Шестипалый – просто не такой, как все, на его ногах по шесть пальцев. Затворник давно живет один, шестипалый изгнан только что. Более опытный наставляет неофита, объясняет, как жить вне социума и вообще – как жить.

Это притча. Притча о том, как две одиноких души ищут выход из замкнутого мирка. Делают разные попытки – вернуться в социум, перелезть через Стену Мира, в конце концов, нарастить мускулы (физические? духовные?), обрести крылья и улететь на юг. Что они и делают, в конце концов. Но мне финал кажется открытым – а там, на юге-то, что, другой социум? Едва ли. Скорее всего, там живут очень похожие на эти особи, они тоже ловят каждое слово старейшины (вождя, дуче, фюрера, генералиссимуса, пахана). Похоже, улететь можно только туда, где скрылась Галина. Но вдруг и там пустота?

Они очень разные, Затворник (Александр Чулюкин) и Шестипалый (Андрей Драгунов). Их разделяет разница в возрасте – на взгляд, лет 30. Затворник – крепкий, повидавший жизнь мужчина, Шестипалый – совсем мальчик, тонкий стебелек с детским голосом. Но что-то их объединяет… Что? Им обоим хочется вырваться из давящей жизни, из душного пространства. Они уже никогда не будут тянуть в экстазе руки к старейшине (Николай Литвин) и встречать каждое его слово восторгом. Они хотят быть свободными.

Для меня этот загадочный спектакль – главное событие фестиваля. Он заставляет думать, будоражит душу.

Но почему я порадовался, что не прочел повесть Пелевина до отъезда? Потому что я прочел ее после приезда. И был разочарован. Оказывается, вся эта история про… бройлерных кур. Сразу многое становится понятно – причем тут «Бройлерный комбинат имени Луначарского», убойный цех, множество солнц… Кто такие Боги… Почему все особи появляются из больших белых емкостей, а эти емкости – из них.

Да, многое понятно. И скучно. Что мы, никогда не читали сказок про говорящих и мыслящих птиц и прочую живность? Читали, и сколько угодно. Не знакомы с литературой абсурда? Еще чего!

Но в «Приюте комедиантов»… Может быть, кто-нибудь понял, что это про кур. Я же – нет. И слава богу! Создатели спектакля ничем не намекнули на эту прозаическую основу. И оказались для меня куда глубже и интересней, чем знаменитый писатель Виктор Пелевин.

Такой разный театр

Хозяева, народный театр «Современник», представили спектакль по пьесе Александра Коровкина «Рябина кудрявая». Это был прекрасный, раскованно живущий на сцене, слаженный актерский ансамбль … при совершенно ничтожной драматургии. То, что здесь есть пятеро таких способных людей (возможно, их больше) и умелый режиссер (Валентина Таскаева), позволяет надеяться, что у театра в Магистральном есть хорошее будущее.

Под финал было еще два спектакля. «Последнюю попытку» Михаила Задорнова представил театр из Магистрального «Мы» и молодой режиссер Яна Брыцко. Яне не хватило опыта в выборе материала, в остальном – она неплохо обучена и все сделала правильно. Жюри выразило надежду, что «Последняя попытка» будет первой, за ней последуют другие.

Какая коварная вещь моноспектакль! Вот вроде все на месте – и материал неплохой, и режиссер опытный – довольно давний спектакль по пьесе Василия Сигарева «Черное молоко», поставленный Еленой Тумаковой из Казачинска, до сих пор помнится; и исполнительница Татьяна Орлова не новичок на сцене… А вот не зацепило – трудно одному человеку держать внимание зала даже полчаса. Словом, «Трепет» трепетать не заставил…

Надо сказать, Елена и не в состоянии была продемонстрировать на этом фестивале все свое режиссерское умение. У ней других хлопот полон рот, в том числе и по организации этого праздника театра – Лена теперь заведует отделом культуры Казачинско-Ленского района. И в этом качестве она справилась с делом блестяще.

Вот такие разные события случились на этом фестивале, который когда-то начал ушедший в легенду Анатолий Байков. Его незримое присутствие добавило этому событию радостную и горькую ноту. Он был везде – и портретом, на фоне которого проходило закрытие «Театральной весны на БАМе», и в сценах из его спектаклей, которые прошли коротким фотофильмом, составленным из снимков одного из его товарищей Федора Пилюгина. И даже маленькой фотокарточкой на главном призе фестиваля. А видеообращение друга и единомышленника Анатолия, прославленного бригадира Александра Бондаря было встречено овацией.

Мощным заключительным аккордом прозвучала песня «Живи, театр!», написанная бамовцами – поэтом Светланой Акимовой и композитором Павлом Толмачевым:

И не влечет нас жизнь иная,

Нам рампы наши как костры!

Мы гвардия, мы молодая

Из лучшей бамовской поры!

Награды розданы, победители определены. Никто не остался в обиде.

Все разъехались. Затих Магистральный. И только одна мысль не отпускает меня – так и не осуществилась мечта Анатолия Байкова написать и поставить спектакль о молодости этой прославленной и изруганной дороги, о ее строителях, которые жили радостно, яростно и трудно.

А может быть… А вдруг да случится?

Продолжение следует…