Вскрытие покажет

Проект рекультивации БЦБК отходов обсудили на общественных слушаниях

Ученые, представители экологических общественных организаций, сотрудники контролирующих органов, жители Байкальска – всего более 200 человек – приняли 12 мая участие в общественных слушаниях проекта рекультивации отходов БЦБК. Вниманию общественности, собственно, был представлен не сам проект, а один его раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС).

Как известно, на картах-накопителях комбината за годы его работы набралось более 6 млн тонн шлам-лигнина, представляющего серьезную угрозу экологии Байкальской природной территории. Разработчики проекта намерены превратить его в монолитные блоки и оставить на хранение там же на картах, покрыв сверху грунтом. Участники слушаний согласились: рекультивацию отходов целлюлозно-бумажного производства затягивать нельзя. Но отметили, что из соображений безопасности работа по проекту должна быть максимально открытой, и внесли ряд существенных предложений, которые авторы обещают принять к сведению.

Для проведения общественных слушаний в Байкальске был выделен зрительный зал дома культуры «Юбилейный», ведь с самого начала стало ясно, что проект вызовет большой интерес как у местных жителей, так и у представителей научного сообщества Иркутской области. О проблеме рекультивации накопленных отходов закрытого ныне БЦБК они знают хорошо. Так, ученые не раз били тревогу по поводу возможных селей, сильных наводнений или землетрясений, которые грозят стать причиной попадания миллионов тонн шлам-лигнина в озеро Байкал. На двух полигонах – Солзанском и Бабхинском – в общей сложности расположено 13 карт-накопителей, еще одна размещена непосредственно на промплощадке БЦБК.

Руководитель Байкальского филиала ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса» Татьяна Кейко напомнила собравшимся, что после закрытия комбината в 2013 году было принято решение о рекультивации его отходов. Соответствующая проектная документация должна пройти стадию слушаний, а также экологическую и Главгосэкспертизу.

Генеральный директор ООО «ВЭБ Инжиниринг» Дмитрий Шейбе рассказал о задачах, которые с принятием федеральной целевой программы «Об охране озера Байкал» поставило перед ним правительство РФ. Основным кредитором БЦБК является «Внешэкономбанк», его структуре, «ВЭБ Инжиниринг», поручено курировать вопрос ликвидации отходов комбината.

– Вы прекрасно знаете, что в картах-шламоотстойниках содержится 6,2 млн тонн очень сложного по составу, назовем так, комплексного продукта. Состав каждой карты уникален. Поэтому мы решили, прежде всего, провести анализ всех возможных способов утилизации лигнина и шлам-лигнина. Для этого мы попросили химфак МГУ сделать анализ всех мировых методов рекультивации, которых более 40. В итоге нами было отобрано семь основных способов. А для более детального технико-экономического расчета и отработки узлов технологий мы выбрали немецкую компанию «Maico-Mannesmann». Она заинтересовала нас с точки зрения полифункциональности, опыта по утилизации разного рода отходов, – отметил Дмитрий Шейбе.

– Наша компания имеет опыт работы с различными промышленными отходами. В Германии у нас есть небольшое предприятие, которое перерабатывает приблизительно 20 тыс. тонн в год различных сложных отходов целлюлозно-бумажной, нефтедобывающей, газодобывающей промышленности, – сказал директор по стратегическому развитию «Maico-Mannesmann» Umwelttechnik GmbH» Захарий Карафизи.

По его словам, в ходе работы над проектом не удалось выбрать одну технологию, которая бы позволила решить все проблемные вопросы рекультивации, поэтому пришлось объединять самые лучшие. Связано это как раз с уникальным составом отходов комбината, где помимо шлам-лигнина содержатся золошлаки и много других примесей.

– В картах есть очень много чего: и камни, и блоки, и железо. Местные жители рассказывали, как в картах утопили даже трактор. Откачивать воду из накопителей планируется вакуумным насосом с фрезой, важно не нарушить дно карты, ведь никто сейчас не знает, как оно выглядит. Только при вскрытии карты это будет ясно. Инженерные изыскания показали только, что шлам там расположен слоями, – пояснил Захарий Карафизи.

Если вкратце, то суть предлагаемой технологии рекультивации такова: шламонакопители предполагается поделить на отсеки, откачать оттуда надшламовые воды, которые направят на очистные БЦБК. Оставшуюся в картах массу можно будет смешать с известью, золой, определенными добавками, они превратят отходы в монолитные блоки. По мнению авторов проекта, их можно будет захоронить на прежнем месте. Кстати, образцы монолитов представители немецкой компании привезли в специальных коробках. Эти искусственные минералы, по заверениям ученых из Германии, за 70–100 лет станут нейтральным для окружающей среды материалом, частью плодородного слоя.

У представителей различных иркутских институтов, контролирующих органов и бывших работников БЦБК эти планы вызывали много вопросов. Самым строгим экзаменатором разработчиков стал академик, руководитель Лимнологического института Сибирского отделения РАН Михаил Грачев. Он подверг критике тот факт, что ни научное сообщество, ни общественность так и не увидели весь проект, а только ОВОС. Представители «ВЭБ Инжиниринг» парировали тем, что по закону они это делать и не обязаны.

Сделав еще ряд резких замечаний, руководитель Лимнологического института покинул зал под аплодисменты собравшихся.

Байкальчане сейчас не без тревоги ожидают начала рекультивации. В городе распространяется информация о том, что при вскрытии отходов может произойти выброс газа, грозящий чрезвычайной ситуацией. Об этом на встрече говорила и депутат думы Байкальска Ольга Алексеева, которая около 20 лет проработала в экологической службе БЦБК:

– Проанализировав саму схему, я прихожу к выводу, что технология пригодна для обработки осадка очистки сточных вод. Я являюсь технологом очистных сооружений и смею так заявлять. А в картах лежит не осадок от очистки сточных вод, а лигнин, который содержит метилмеркаптан, сероводород и метан. В технологии обезвреживания этого осадка предполагается обработка озоном, на мой взгляд, при взаимодействии озона с метаном могут возникнуть даже взрывы.

Позднее, комментируя ситуацию журналистам, Дмитрий Шейбе заверил, что подобных инцидентов случиться не должно, и он дает гарантии на предлагаемые технологии. Также генеральный директор ООО «ВЭБ Инжиниринг» обещал учесть при дальнейшей работе все конструктивные замечания участников слушаний. Это касается и оценки рисков для здоровья населения Байкальска, и проведения расчетов того, каковы будут объемы сбросов в воду и атмосферу. И тут без помощи иркутской науки обойтись нельзя. В кулуарах ходили разговоры, что резкость наших ученых может быть связана с некими обидами на то, что при работе над проектом рекультивации (а объем его финансирования составляет 6,2 млрд рублей) «ВЭБ Инжиниринг» отказался от сотрудничества с ними.

Свое мнение на этот счет высказал председатель президиума Иркутского научного центра СО РАН, академик Игорь Бычков:

– Дело не в обиде. Наука предполагает открытость, предоставление всего объема информации для того, чтобы можно было провести соответствующие анализы предполагаемых технологий, подходов. Нужны формулы, методики, испытания, которые показывают уникальность предлагаемой технологии. Я бы предложил перед началом работ по рекультивации провести крупные испытания, возможно даже не на этих картах, а в закрытых условиях. Думаю, это предмет дальнейшего обсуждения, и при позитивном отношении, которое демонстрирует «ВЭБ Инжиниринг», этот важный, сложный проект, я думаю, получится реализовать.

Ранее тема рекультивации отходов БЦБК обсуждалась на заседаниях Общественных советов при правительстве Иркутской области и регионального управления Росприроднадзора, а также на созданных по их решениям рабочих группах. В их состав вошли разные эксперты от ученых до сотрудников прокуратуры. В результате они подготовили 34 официальных обращения в адрес разработчиков проекта.

– Обсуждение проекта общественностью проводится по настоянию правительства региона. На этих встречах в течение нескольких часов шли разборы полетов на самом высоком уровне. Очевидно, что сначала нужно провести рекультивацию на опытном участке. Необходимо и предусмотреть селевую защиту карт-накопителей, где будут проводиться работы по рекультивации. И еще одно обязательное условие – использование всех объектов на промышленной площадке БЦБК. Жители Байкальска должны получить при осуществлении проекта рабочие места, – подчеркнула заместитель губернатора Иркутской области Лариса Забродская.

Рабочая группа правительства осмотрела промышленную площадку БЦБК, вопросы вызвало состояние очистных сооружений, где погиб активный ил (он очищает сточные воды). Изношенное оборудование, необходимое для проведения рекультивации, требует серьезной модернизации. Как сказал Дмитрий Шейбе, на эти цели, а также на приведение в порядок водозабора, переработку накопленных ТБО, рекультивацию самой промплощадки комбината к уже заявленной сумме потребуются дополнительные средства – от 1,5 до 2 млрд рублей. Их также предполагается запросить в рамках ФЦП «Об охране озера Байкал». Соответствующие ТЭО должны быть готовы через месяц.

Что касается самой рекультивации, то разработчики проекта обещают в будущем вести ее тщательный экологический мониторинг. О том, что необходима полная открытость при реализации работ на картах, отмечалось многими участниками слушаний. Так, сопредседатель общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова на встрече предложила создать общественно-наблюдательный совет по рекультивации с обязательным представительством в нем жителей Байкальска.