24.03.2014 07:00
Рубрики
Власть
Теги
#ЗС
24.03.2014 07:00

Как повысить эффективность жилищного контроля

Практика проведения «муниципального часа» в рамках сессий ЗС сложилась недавно. На февральском часе обсуждалась проблема снабжения жителей области дровами, а темой мартовского стал муниципальный жилищный контроль.

Подключение органов местной власти к проведению жилищного контроля вызвано обилием жалоб жильцов многоквартирных домов на управляющие компании, с которыми не справляются 39 инспекторов областной службы государственного жилищного и строительного надзора. Но, как заметила начальник службы Маргарита Ли, муниципалитеты не спешат реализовывать свои права по жилищному контролю. Пока только в 137 муниципальных образований из 472 созданы органы такого контроля, способного не только урезонить управляющие компании, но и отстранить их от работы. И то половина из них появилось под давлением прокуратуры, требующей исполнения закона, принятого еще в конце 2012 года. А фактически к исполнению своих обязанностей приступило не более десятка муниципалитетов.

Наиболее успешно жилищный контроль поставлен в Иркутске. Как рассказал председатель думы города Иркутска Александр Ханхалаев,содержанием многоквартирных домов занимается 51 управляющая организация, 246 ТОСа (товариществ собственников жилья) и 62 ЖСК (жилищно-строительных кооператива).

В ходе проверок управляющих компаний выявлено 627 нарушений, по которым выданы предписания по их устранению. Основной массив нарушений составляют плохая уборка придомовых территорий, нарушение порядка содержания мест общего пользования, ошибки при начислении платы за коммунальные услуги.

В прошлом году на рассмотрение мировым судьям направлено 34 протокола об административных правонарушениях. В десяти случаях виновные в нарушениях юридические лица привлечены к административной ответственности и выплатили штраф в размере 57 тыс. рублей.

По мнению Александра Ханхалаева, более активно должны подключаться к проведению жилищного контроле ТОСы, число которых в последнее время все более возрастает. А первую скрипку, считает он, должны играть советы жильцов.

– Избрание в каждом доме совета жильцов – это первый шаг к эффективному управлению собственностью.

Тормозом в проведении жилищного контроля, считает председатель думы Иркутского района Александр Менг, является низкая пока еще квалификация работников администраций поселений.

– Может, было бы правильнее, – заявил он, – передать полномочия по жилищному контролю от поселений на районный уровень. В каждом нашем поселении насчитывается от силы два-три многоквартирных жилых дома. И держать лишних людей для проведения их контроля довольно накладно.

Еще один довод в пользу передачи полномочий на районный уровень – администрация района способна оказать более действенное влияние на работу управляющих компаний. Как правило, одна компания занимается содержанием домов сразу в нескольких поселениях. В случаях конфликта с администрацией одного из них она может хлопнуть дверью и отказаться от обслуживания. И попробуй найти другую компанию, которая бы согласилась обслуживать два-три дома. А с администрацией района свои амбиции не очень покажешь.

Как считает Маргарита Ли, во многих случаях органы муниципального жилищного контроля становятся лишь передаточной инстанцией, переправляя жалобы жильцов в службе государственного и строительного надзора.

Совершенно анекдотичный случай рассказал зам. областного прокурора Андрей Некрасов. Иркутянин обратился к специалистам жилищного контроля одного из округов по поводу течи в потолке, которую отказывается устранять управляющая компания. Полгода длилась проверка, дважды чиновники выезжали и осматривали дырку в потолке и, наконец, выдали бумагу, где рекомендовали жильцу обратиться в суд.

– Сначала мы буксуем на стадии создании нужного органа, потом – на стадии регламентаций его действий, а затем начинаем буксовать на стадии реализации его полномочий, – констатировал прокурор. – В итоге вместо ожидаемого позитива получаем негатив. Надо судить о работе органов жилищного контроля не по количеству составленных протоколов, а по количеству решенных проблем.

На одну весьма существенную организационная проблему обратил внимание депутат, гендиректор «Иркутскэнергосбыта» Сергей Бабкин. Если раньше при подготовке жилья к зимнему отопительному периоду создавались комиссии во главе с энергетиками, то сейчас они возглавляются работниками муниципалитетов. И хотя они рапортуют о 100-процентной готовности жилого фонда, на самом деле почти половина домов входит в зиму с неподготовленными тепловыми узлами.

В ходе обсуждения была поднята и еще одна проблема, касающаяся возбуждения дел об административном правонарушении. По нынешнему законодательству органы муниципального жилищного контроля не имеют права возбуждать такие дела. Они могут лишь провести проверку, составить акт и отправить его в областную службу государственного и строительного контроля. И лишь ей позволено возбуждать дела и направлять их на рассмотрение мировым судьям.

На всю эту переписку, как заметила Маргарита Ли, уходит масса времени. По ее мнению, необходимо поправить законодательство и дать возможность самим муниципальным органам жилищного контроля составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их с суды.

Об этом же говорила и председатель комитета по собственности и экономике ЗС Ольга Носенко. По ее инициативе депутаты приняли решение о направлении письма губернатору области с предложением об изменении законодательства с целью наделении должностных лиц органов муниципального жилищного контроля правом составления административных протоколов.

Завершая «муниципальный час», зампредседателя ЗС Сергей Брилка сказал:

– Жители должны почувствовать, что есть власть, которая способна разрешить проблемы, возникающие у населения.