11.12.2013 07:15
Рубрики
Общество
Теги
11.12.2013 07:15

Валерий Лукин: Мне не нужны властные полномочия

Ежегодно 10 декабря, начиная с 1950 года, по предложению Генеральной Ассамблеи ООН, в мире отмечается Международный день прав человека. В России рядом с этой датой стоит не менее важная – 12 декабря, день Конституции РФ. В нынешнем году основному закону страны, гарантирующему права и свободы российских граждан, исполняется 20 лет. О том, как обстоят дела с соблюдением прав человека в Приангарье, мы говорим с уполномоченным по правам человека в Иркутской области Валерием Лукиным.

– Валерий Алексеевич, не секрет, что проблема соблюдения прав и свобод человека в нашей стране, да и в Иркутской области – это проблема взаимодействия гражданина с органами госвласти и местного самоуправления. Как аппарат уполномоченного выстраивает отношения с властными структурами для решения вопросов, с которыми к вам обращаются, находите ли поддержку со стороны властей?

– Меня как уполномоченного по правам человека в Иркутской области волнуют вопросы взаимодействия не с органами власти, а с гражданами. Именно рассмотрению жалоб и обращений я и сотрудники моего аппарата уделяем основное внимание. Поскольку в соответствии с законодательством у меня нет властных полномочий, безусловно, использую возможность непосредственного контакта с руководителями министерств и ведомств для урегулирования возникающих вопросов. Решить, к сожалению, удается не все. Дело в том, что права граждан нарушаются по разным причинам, в том числе очень часто из-за недостатка финансовых средств: обязательства государства, продекларированные главным образом в федеральном законодательстве, на уровне региона оказываются материально не обеспечены. Однако это не может являться основанием для нарушения конституционных прав, и путь в этом случае один – судебное решение. Должен сказать, что проблема недофинансирования гособязательств – больной вопрос для всех российских регионов. Я обращался к уполномоченному по правам человека в РФ с предложением обозначить эту проблему в его годовом докладе. Данная тема затрагивалась и в августе 2012 года во время встречи региональных уполномоченных с президентом РФ Владимиром Путиным. Тогда, к сожалению, нам так и не удалось найти ответа на этот вопрос.

– Расскажите, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие с уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Владимиром Лукиным, были ли случаи, когда при его содействии решались проблемы соблюдения прав граждан в нашем регионе?

– Система работы уполномоченных по правам человека в нашей стране построена не по принципу вертикали, региональные уполномоченные самостоятельны в своей работе. Но, разумеется, взаимодействие необходимо, для этой цели создан координационный совет, на который мы собираемся не реже двух раз в год для обсуждения проблем общего характера. В то же время всегда есть возможность обратиться за консультацией или поддержкой к федеральному уполномоченному, это актуально в тех случаях, когда требуется вмешательство органов исполнительной власти федерального уровня. Так, мне доводилось обращаться к Владимиру Лукину за помощью в части устранения проблем, возникших при подготовке к затоплению территории ложа водохранилища Богучанской ГЭС. Уполномоченный взял мое обращение под личный контроль и направил документы в генеральную прокуратуру, благодаря чему правительству РФ был внесен ряд предписаний по устранению нарушений экологического законодательства.

– Сравниваете ли вы ситуацию с соблюдением прав человека в Иркутской области и в других регионах, существует ли система обмена информацией и опытом между региональными уполномоченными?

– Сложно сказать, насколько отличается ситуация в Иркутской области от ситуации в других регионах – знаю, что ключевые проблемы – общие для всех субъектов РФ. Региональные уполномоченные обмениваются друг с другом имеющейся информацией, опытом решения проблем, я обязательно знакомлюсь со всеми годовыми докладами коллег, и то, что считаю эффективным, стремлюсь внедрить в своей работе. В октябре я принял участие в семинаре в Нижнем Новгороде, где рассматривались, в частности, вопросы соблюдения прав граждан, находящихся в местах лишения свободы. Был представлен обширный и полезный опыт такой работы, и некоторые элементы мы обязательно будем использовать.

– Каковы критерии оценки эффективности вашей работы?

– Считаю, что такую оценку должны давать граждане. Формально мы находимся вне контроля, не зависим от органов госвласти, местного самоуправления, должностных лиц. Обратной стороной этой независимости является отсутствие властных полномочий, о котором я говорил. Но считаю, что такие полномочия мне не нужны. Я должен достигать результата силой убеждения, используя свои знания, репутацию и опыт. В тех случаях, когда мои предложения не находят поддержки у членов правительства или депутатов Законодательного Собрания, я делаю один вывод – не смог убедить, других виноватых не ищу. И если говорить о контроле эффективности работы – это внутренний, самый строгий контроль, который есть в каждом из сотрудников аппарата. Мы все понимаем, что делаем то, чего никто, кроме нас, не сделает.

– Правда ли, что к вам довольно просто попасть на прием, и вы всегда открыты для консультаций?

–У меня существует график приема граждан по предварительной записи. Мои помощники так планируют эту работу, чтобы на рассмотрение любого вопроса отводилось не менее получаса, и беседа проходила без спешки. Ведь очень важно выслушать человека, который пришел со своей бедой. Люди обращаются ко мне, уже пройдя круг бюрократического ада, как в последнюю инстанцию, с надеждой. В некоторых случаях я веду прием и вне установленного графика. Кроме того, всегда есть возможность получить консультацию работников аппарата – высококвалифицированных юристов, готовых дать исчерпывающую информацию. Но подчеркну, что жалобы мы рассматриваем только в письменном виде и только после того, как гражданин получил отказ от органов власти, которые по закону обязаны обеспечивать соблюдение тех или иных прав. Если человек не знает, куда ему обратиться, мы консультируем, помогаем с составлением запросов. Отдельной строкой стоят жалобы на действия судов. Их довольно много, и здесь наши полномочия ограничены, но если есть возможность обжаловать решение в суде высшей инстанции, мы обеспечиваем и такую помощь.

– Отмечаете ли вы снижение или увеличение количества обращений, изменение структуры жалоб? И хватает ли времени и ресурсов у вас и сотрудников вашего аппарата на их обработку?

– Число обращений растет. С одной стороны, это означает, что ситуация с соблюдением прав граждан в регионе не улучшается, а с другой стороны, говорит о росте доверия к институту уполномоченного и о том, что жители региона все чаще готовы отстаивать свои права. И я с удовлетворением отмечаю, что в связи с увеличением нагрузки и количества обращений губернатор и депутаты Законодательного Собрания нашли возможность укрепить штат аппарата. Структура жалоб также не меняется, проблематика стабильная. На первом месте – почти 30% от общего объема – обращения по вопросам нарушения прав граждан в области жилищного законодательства и оказания жилищно-коммунальных услуг. Вторая по остроте проблема, с которой связано около 16% жалоб – нарушение прав лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Еще примерно по 10% обращений вызваны нарушением трудовых прав и прав на социальное обеспечение, в том числе пенсионное. По наиболее острым вопросам мы готовим специальные доклады, в частности, в настоящее время речь идет об изучении проблемы соблюдения прав граждан, содержащихся в местах лишения свободы и в психоневрологических диспансерах области. Обращений по этому поводу поступает очень много. Что касается времени – его всегда не хватает. Но ни одно обращение, тем не менее, не остается без должного внимания.

– Валерий Алексеевич, если говорить об итогах работы в 2013 году, чем вы удовлетворены и что, на ваш взгляд, потребует повышенного внимания и приложения дополнительных сил?

– Занимаясь общественной и правозащитной деятельностью много лет, могу сказать, что всегда остаюсь недоволен результатами работы. На мой взгляд, когда человек полностью удовлетворен своей деятельностью, его нужно либо продвигать на более высокую должность, либо снимать. В качестве положительных результатов хотел бы отметить работу по проблемам граждан, выезжающих из зоны затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС. Жалоб было очень много, анализируя их, нам удалось многие вопросы снять путем внесения изменений в региональный закон, регулирующий меры поддержки выезжающих с этой территории. В течение срока действия закона изменения в него вносились семь раз, не без нашего участия. Хотя проблемы все еще остаются. В течение 2013 года удалось решить вопросы ряда граждан с ограниченными возможностями в части предоставления им жилья. Удалось добиться соблюдения права на присвоение звания «Ветеран труда» более чем десятку заслуженных тружеников нашего региона. Словом, удалось многое, но, к сожалению, многое и не получилось, поэтому удовлетворения нет. Есть планы на дальнейшую работу.

– Какие задачи вы сейчас определяете для себя как ключевые?

– Убежден, что в Иркутской области нужно выстроить систему правового просвещения. Это непростой процесс. Есть граждане, которые не знают своих прав, и те, кто не хочет их знать. В правовом государстве такой ситуации быть не должно. Думаю, что найду союзников в этом вопросе в областном правительстве, поскольку здесь необходимы и решения на уровне регионального законодательства. Полагаю, что необходима разработка региональной целевой программы по обеспечению правовой грамотности и правовой культуры, начиная с детского сада, школы. При этом речь идет о том, чтобы гражданин знал не только свои права, но и обязанности.

Еще одна важная задача: обеспечить участие гражданского общества, которое у нас формируется, в обсуждении принимаемых на региональном уровне правовых актов. Мы должны выстроить систему, в которой органы государственной власти предлагают законопроекты для обсуждения общественности и получают эффективную обратную связь. Возможно, стоит начать с Общественной палаты, которая призвана обеспечивать контакт власти с обществом. Эта же функция лежит и на депутатах ЗС. Поэтому образования каких-либо дополнительных структур не требуется, и я надеюсь, что будет принят правовой акт, определяющий порядок представления законопроектов для общественного обсуждения, без которого они не должны вноситься в Заксобрание. Этот вопрос мы не раз обсуждали с губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко. Уверен, что когда граждане начнут участвовать в разработке правовых актов, они будут принимать активное участие и в их воплощении в жизнь.

– Валерий Алексеевич, вас знают как человека, всегда открыто высказывающего свою точку зрения. Означает ли это, что порой вы находитесь в оппозиции к органам власти?

– Я себя оцениваю не как оппозиционера, а как эксперта, жизненный опыт и знания мне это позволяют. Мое мнение не является истиной в последней инстанции, я далек от этой мысли. Со мной могут соглашаться или нет, но если я вижу значимость проблемы, свою позицию озвучиваю всегда. Я слишком дорожу своим временем, чтобы служить массовкой на различных заседаниях органов власти.

– С чего вы планируете начать работу в следующем году?

– Нам предстоит большая аналитическая работа по подготовке годового доклада, который в марте будет представлен губернатору Иркутской области, депутатам Законодательного Собрания, направлен в областной суд и областную прокуратуру. Подчеркну, что в рамках доклада мы не только выявляем существующие проблемы, но и даем предложения по их устранению. Поэтому, разумеется, я ожидаю положительной реакции органов госвласти на этот документ: такая обязанность предусмотрена региональным законодательством. Также надеюсь на принятие федерального закона об общих принципах организации деятельности уполномоченных в РФ. Сейчас наши полномочия в разных субъектах различаются, хотя права и свободы гражданина едины на всей территории страны. В этом законе необходимо закрепить возможность региональному уполномоченному обращаться в суды для защиты прав граждан. Такая функция есть у уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и у уполномоченного по правам предпринимателей в нашем регионе. Если это право будет предоставлено уполномоченным по правам человека в субъектах Федерации, мы получим возможность идти напрямую в суд, что станет реальным инструментом для повышения эффективности нашей работы.