Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

Строительной отрасли не хватает специалистов

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Что могут предложить образовательные учреждения вчерашним школьникам, избравшим профессию строителя? Чего не хватает специалистам, пришедшим на строительные площадки? Проблема подготовки рабочих кадров для стройотрасли стала одной из главных тем работы президиума Союза строителей Иркутской области.

Необходимый объем жилья может вводиться только при соответствующем количественном, и в первую очередь качественном обеспечении строительной отрасли кадровыми ресурсами, говорили строители. По словам экспертов, сегодня в России практически отсутствует полноценная система непрерывного строительного профессионального образования, и, как следствие, не все благополучно с инновационностью, производительностью труда отечественной строительной сферы. Система формирования кадров в отрасли не способна удовлетворить потребности заказчика, отмечалось в выступлениях.

– Практика показывает, что усилия государства по восстановлению и модернизации системы высшего и специального образования недостаточны. Это касается и подготовки кадров для строительной отрасли. Если ситуацию не исправить, мы вообще рискуем остаться без специалистов, – заявил президент регионального Союза строителей Юрий Шкуропат.

– Переход к образовательным стандартам нового поколения застал нас врасплох, – признался председатель правления НП «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона» Сергей Брилка.

Его поддержал руководитель секции «Подготовка кадров», профессор НИ ИрГТУ Виктор Чупин. Он отметил, что происходит обезличивание профессии строителя:

– Образовательные госстандарты претерпели значительные изменения. Многие вузы оказались к ним не готовы, и это совпало с демографической ямой, уменьшением набора студентов. Мы учили студентов по девяти специальностям, а сегодня понятие «специальность» исчезает, есть только направления строительства. Мы перешли к подготовке для отрасли магистров, но это штучный товар, их всегда будет недостаточно.

При нынешней системе на подготовку специалиста, обладающего какими-либо новыми знаниями с учетом внедрения новых стандартов и прохождения самого процесса обучения, уйдет примерно восемь лет. Эксперт подчеркнул, что сегодня наблюдается некий разрыв между потребностями строительной отрасли и способностями образовательных учреждений. Студентам необходима адаптация к производству, поэтому с учетом пожеланий работодателей план учебного процесса может быть скорректирован.

– Одной теории для подготовки строителей недостаточно. Считаю, что правильно будет большую часть дисциплин и блоков согласовать с работодателями. Пусть строители сами скажут, чему важно учить студента. Нам необходимо совместно работать над образовательными стандартами для подготовки кадров. Современное строительство – процесс динамичный, требующий обновления знаний специалистов каждые три – пять лет.

Каждый инженер-строитель должен помнить: быть востребованным в любых социально-экономических условиях это значит постоянно чему-то учиться, – резюмировал профессор.

Коллегу поддержал директор Сибирского государственного межрегионального колледжа строительства и предпринимательства Юрий Корнеев:

– Не только академические знания нужны в строительстве. Средние специальные учебные заведения – непосредственные поставщики кадров строительной отрасли. Мы готовим рабочие специальности, востребованные рынком, например, специалистов по глубокой переработке древесины. Но поддержка федерального и областного бюджетов при этом незначительна, – сообщил Юрий Корнеев.

Когда внедряются новые технологии строительства и производства строительных материалов, возникает необходимость в подготовке кадров, отвечающих потребностям отрасли на новом этапе ее развития. В то время как работодатели жалуются на отсутствие профессиональных кадров, преподаватели сетуют на слабую связь производства и вузов.

– У нас наблюдается серьезный разрыв между обучением студентов и практикой.

Необходимо, чтобы среди преподавателей строительных дисциплин были строители-практики, – уверен Сергей Брилка. – Выпускников приходится доучивать непосредственно на стройплощадке. Инженеры порой не знают, как выписывать наряды, составлять графики производства работ.

Необходим целый комплекс мер, направленных на решение озвученных проблем строительного комплекса. Юрий Шкуропат подчеркнул, что со стороны областного правительства начался системный подход к решению проблем отрасли. Но при этом члены президиума дали невысокую оценку исполнению областной программы по кадровому обеспечению строительства в регионе за 2011–2015 годы. Кадровые вопросы члены президиума намерены поставить и решать совместно с профильными министерствами областного правительства и депутатами регионального парламента.

Другие материалы
Реклама от YouDo