Старый ангарский мост

Старый ангарский мост – это надежда людей и огромнейшая мечта целых поколений: первый проект моста был сделан еще в 1914 году, а попытки воплотить его в жизнь начались с 1921 года. Строителям удалось возвести опоры в русле дикой и своенравной реки Ангары. Соединение правого и левого берега значительно облегчило жизнь горожан.

Анатолий Ткач, директор МУП «Служба эксплуатации мостов города Иркутска»

Старому ангарскому мосту в ноябре 2011 года исполнится 75 лет. 80-метровый пролет мостового перехода, построенного в 1936 году, стал самым крупным на территории всего Советского Союза. До сих пор этот железобетонный переход является одной из главнейших дорожных артерий города, связывающей левый и правый берега Ангары.

В 1891 году в Иркутске был сооружен первый понтонный мост через Ангару. В это время в город приехал цесаревич Николай, который стал последним императором России.

В начале XX века в столице Восточной Сибири было уже две понтонные переправы. Однако решить городские транспортные проблемы они все равно не могли. Постепенно назревала необходимость строительства железобетонного моста.

Авторами проекта стали инженер П.Н. Поликарпов и архитектор И.А. Француз. Деньги на возведение моста собирали иркутяне. После утверждения проекта началось государственное финансирование строительства.

Старт работ пришелся на первое десятилетие недавно образованного СССР. Мост сооружали в трудных условиях: Ангара в этом месте была довольно глубокой, течение реки – быстрым. Для строительства моста со всей страны стали прибывать различные специалисты. Горожане не остались в стороне: многие из них после работы шли на стройку добровольными помощниками. Помогали даже те, у кого не было специальных навыков: убирали территорию, разгружали гравий, песок. Строительство шло круглосуточно без перерывов. Кстати, своеобразную помощь оказывали и деятели культуры. Например, музыканты из филармонии часто исполняли для строителей различные композиции.

Первые годы строительство велось вяло: не хватало материальных ресурсов, кадров, в разработке проектной документации были частые перебои. До 1935 года силами городских специалистов были возведены лишь опоры. В 1935 году был создан «Мосттрест» – первая и на тот момент единственная организация Советского Союза, строящая переправы. Специалисты этой организации прибыли в Иркутск, чтобы помочь со строительством. Тогда темпы работ значительно ускорились, помогло и то, что улучшилось материальное и финансовое обеспечение.

Начальником строительства в этот период был назначен Н.А. Холин, главным инженером – Э.И. Краснопольский. Руководители подразделений начали организовывать обучение крестьян строительным профессиям. Численность строителей временами превышала 1,3 тыс. человек. В то время на улице 2-й Железнодорожной возник целый городок строителей с клубом, магазинами.

Активно стала применяться строительная техника: подъемники, бетономешалки, компрессоры, электрогенераторы. Из окрестностей поселка Маритуй привозили гранит, которым облицовывали опоры моста, гравий и песок доставляли с берега Иркута.

Мост опирался на пять речных и 32 береговые опоры. Его общая длина составила 1245 м. Длина центральных пролетов – 80 метров, крайних – 70. Кроме арочной части в комплекс сооружений моста входит путепровод через железнодорожные рельсы, две эстакады и четыре съезда.

Железобетонная переправа была рассчитана на четырехполосное движение: предполагалось курсирование трамваев и пешеходный переход. Была на мосту и узкоколейка, по которой могли двигаться железнодорожные платформы весом 80 тонн.

Ангарский мост представлял собой не только уникальное техническое, но и архитектурное сооружение. Сочетание полукруглых арок с отходящими от них вертикальными пилястрами и гранями придавало конструкции моста определенную легкость и стройность. На двух крайних речных опорах строители оставили четыре пилона, который планировалось завершить скульптурами. Однако фигуры так и не были созданы.

В 1979 году, когда город необходимо было обеспечить энергией Иркутской ТЭЦ, по конструкциям моста проложили теплотрассу. Так на каждый погонный метр моста появилась дополнительная нагрузка в две тонны. В 1995 году узкоколейку на мосту демонтировали. В это же время были отремонтированы трамвайные пути.

За все время своего существования мост ни разу капитально не ремонтировали. В основном, раз в десять лет восстанавливали трамвайные пути и заменяли асфальт.

Другие материалы