НПК «Спирит»: санкции не мешают, а помогают

erid: 4CQwVszH9pSaq51CJma

Иркутская компания «Спирит» производит уникальное оборудование, способное по максимуму извлекать полезные ископаемые из породы с минимальными затратами. Обогатительные установки и комплексы, винтовые сепараторы, скруббер-бутары, гидроциклоны, грохоты и другое оборудование пользуются большим спросом среди добывающих предприятий не только страны, но и зарубежья. Об инновационных разработках компании, крупных проектах и планах рассказал директор по технологиям и инновациям НПК «Спирит» Евгений Прокопьев.

 

? Евгений Сергеевич, с начала специальной военной операции были введены санкции в отношении различных секторов экономики России. Ограничения сказались на развитии компании «Спирит»?

– На наш бизнес санкции повлияли скорее положительно, чем отрицательно. Они стали импульсом для развития производства, и главное – на наши технологии и оборудование есть спрос. Компаний, которые выпускают винтовые сепараторы для обогащения твердых полезных ископаемых, не так уж и много в мире. До начала спецоперации оборудование и технологии, которые применялись на крупных российских комбинатах, были по большей части иностранные – из Австралии, Великобритании, Канады… Технологии и оборудование из недружественных стран уходят с рынка, соответственно, горнодобывающим компаниям приходится искать альтернативу в России. В итоге мы стали получать больше заказов, производство расширяется.

 

? Как изменилась ситуация с выходом на зарубежные рынки?

– Мы сотрудничаем в основном с Казахстаном, Монголией, частично – со странами Африканского континента, где уже работают российские компании вроде «Росгеологии». Мы видим большой интерес недропользователей к нашим технологиям повторной переработки техногенного сырья – отвалов обогащения железных, хромитовых, оловянных и вольфрамовых руд, рудного и россыпного золота. Заказчики из дальнего зарубежья, например, из Австралии, Северной Америки – как не покупали наше оборудование, так и не будут покупать. Здесь все стабильно.

 

? Правда, что винтовые сепараторы и прочие агрегаты компании «Спирит» превосходят по качеству зарубежные аналоги?

– Можно сказать, что по сравнению с австралийскими винтовыми аппаратами сепараторами фирмы Mineral Technologies мы получаем более качественные концентраты – титановые. Совместно с представителями заказчиков проводятся сравнительные испытания. И сейчас, к примеру, горно-обогатительный комбинат «Ильменит» в Томской области, который вошел в контур управления Госкорпорации «Росатом», приобретает новую партию нашего оборудования, потому что оно работает по извлечению титановых минералов лучше, чем австралийское.

 

? Расскажите о наиболее значимых проектах, которые вы сейчас реализуете.

– В настоящее время проводим технологические исследования практически всех твердых полезных ископаемых, разрабатываем и внедряем в добывающую промышленность технологии обогащения различного минерального сырья, производим обогатительное оборудование. Среди крупных проектов – сотрудничество с ГОК «Ильменит», Яковлевским ГОКом в Белгородской области (это предприятие добывает железную руду).

Есть крупные «угольные» проекты по переработке хвостов угольных обогатительных фабрик с целью получения товарного угольного концентрата. С прошлого года мы выступили индустриальным партнером по реализации научно-технической программы полного инновационного цикла «Чистый уголь – зеленый Кузбасс». Деятельность по переработке отходов углеобогащения коснется не только Кузбасса, но и Иркутской области, речь идет о Касьяновской обогатительной фабрике. Из угольных отвалов Черемховского района можно извлечь до 30% качественного угля.

Есть интересные проекты по добыче золота в Якутии (ПАО «Селигдар»), в Забайкалье («Ксеньевский прииск», «Прииск УстьКара») и другие. «Спирит» разработал технологию его извлечения, в частности, мы производим уникальное оборудование, которое позволяет добывать из золотоносной руды мельчайшие частицы драгоценного металла.

 

? Горнодобывающие предприятия готовы к инновациям, которые вы внедряете?

– Единой позиции нет. Бывает, что собственник компании хочет что-то новое внедрить, а менеджеры консервативны, из-за этого процесс тормозится. Иногда, наоборот, с топменеджером, главным инженером, обогатителем есть хороший контакт, проработан план внедрения, но буксуют на уровне управляющей компании, на уровне финансистов. На каждом предприятии по-разному, но в целом движение идет вперед. Как правило, компании, у которых заканчивается ресурсная база, металлы или минералы находятся в забалансовых запасах или в техногенных отвалах, а новых месторождений мало, активно внедряют новые технологии. Компании, у которых хорошие запасы, далеко не всегда готовы применять новые технологии.

 

? С каждым годом проблема дефицита качественных месторождений все острее. Как решить этот вопрос?

– Месторождений действительно все меньше и меньше. Если говорить, к примеру, о золоте – все больше так называемых упорных руд, из которых золото не может быть извлечено с помощью традиционных технологий. По самым скромным подсчетам, на золотоносных месторождениях Иркутской области в хвостах россыпного золота лежит 500 тонн драгметалла. «Спирит» давно разработал технологию его извлечения – технологии, которые позволяют недропользователям не только легкообратимое золото добывать, но еще и в виде концентратов. Один из этапов – переработка концентратов на установках гидрометаллургии.

 

? На ваш взгляд, какие сегодня актуальные проблемы в горнодобывающей отрасли?

– Для нас как для работодателей основная проблема – кадры. Очень трудно найти квалифицированных, адекватных, мотивированных специалистов, которых можно привлекать к тем или иным работам. Абитуриенты редко поступают на горно-геологические специальности, но даже если и получают соответствующее образование, после окончания университета разъезжаются по всей стране, в основном по вахтам. Вахты всасывают наших выпускников, как пылесос. Обещают платить по 500 тысяч рублей в месяц, но в действительности такие суммы работники видят далеко не всегда. В прикладную науку по этому направлению тоже мало ребят идет. Видимо, быть горняком, металлургом, обогатителем непрестижно. Я считаю, ребятам просто мало рассказывают об этой профессии.

 

? Какие направления в развитии компании вы видите наиболее перспективными?

– Бесцианидное растворение золота – новое направление, которое нам интересно. Из получаемых гравитационных концентратов получать золото в продуктивный раствор при помощи бесцианидных растворителей. В контексте ужесточения различных экологических требований это очень актуально.

 


Генеральный директор ООО НПК «Спирит» Прокопьев Сергей Амперович

 

 

Реклама. ООО «Спирит»