Иркутский трамвай: путь в три четверти века

erid: 4CQwVszH9pSXMa3oq7k
Если спросить иркутян, что они считают символом города, многие после 130-го квартала назовут трамвай – первый общественный транспорт столицы Восточной Сибири. И это неудивительно. Трамвай в Иркутске – больше чем транспортное средство. За 75 лет он стал привычным спутником иркутян, украшением современного города.

 

От первого истока

Решение о трамвайном движении в Иркутске приняли через две недели после Победы – 23 мая 1945 года, когда Совнарком утвердил заказ, выделив 9 млн рублей. Первые пути планировали построить на улице Депутатской, а запустить трамвай в ноябре 1946 года. Но это оказалось не под силу – страна была ослаблена войной. В первый рейс вагон отравился 3 августа 1947 года по маршруту № 1 «Центральный рынок – железнодорожный вокзал» протяженностью 4,5 км. Эта дата и считается днем рождения иркутского трамвая. Первые трамвайные пути строили работники предприятий города, а также японские военнопленные. Право открыть движение и перевозку пассажиров предоставили участникам Великой Отечественной войны Ивану Леонтьевичу Звонкину, Елене Павловне Карбовской и Марии Антоновне Поповой.

 

 

В соответствии с проектом по городу от вокзала до трамвайного парка должны были курсировать 15 трамвайных поездов в составе 15 моторных и 15 прицепных вагонов. Интервалы между поездами должны были равняться пяти минутам, а эксплуатационная скорость – 15 км в час. На деле вышло скромнее, что, впрочем, не сказалось на пассажиропотоке.

На линии работало четыре красно-зеленых вагона марки МТБ, подаренных ленинградскими рабочими. За первый год трамваи перевезли 2,5 млн пассажиров, кстати, бесплатно. К декабрю 1947 года закончили строительство пути на участке «Трамвайный парк – железнодорожный вокзал» протяженностью 8 км, а в 1950 году завершили строительство ветки на маршруте № 2 «Трампарк – железнодорожный вокзал». Сегодня в Иркутске действует семь трамвайных маршрутов протяженностью 51 км и 100 остановочных пунктов. На рейсы ежедневно выходят 44 трамвайных вагона, за год они перевозят более 15 млн пассажиров.

 

Без трамвая – никуда

Выступая на площадке Государственной Думы РФ, мэр Иркутска Руслан Болотов указал на необходимость комплексного подхода: разработки программы по развитию электрического транспорта в городах. Председатель нижней палаты Федерального собрания Вячеслав Володин дал поручение о проработке вопроса министру транспорта Виталию Савельеву и главе ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» Евгению Дитриху.

В областном центре для развития электротранспорта разработан план, включающий обновление автопарка, ремонт инфраструктуры.

В перспективе на улицах Ленина и Степана Разина в Иркутске заменят около двух километров путей на малошумные. Город включен в программу «Чистый воздух», благодаря которой может появиться современный подвижной состав. Однако пока все хозяйство поддерживается «на плаву» силами самого предприятия.

Профессионализм, энтузиазм, умение найти решение в сложных экономических условиях – так можно охарактеризовать работу сотрудников «Иркутскгорэлектротранса».

 

 

– Мы делаем все для того, чтобы привести в порядок пути, контактные сети и подвижной состав, – утверждает директор МУП «Иркутскгортранс» Сергей Майок. – Начинаем, например, возрождать капитальный ремонт вагонов. Для этого создали группу специалистов, которая займется капитальным ремонтом старых вагонов в соответствии с существующими нормами, применяя инновационные технические решения и материалы отделки. По комплектующим и запасным частям напрямую работаем с заводами-изготовителями.

Руководитель также рассказал, что на следующий год запланирован ремонт трамвайных путей улицы Терешковой, в 2024-м – на Глазковском мосту. За счет средств «Иркутскгортранса» подвижной состав оснащается современной системой тягового привода на IGBT-транзисторах, что позволяет существенно экономить потребляемую электроэнергию. Модернизируются тяговые подстанции, масляные силовые трансформаторы меняют на сухие. Взамен устаревших катодных автоматов устанавливаются новые надежные и экономичные. Начаты работы по монтажу современных кремниевых выпрямителей марки В-ТПЕД-1000.

Немаловажно, что все работы выполняют сотрудники предприятия «Иркутскгортранс». Благодаря их умелым рукам, например, воссоздан, отреставрирован и оформлен в стиле «ретро» исторический трамвайный вагон, который можно не только заказать для экскурсии по Иркутску, но и отметить любое торжество. Переведена в единую автоматизированную систему управления работа тяговых подстанций. Еще в числе их изобретений – технология проточки поверхности бандажа колесной пары.

 

Продолжение следует

Стоит ли удивляться, что утверждение «главное богатство предприятия – люди» для «Иркутскгортранс» – не просто расхожая фраза.

– Мы очень дорожим своими сотрудниками, стараемся создавать комфортные условия труда, чтобы сохранить дружный коллектив, – соглашается Сергей Майок. – Изыскиваем возможности, как увеличить зарплату, поощряя за ответственное отношение к работе.

Многие трудятся здесь, начиная со студенческих лет. Заместитель директора по техническим вопросам Олег Лаповок, например, проходил на предприятии практику, когда учился в иркутском политехническом институте на специальности «Городской электрический транспорт», а защитив диплом, пришел работать постоянно. Молодыми специалистами трудоустроились в «Иркутскгортранс» Александр Калягин, сегодня старший мастер участка, Ирина Высотюк, ведущий инженер, Андрей Поляков, слесарь-электрик, Алена Коробейник, начальник службы движения. Есть на предприятии и трудовые династии: Пинчуковы, Вороновы, Седельниковы, Петрушины, Довыденко…

Сергей Майок уверен: важно не только сохранять коллектив, но и приглашать новых сотрудников. Предприятие заключило договоры с шестью учебными учреждениями о прохождении их студентами практики на базе предприятия. «Иркутскгортранс» участвует в разработке программ, направленных на подготовку специалистов по рабочим специальностям для предприятия. Обучение будет проходить в том числе и на базе имеющегося на «Иркутскгортранс» учебно-консультативного пункта, где сейчас обучают водителей трамвая и троллейбуса.

В этом году МУП «Иркутскгортранс» присоединился к нацпроекту «Производительность труда». По мнению руководства, это даст возможность снизить затраты и улучшить техобслуживание подвижного состава.

– Наметившийся в нулевых кризис преодолевается, история иркутского трамвая продолжается, – заключает Сергей Майок. – Не сомневаюсь, он будет радовать еще многие поколения сибиряков. Иркутский трамвай – важная часть культуры и городской среды.

Реклама. МУП «Иркутскгортранс»