Наставничество должно стать системой

Наставник нужен каждому – выпускнику соцучреждения, абитуриенту, молодому специалисту. О возрождении института наставничества, его развитии и лучших практиках говорили за круглым столом депутаты Заксобрания, члены правительства региона и общественники.

 

Гарант успеха

Наставничество массово развивалось в 1950-х годах. Люди старшего поколения прекрасно помнят шефство опытных передовиков над молодыми специалистами. Раньше даже вручали нагрудный знак за успешную наставническую деятельность.

– В советское время наставники были в школе, в вузе, на производстве. Практика доказала преимущества этого вида деятельности, – подчеркнул председатель Законодательного Собрания Александр Ведерников. – Сегодня этот институт возрождается, проникает в экономику, социальную сферу, потому что поддерживать молодых специалистов, формировать у них правильное отношение к профессии, работе в коллективе – гарант успеха любой организации или компании. Множество государственных, общественных, частных бизнес- и управленческих проектов реализуются с использованием наставничества.

 

 

Спикер напомнил, что в марте 2021 года в Иркутской области было заключено трехстороннее соглашение между правительством, Иркутским областным объединением организаций профсоюзов и региональным объединением работодателей «Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей» по регулированию социально-трудовых отношений на 2021–2023 годы. Согласно документу, работодатель развивает институт наставничества, включает в коллективные договоры обязательства по профессиональному обучению и дополнительному образованию работников.

Во всех подразделениях исполнительной и законодательной власти в Приангарье, а также на уровне органов местного самоуправления утверждены положения об организации наставничества. На слуху и проекты некоммерческих организаций.

 

Лучшие практики

О планах по развитию наставничества в Иркутской области рассказала замминистра образования Елена Апанович. По ее словам, сегодня в регионе 10% учащихся школ и учреждений допобразования, столько же педагогических работников и молодых специалистов вовлечено в систему наставничества. Кроме того, 2% школ разрабатывают авторские модели наставничества.

– Федеральный проект «Современная школа» содержит важный целевой показатель, согласно которому до конца 2024 года не менее 70% обучающихся школ должны быть вовлечены в различные формы наставничества, – уточнила замминистра.

По итогам мониторинга 2020 года в регионе реализуется 165 программ наставничества, существует 108 моделей этого направления в образовательных организациях. Опыт молодых педагогов и руководителей тиражируется через региональные конкурсы. Лучшие практики наставничества демонстрируют химико-технологический техникум Саянска и иркутский техникум транспорта и строительства.

 

Старший товарищ и помощник

Несколько под другим углом система наставничества воспринимается в социальных учреждениях. Специалист министерства социального развития, опеки и попечительства Юлия Василькова рассказала, что в учреждениях для детей работают по трем направлениям: организация наставничества для воспитанников, работа в трудных семьях, сопровождение детей по принципу старший наставляет младшего. Удалось сформировать около 100 пар воспитанник-наставник, 41 пару выпускник-наставник. Более 400 воспитанников участвуют в соответствующих проектах. И здесь очевиден заметный рост – в прошлом году их было чуть более 200.

С такими же ребятами работают специалисты благотворительного фонда «Дети Байкала». Его исполнительный директор Гульнара Гарифулина рассказала о реализации сразу двух проектов – «Наставник» и «Наставник-профессионал».

Первый предполагает индивидуальное сопровождение детей-сирот от 12 лет и старше. Как правило, ребят в таком возрасте уже редко забирают в семьи, а многие дети уже и сами этого не хотят. Таким образом, удалось сформировать 53 пары наставник-подопечный.

Среди желающих наставлять существует жесткий отбор: из десяти анкет одобряется лишь одна. Отсев составляет 90%, и это правильно, ведь главное правило проекта – безопасность и ответственность.

Взрослый, которого одобрили фонд и специалисты учреждения, где живет ребенок, еженедельно видится с подопечным ребенком, общается с ним через интернет, созванивается, участвует в совместных с фондом мероприятиях, помогает ребенку решить бытовые вопросы, принять правильное решение в той или иной ситуации.

Проект «Наставник-профессионал» предполагает бесплатное обучение выпускников учреждений профессии и помощь в трудоустройстве.

Немаловажный аспект – психологическая совместимость опытного специалиста и подопечного. Об особенностях общения людей разных взглядов и поколений рассказал психолог-консультант Михаил Некрасов. К проблемам взаимопонимания он отнес языковые барьеры и разные ценности. По его мнению, авторитетов в жизни молодых людей предостаточно. Для поколения, живущего в интернете, такими авторитетными лицами могут стать блогеры, стримеры.

– Наставник сегодня должен захватить внимание молодых людей за первые 15 секунд общения. Если этого сделать не удалось, детям вы неинтересны со всеми вашими ценностями, – считает он.

Если интерес возник, необходимо выстроить диалог. И здесь основное преимущество специалиста – его профессиональный опыт, который молодежью признается. Личностный же опыт молодежи может быть при этом куда богаче, чем опыт его воспитателя.

 

Нужна школа наставников

Вице-спикер ЗС Лариса Егорова обратила внимание на весомую роль общественных организации при развитии данного направления:

– Общественников нужно поддерживать и совместно с ними делать все возможное, чтобы дети, которые нуждаются в помощи, ее получили.

В дальнейшем опыт наставничества будет изучаться. Парламентарии планируют ознакомиться с практикой законодательного регулирования вопросов этого направления в разных регионах. А также разработать соответствующий проект регионального закона. Правительству области рекомендовано вести мониторинг развития данной системы в Приангарье, утвердить региональную целевую модель наставничества. Также будет проработан вопрос создания в регионе совета и школы наставников. А представители общественных организаций, которым близко это направление, возможно, пройдут соответствующее обучение.