Что школьные психологи советуют родителям?

Правило трех «П»

Случайно оброненные ребенком тревожные фразы, резкое снижение успеваемости, царапины и порезы на теле говорят о самоповреждающем поведении. Чем опасно такое состояние для подростков, говорили психологи одной из иркутских школ на онлайн-собрании с родителями.

 

Самоповреждающее поведение

В какой именно момент милый первоклассник, который рассказывал маме с папой обо всех мелочах в своей жизни, превращается в мрачного замкнутого подростка, никто не знает.

Взросление маленького человека происходит постепенно. Он психологически отделяется от родителей, начинает строить свои планы на жизнь, но на этом пути у него возникает множество проблем и вопросов.

Чтобы заглушить внутреннюю боль, подросток часто проявляют аутоагрессию. Она опаснее просто агрессивного поведения, так как направлена внутрь человека. Психологи говорят: если не обращать внимание на состояние ребенка, самоповреждающее поведение может перерасти в саморазрушающее.

– Если ваш ребенок обкусывает ногти, выдергивает волосы и, возможно, даже пытается их есть, щипает, царапает кожу, расчесывает раны, родимые пятна, делает порезы острыми предметами, ударяется кулаком и головой об инородные предметы, если на коже вы наблюдаете следы уколов, ожогов, стоит отнестись к этому внимательно, – советует школьный психолог Любовь Кузнецова. – Последствия такого поведения часто скрываются. Вряд ли ребенок будет выставлять напоказ часть тела с раной. Даже если родители заметят что-то неладное, подросток часто говорит, что его кошка поцарапала или поранился случайно. Причинение физической боли на некоторое время заставляет отступать боль психологическую, ребенку эмоционально становится легче, но и физическая боль постепенно проходит, рана затягивается, и все повторяется снова.

Самоповреждения могут наносить себе дети в полных и неполных семьях, в благополучных и не очень. Объединяет их всех неумение говорить о своих чувствах и переживаниях, нежелание делиться собственными мыслями с родными из-за боязни быть непонятыми, непринятыми родителями.

Все же специалисты выделяют здесь группы риска. Чаще к самоповреждениям склонны подростки-одиночки, у которых нарушены межличностные отношения. Это те дети, которые некомфортно себя чувствуют в коллективах, часто депрессивные подростки. Им могут составить компанию вполне успешные в плане учебы дети, которые предъявляют к себе завышенные требования. Пусковым механизмом для такого поведения может стать трагическая утрата в семье или серьезная болезнь.

Запустить механизм самоповреждения может также развод родителей, холодное отношение близких к ребенку, их постоянная критика.

 

Конфликты в школе

– Независимо от того, что происходит с ребенком, наша задача – понять, принять и простить, – продолжает психолог. – Это правило трех «П», которое должен знать любой родитель. Надо быть рядом в любых ситуациях, даже самых сложных.

В чем причины самоповреждающего поведения? Это проблемы в школе, связанные со статусом ребенка в классе, конфликты с учителями, личностное отношение к успеваемости или та ситуация, когда мы ставим для ребенка слишком высокую планку, которую он достичь не может. К самоповреждению могут подтолкнуть взаимоотношения со сверстниками, друзьями, противоположным полом, особенно если речь идет о безответной любви.

Ребенок чувствует безысходность и пытается каким-то образом рану залечить. В такие моменты в душе у подростка весь спектр чувств: беспомощность, безнадежность. Он осознает, что его никто не понимает, от него ничего не зависит, в будущем ничего хорошего произойти не может.

 

Чем могут помочь родители?

Для предотвращения аутоагрессивного поведения, во-первых, нужно расширить спектр эмоций, который может испытывать подросток. Важно, чтобы он видел не только черное и белое, но и различал полутона. Нужно, чтобы в такие моменты ребенок был с кем-то, так легче переживать неприятные ситуации.

– Обязательно спрашиваем, чем мы можем помочь ребенку с его точки зрения и как? – говорит психолог Любовь Телешова. – Советуемся как со взрослым. Если ребенок отказывается от помощи, мы просто находимся рядом. Если вы считаете, что вам сложно справиться с ситуацией, или вы сами напуганы, не стесняйтесь обращаться к школьным, семейным психологам. Сохраняйте контакт с ребенком, говорите о его перспективах в жизни. Подросток часто видит либо настоящий момент, либо отдаленное будущее. Помогайте выстраивать ближайшие планы, делитесь своим опытом. Обязательно говорите о том, что такое жизнь, в чем ее смысл, что такое любовь, дружба, смерть. Подросток сам ищет ответы на эти вопросы. Если вы окажетесь рядом в этот момент, он будет вам благодарен, почувствует ваше участие. Обязательно делаем все, чтобы ребенок понял, что жизнь сама по себе является ценностью, что она дает возможность реализоваться. Если не будет жизни, не будет ничего остального.

Подросток вряд ли решится на суицид, если он эмоционально привязан к родным и близким, безумно любит маму, папу, братика, сестренку. Препятствием к такого рода действиям может стать обсуждение позорности самоубийства, допустим, если семья верующая. Ребенок из такой семьи на суицид не решится.

Важно развивать в подростке психологическую гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные переживания, снимать психическое напряжение.

– Постарайтесь вести себя так, чтобы ваши дети могли любые эмоции выражать безоценочно. Не судите их, а просто поймите и поддержите, – резюмируют психологи.

 

Комментарий:

Валентина ВОБЛИКОВА, зампред правительства Иркутской области:

– У нас стабильно высокий процент суицидальных попыток и завершенных суицидов среди детей. В среднем в год таких случаев бывает 27, попыток до 90. Сейчас в регионе действует система оперативного реагирования, включающая областную межведомственную группу, 42 муниципальных межведомственных группы. Такой работой в прошлом году было охвачено более 230 ребятишек, попавших в ситуацию попытки суицида, а также все школьники и члены семей, которые окружают или окружали подростков.