Территории Иркутской области просят перераспределить финансовые потоки

Проблемы местного самоуправления, в том числе наполняемость местных бюджетов, обсудили 20 апреля 2021 года на пресс-конференции в газете «Областная» председатель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, мэр Черемхово Вадим Семёнов и заместитель председателя АМО, мэр Шелеховского района Максим Модин.

 – Местное самоуправление прошло сложный период. Его основы пытались заложить еще в конце советской эпохи, – рассказал Вадим Семенов. – В 1991 году был принят закон об основах местного самоуправления в РСФСР. Затем в 1993-м он был отменен. В 1995 году принимались нормативные акты МСУ. В 1998 году Россия присоединилась к Европейской хартии местного самоуправления.  В 1999 году появился еще один федеральный закон. И лишь в 2003 году принят федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который заложил основы современного МСУ. Было много критики и поправок в закон. Но самое главное, что местное самоуправление в России признано Конституцией и органами власти.

Сегодня в Ассоциации муниципальных образований состоит 326 муниципалитетов, это 10 из 10 городских округов, 18 из 22 районов, 46 из 58 городских поселений и 242 из 354 сельских. На момент создания АМО в 2003 году вместо 32 появилось 391 муниципальное образование. Было девять городских округов, чуть меньше городских поселений. В силу экономических, социально-культурных, этнических предпосылок некоторые поселения перестают существовать, другие муниципальные образования меняют статус. Это живой процесс. А двери ассоциации открыты для всех.

Главной проблемой в деятельности муниципальной власти Вадим Семенов назвал недостаточные финансовые возможности для осуществления полномочий, которых у местной власти около 200. Для решения этой проблемы необходима мощная финансовая основа. В 90-х годах перестали существовать многие промышленные предприятия, налоговые поступления уходят на разные уровни.  Кроме того, на федеральном уровне принимаются нормативные правовые акты, отрицательно влияющие на доходную часть местных бюджетов, что негативно сказывается на стабильности и предсказуемости бюджетной политики, а именно: изменение порядка зачисления в бюджеты доходов от уплаты штрафов; отмена системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; переход на определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения; оспаривание кадастровой стоимости земель промышленности и населенных пунктов Иркутской области.

Целевые вливания в местные бюджеты на строительство объектов предполагают софинансирование, оплату проектирования, средства на содержание построенных объектов. Чтобы финансовых средств было достаточно, нужен баланс, который позволит муниципальным образованиям почувствовать самостоятельность. Пандемия также внесла коррективы. Сегодня бюджеты муниципалитетов имеют высокую кредиторскую задолженность, перешедшую в 2021 год, а сейчас важно провести подготовку к отопительному сезону, подготовку образовательных и учреждений культуры к новому учебному году.

Не хватает муниципальной власти и грамотных специалистов, педагогов и медиков, особенно на периферии. Вадим Семенов выразил надежду на то, что на площадке АМОИО и регионального совета Иркутской области будет найдено разумное решение, в том числе и в передаче части налогов НДФЛ, УСН, НДПИ, перераспределении штрафов.

– Говоря о своих проблемах, мы понимаем, что мы члены большой команды вместе с региональным правительством, Законодательным собранием, но нам очень нужна помощь, – заключил Вадим Семенов.

Максим Модин акцентировал внимание на необходимости более тщательного подхода к кадровой политике. Районам нужны врачи и учителя. Молодые кадры с неохотой едут в районы. Говоря о налоговой политике, он отметил, что всего три налога остаются в бюджетах органов местной власти. К примеру, Шелеховский район, будучи промышленной площадкой, остается дотационным.

– Хорошо, что нас сейчас слышат, с нами готовы говорить, есть трехлетние бюджеты, которые позволяют видеть перспективу. Но бывали времена, когда приходилось выживать, – подчеркнул Максим Модин.