Ждет ли Приангарье бизнес-миграция?

Перемены, которые принес с собой 2021 год, вызвали резонанс в предпринимательской среде. Негативная реакция возникла на новые налоговые режимы, а также расширение спектра товаров, который подлежит обязательной маркировке, и другие изменения, из-за которых расходы коммерсантов серьезно выросли. Появились разговоры о бизнес-миграции в территории с пониженными налоговыми ставками. На площадке Центра «Мой бизнес» состоялся круглый стол, в рамках которого удалось обсудить актуальные вопросы с участием власти и предпринимателей.

 

Налоговый резонанс

Бизнес-объединения поделились данными о проведенных исследованиях. Член правления ИРО «Опора России» Александр Чалбышев заявил, что деловая среда в регионе находится в стагнации, а многочисленные показатели фиксируют падение.

– Иркутская область входит в число регионов, где замеряется индекс деловой активности. Сегодня он составляет 46,5%. Отмечу, что если индекс ниже 50%, это свидетельствует о том, что деловая активность идет вниз. Вопрос – к чему мы идем, понимаем ли, что наш бизнес «загибается», – сказал Александр Чалбышев.

По его словам, индекс активности продаж тоже вызывает опасения. Так, по данным на январь 2021 года в Приангарье он был равен 31%. Это свидетельствует о стагнации. Эксперт сделал прогноз, что продажи будут и дальше падать. Он сообщил, что до этого самый низкий показатель был отмечен в апреле прошлого года – 22%, когда потребитель приобретал только продукты и лекарства. Полученные цифры говорят об отсутствии спроса, а в таких условиях невозможно развивать реальный сектор экономики.

Своим опытом в ходе круглого стола поделилась индивидуальный предприниматель Анна Астрахан. Ее бизнес связан со сферой красоты. Она отметила, что стоимость патента для салона красоты в этом году по сравнению с прошлым годом выросла более чем в 5 раз: если в 2020 году оплачивали 60 тыс. рублей при 15 сотрудниках, то в текущем – 322 тыс. рублей.

– Для нашей сферы прошлый год оказался настоящей катастрофой. Одни предприятия на фоне коронавируса закрылись, другие ужались, но с трудом выживают сейчас. Когда я эти цифры посчитала, у меня был шок. Надо понимать, что салонный бизнес – это люди, которые выросли из парикмахеров, создали свое дело, живут на своей работе. Они не считали, просто подали заявление на патент, а когда им пришло письмо от налоговой с такой суммой, у многих это вызвало негативную реакцию, – поделилась своим мнением предпринимательница.

 

 

Анна Астрахан также отметила, что из-за коронавируса у владельцев салонов бьюти-сферы существенно выросли расходы на приобретение средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих материалов, а высокие налоги в принципе ставят под вопрос существование предприятий индустрии красоты. И в первую очередь, по ее мнению, удорожание стоимости патента ударило именно по добросовестным налогоплательщикам, которые исправно платят налоги и стараются всеми силами сохранить коллективы своих малых предприятий.

Эксперт ИРО «Опора России» Иван Астафьев сказал, чтобы сгладить негативные последствия от отмены ЕНВД, необходимо ввести комфортный переходный период для предпринимателей и снизить налоговые ставки. Иначе не исключено, что бизнесмены предпочтут переехать в другие территории и заново открыть там свои предприятия.

– Мы понимаем, что экономические риски региона от закрытия предприятий приведут куда к большим потерям, чем временное снижение поступлений в бюджет региона, – подчеркнул Иван Астафьев.

 

«Нормальный бизнес не уйдет»

Министр экономического развития Иркутской области Яна Соболь сообщила, что никаких изменений в миграции предпринимателей, особенно если говорить об оттоке, не отмечается. В качестве аргументов она привела некоторые цифры:

– Мы не скрываем миграцию. Но ничего в статистке, начиная с 2016 года, не поменялось. Среднемесячный отток в 2019 году составлял 14 субъектов, в 2020 году – 20. За полтора месяца текущего года эта цифра равна 7.

Вместе с тем она выразила мнение, если все регионы начнут внедрять эти налоговые льготы для вновь зарегистрированных предприятий, как это уже делают в Республике Бурятия и Забайкалье, то формировать областной бюджет будет очень сложно.

– На мой взгляд, наш регион в этом отношении работает более грамотно, мудро и взвешенно. У нас есть такие предприятия, которые реализуют инвестпроекты, их 22. Налоговые преференции, принятые на региональном уровне, дают возможность стимулировать их развитие. Мы понимаем, что они будут реализовываться не только в части производственного процесса, но и инфраструктуры, а это уже возможность развивать малый бизнес, – сказала министр.

Начальник управления доходов бюджета и государственного долга Минфина Иркутской области Василий Подковыров обратил внимание, что наши соседи являются дотационными субъектами, у них высокий процент софинансирования из федерального бюджета. Поэтому они могут форсировать и устанавливать максимально сниженные ставки, поскольку смогут покрыть свои выпадающие расходы.

– Иркутская область – низкодотационный регион, мы сами себе зарабатываем на жизнь. И потом, обычно наши предприниматели предпочитают переезжать в Москву или Санкт-Петербург, а вот бизнесмены из Бурятии и Забайкалья, наоборот, стараются зарегистрировать предприятия у нас в регионе, – подчеркнул Василий Подковыров.

Его поддержала председатель комитета по туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности при ТПП Восточной Сибири Марина Григорьева, она считает, что из региона никакой нормальный бизнес не уйдет, сорвутся с места лишь те, кто готов в любой момент поменять место регистрации в другом субъекте.

– Прошу коллег из бизнеса прекратить эмоциональный шантаж по поводу того, что предприниматели уходят из региона. У нас есть Налоговый кодекс РФ, согласно которому основные налоги мы платим там, где бизнес ведем, а не там, где он зарегистрирован, – отметила Марина Григорьева. Это не значит, что вопросов по УСН и патентам у нас нет. Здесь бизнес-сообщество в лице Торгово-промышленной палаты, других бизнес-объединений будет консолидированно отстаивать свои позиции. Но манипулировать массовыми перерегистрациями предпринимателей не стоит.

По результатам совещания было решено, что в ближайшее время правительство региона разработает дорожную карту, в соответствии с которой будет предложен план дополнительных мер поддержки предпринимателей, в том числе из наиболее пострадавших отраслей. К разработке преференций для бизнеса обязательно привлекут малый и средний бизнес.